Являясь столицей одной из советских республик, Киев играл довольно скромную роль на международной арене. Но с обретением Украиной независимости на него возложена важнейшая задача - возродить и приумножить былую славу и авторитет, которыми он обладал со времен Киевской Руси, занять достойное место в современном мировом сообществе. Безусловно, в данном контексте Киев отождествляется с государством, следовательно, решение упомянутой задачи - прерогатива государственных мужей. Но как крупный административный и культурный центр, наделенный к тому же столичными полномочиями, Киев осуществляет собственную международную политику, налаживает непосредственные связи с зарубежьем, что полностью в компетенции «отцов города». Об этом корреспонденту «ЗН» рассказывает начальник управления международных связей Киевской городской госадминистрации Леонид КНЯЗЕВ.
- Леонид Николаевич, как вы оцениваете нынешнюю динамику развития зарубежных связей Киева?
- Дружественные связи с зарубежными городами, подтверждаемые соответствующими двусторонними соглашениями, Киев начал устанавливать с 1954 года. Первым был финский город Тампере. За ним последовали Лейпциг, Флоренция, Братислава, Киото, Тулуза... Потребовалось 36 лет, чтобы этот перечень составили 10 городов. А за период с 1991 по 1999 годы в него вошли еще более трех десятков.
Это только количественный показатель. О качественном - разговор отдельный.
Ведь ни для кого не секрет, что в советские времена такие шаги могли предприниматься исключительно по согласованию с Москвой. Там определяли, с кем мы можем дружить, а от кого должны держаться подальше. В итоге эти отношения носили преимущественно пропагандистский характер, имея своей целью рекламу советского образа жизни.
Теперь же зарубежным связям нашей столицы присущ характер делового партнерства. В рамках достигнутых договоренностей с городами мира ведется активное сотрудничество в таких отраслях, как наука, культура, образование, спорт, здравоохранение, социальная сфера. Особенно перспективным направлением сотрудничества со столицами стран Европейского союза является подготовка совместных проектов по стажировке и обучению специалистов Киевской городской госадминистрации, полностью реализуемых на средства европейских структур.
Так, с 1992 года действует программа обучения и практической стажировки специалистов финансовых структур Киева в рамках сотрудничества между породненными городами Киевом и Тулузой. В 1996 году начата работа по реализации аудит-проекта по вопросам энергообеспечения в отопительных системах учреждений социальной сферы Киева (больницы, школы и пр.). Оба эти проекта финансируются Министерством иностранных дел Франции. С прошлого года ведутся работы по подготовке совместного с Тулузой проекта в сфере здравоохранения. После утверждения соответствующими европейскими структурами его будет финансировать бюро TACIC.
Необходимым с точки зрения дальнейшего урбанистического развития Киева является его членство и активное участие в работе международных организаций, таких, как Ассоциация европейских городов, Конференция столиц стран Юго-Восточной Европы, Конференция столиц стран Причерноморья (ПАЧЕС), Всемирная федерация породненных городов, Международная ассоциация породненных городов. Это направление деятельности способствует утверждению на международной арене не только Киева, но и Украины в целом.
Наше управление осуществляет организацию и проведение важных международных мероприятий, таких, как ежегодные собрания ЕБРР, разрабатывает и внедряет необходимые для столицы инвестиционные проекты. Кроме того, содействует развитию международных связей не только города, но и городских районов, помогая райгосадминистрациям устанавливать контакты с соответствующими структурами других стран, оказывает поддержку в организации отдыха и оздоровления детей за рубежом.
- Что является приоритетным в развитии дружественных связей нашего города?
- Безусловно, Киеву прежде всего важно сотрудничество с городами мира, накопившими высокоразвитый экономический потенциал, положительный опыт реформирования экономики и производства, эксплуатации городского хозяйства. На западе это - Мюнхен и Лейпциг (Германия), в США - Чикаго с его мощнейшими финансовым и фондовым рынками, на востоке - Москва, Пекин, Ухань, на севере - Хельсинки.
Приоритеты в экономическом сотрудничестве - это создание совместных предприятий, обеспечивающих рабочие места. Образцом для нас в этом отношении является столица Баварии Мюнхен, где при всех нынешних проблемах Европейского союза уровень безработицы составляет 1,5 процента при среднем по Германии 6 процентов!
Такому высокому уровню занятости в значительной степени содействует план стратегического развития экономики, разработанный Управлением труда и экономики Мюнхена. Специалистов Киевской городской госадминистрации особенно заинтересовала одна из ключевых тем плана «Экономическая политика и политика обеспечения занятости». С мюнхенскими коллегами достигнута договоренность о разработке совместной программы для украинской столицы, основными аспектами которой являются экономическое развитие и стратегия занятости, стимулирование предпринимательской деятельности, местное трудоустройство и квалификационная стратегия.
Стремимся развивать сотрудничество и с отдельными регионами. К примеру, выходим на создание торгового дома «Киев-Тюмень», что должно положительно сказаться на обеспечении столицы нефтью и газом. В свою очередь киевлянам есть что предложить промысловикам Тюменской области.
- Необходимым условием развития городского хозяйства являются инвестиции. Но активность зарубежных инвесторов оставляет желать лучшего. Что, по вашему мнению, могло бы стимулировать их энтузиазм?
- Учитывая важность и сложность вопроса, городская администрация избрала программный путь его решения. Программа привлечения иностранных инвестиций в экономику Киева, в которой определены задания всем ключевым управлениям и службам администрации, принята в прошлом году и уже подтвердила свою необходимость и актуальность. Осуществляемые мероприятия получают большой резонанс, о чем свидетельствует то, что за каких-то девять месяцев объем зарегистрированных в Киеве иностранных инвестиций возрос на 30 процентов, что составляет 30 миллионов долларов США.
Однако на фоне общего увеличения объемов инвестирования приоритетные для города проекты, включая и те, что осуществляются с участием коммунальной собственности, продвигаются довольно вяло. Не буду говорить об общем экономическом кризисе в стране, о несовершенной регулятивно-правовой базе. Об этом сказано более чем достаточно. Остановлюсь только на том, что, по моему мнению, можно и следует предпринять внутри самой городской администрации.
Прежде всего, с каждой заинтересованной фирмой или банком нужно проводить тщательную последовательную работу, направленную на взаимовыгодное соблюдение интересов обоих партнеров. При этом все службы города должны действовать в рамках единой инвестиционной политики, а не исходить из своих собственных интересов или взглядов. Для повышения уровня общего контроля за реализацией инвестиционных проектов, решения вопросов экономической безопасности, сведения информационного потока в единое русло необходимо разработать и внедрить регламент работы управлений и служб горадминистрации с инвесторами.
Чтобы улучшить информированность подразделений, необходимо создать картотеку обращений фирм и посредников. В нее должна входить информация о работе инвестора с подразделениями администрации, о стадиях, которые проходит инвестор, а также определенные анкетные данные.
Никто, ни одна городская служба, не должен общаться с инвестором с позиций диктата. Нужно создавать самые благоприятные условия для их деятельности. Экономический прорыв возможен лишь при условии понимания важности работы с иностранными инвесторами и согласованности действий всех служб города.
- Открылись ли перед Киевом в области зарубежных отношений новые перспективы после принятия закона Украины «О столице Украины г. Киеве»?
- Безусловно. Ведь теперь существенно возрастают возможности городского бюджета за счет уменьшения отчислений в бюджет государства. Отдельной статьей закона провозглашается право Киева принимать участие в подписании международных договоров, давать государственные гарантии под те или иные инвестиции. Открывается широкое поле для самостоятельного выхода на международные рынки.
Сейчас, с принятием Закона о столице и избранием городского головы, в Киевской городской администрации проводится значительная структурная перестройка. И то, что наш отдел преобразован в управление международных связей с приданием ему новых функций, полномочий и обязанностей, как нельзя лучше свидетельствует о том, какое важное значение городские власти придают развитию сотрудничества с международным сообществом.
- И последнее. Связи Киева с зарубежными городами, судя по названиям соответствующих документов, имеют неодинаковый характер - соглашение о породнении, совместное заявление об установлении партнерских связей, меморандум о сотрудничестве... По какому принципу устанавливается уровень отношений?
- В отличие от любви, дружба не возникает с первого взгляда. Она развивается на основе общих увлечений, интересов, сотрудничества и крепнет с течением времени, если это общение, сотрудничество приносит обоюдную пользу, если партнеры демонстрируют готовность помогать друг другу в сложных ситуациях, могут доверять один другому, не опасаясь какого-либо подвоха. Так у людей. То же самое и во взаимоотношениях городов. Поэтому объявлениям о породнении предшествуют годы партнерских и дружественных связей, заявляемых в соответствующих протоколах, меморандумах и соглашениях.
Сегодня у Киева лишь девять городов-побратимов, но соглашений о дружбе и сотрудничестве больше 40. Когда эти связи перерастут в братские, Киев и станет равным среди равных в мировом сообществе.