В Украине - очередной «трамвайный» юбилей
Все было как в сказке: прозвенел колокольчик - и под гром оркестров старинные трамвайные вагончики с гостями, артистами в костюмах ХІХ века двинулись по главному проспекту Днепропетровска. Так начался праздник 100-летия городского трамвая.
Екатеринослав оказался третьим городом Российской империи (после Киева и Нижнего Новгорода), где электрический трамвай стал основным видом городского транспорта. Как же это случилось в то время, когда Санкт-Петербург и Москва довольствовались бричками, конными экипажами и пароконными линейками?
В конец 80-х годов прошлого столетия Приднепровье, по выражению В.Гиляровского, охватила «железная горячка». Бурно развивавшаяся железорудная промышленность стимулировала строительство чугунолитейных, сталеплавильных, трубопрокатных заводов. Екатеринослав рос так стремительно, что сразу возникла проблема городского транспорта (ей тоже, родимой, как минимум сто лет!).
Долго спорили в городской думе, какому транспорту отдать предпочтение, и в конце концов выбрали «киевский вариант»: электрический трамвай легко преодолевал холмы, которых и в Екатеринославе было немало.
Денег в городской казне не было, финансирование проекта осуществлялось «Акционерным обществом бельгийского трамвая». На строительство первых линий протяженностью всего десять километров ушло два года, еще столько же времени понадобилось, чтобы полностью окупить все затраты. Городской голова Иван Яковлевич Эзау понял выгодность трамвая для города, и все последующие трамвайные линии принадлежали уже городскому самоуправлению, они связали центр города с рабочими окраинами, металлургическими заводами.
Был разработан даже проект трамвайной линии от Екатеринослава до Новомосковска (27 км), но осуществлению этого плана помешали первая мировая война, революция и гражданская война... На улицах Екатеринослава валялись изуродованные сименовские и гансовские трамвайные вагоны, как будто они были виновниками голода и разрухи...
Не менее страшную трагедию днепропетровские трамвайщики пережили в годы сталинских репрессий. Случилось так, что в трамвайное депо №1 привезли «драгоценный груз» - бюст Сталина, но когда открыли ящик, оказалось: Иосиф Виссарионович - слепой... Торжества по случаю открытия бюста «вождя и учителя» пришлость отложить. Начались аресты «контрреволюционеров», «диверсантов», «шпионов», «националистов»...
Истории строительства и развития днепропетровского трамвая посвящена книга Ивана Науменко «З вершини століття». Автор, проработавший в «Днепрогорэлектротрансе» почти сорок лет, собрал уникальные документальные материалы и фотографии.
По всем технико-экономическим показателям «Днепрогорэлектротранс» признан сегодня лучшим в Украине. В частности, коэффициент использования подвижного состава по троллейбусам составляет 0,77, по трамваям он еще выше - 0,79. Количество поломок и сбоев удалось уменьшить до 10%. Выручка за месяц составляет примерно 1,8 млн. гривен. Средняя зарплата электротранспортников колеблется в пределах 250 - 300 гривен в месяц, причем задолженности по выплате зарплаты нет. Очевидно, именно поэтому здесь самый стабильный коллектив, у каждого пятого - трудовой стаж более четверти века.
На торжествах по поводу столетия трамвая мэр Днепропетровска Николай Швец отметил: «В прошедшем году проложено новую 20-километровую трамвайную линию, соединившую жилмассив «Левобережный» с промышленной зоной и центром города. Приобретено 20 новых трамваев. Это, конечно, очень мало... 10 лет днепропетровскому трамваю - это хорошо, к ним бы еще сто новых трамваев - было бы совсем замечательно!»
Достижения есть, но это еще не значит, что больше проблем нет. Себестоимость проезда в трамвае (троллейбусе) «подскочила» по сути почти к гривне - это в три раза больше нынешней цены билета. Как покрыть убытки? Городской бюджет не в состоянии выдержать непосильную ношу, приходится прибегать к нестандартным решениям. На вагонах появились рекламные плакаты, реклама «оккупировала» салоны, реклама даже на проездных билетах. Последняя новинка - абонементные «лотерейные» талоны, по которым можно выиграть 100 гривен!
Нисколько не удивлюсь, если на магистрали города выйдут старинные трамвайные вагончики: с одной стороны - экзотика, с другой - тоже ведь передвижной состав...