Более десятка лет назад, перед самым дембелем, ваш покорный слуга оказался участником весьма забавного и зело поучительного действа. Одним прекрасным утром бойцы разведроты обнаружили возле бокса (иначе говоря, гаража) нашего подразделения неизвестно откуда взявшийся бронетранспортер. БТР-60 не имел ни аккумуляторных батарей, ни опознавательных знаков. Исполняя приказание ротного, мы дружно и весело откатили бронемашину к боксу мотострелков. Явившиеся через минут пять пехотинцы, не мудрствуя лукаво, последовали нашему примеру и оттащили неопознанный бронированный объект во владения роты химической защиты. Надо ли говорить, что появившиеся вскоре «химики» не стали изобретать велосипед… В течение дня «шестидесятка» совершила полномасштабную экскурсию по полковому парку колесной и гусеничной техники и в итоге оказалась у ворот контрольно-технического пункта. Попытки найти владельца БТР успехом не увенчались, и по приказу командира части его спрятали в лесочке, примыкающем к территории парка. Приближалась итоговая проверка, и решено было убрать «бомжика» подальше от глаз проверяющих из штаба округа. Спустя неделю по окончании проверки командование вспомнило о таинственной машине. Отправившийся за бэтээром тягач вернулся налегке. Машина исчезла так же таинственно, как и появилась. История с БТР стала для нашего командира поводом поговорить о бардаке в полку, но, судя по всему, так и не стала поводом для устранения этого самого бардака. Хозяин неприкаянного бэтээра так и не был найден…
Тысяча извинений за цинизм, но если бы «тейпгейта» не было, его необходимо было бы придумать. Чтобы вся страна убедилась, в каком политическом бардаке она находится. Чтобы мы воочию убедились в политической несостоятельности власти и оппозиции, в беспомощности правоохранительных органов и слабости парламента, в инертности премьера и уязвимости олигархов. «Кассетный скандал» стал поводом поговорить о том, что не все так хорошо в нашем доме. Но не стала толчком для начала процесса демократической реконструкции власти. Не оказалось никого, кто оказался бы способным взять на себя бремя политической ответственности, которая, подобно злосчастному бэтээру, оказалась ничейной - ее спихивают друг другу. Чем больше времени проходит с момента исчезновения Георгия, тем сильнее крепнет уверенность в том, что мы никогда не узнаем, кто стоит за исчезновением нашего коллеги и за «кассетным скандалом». Кажется, страна не выдержала итоговой проверки на политическую состоятельность. Все больше оснований считать, что тайна «дела Гонгадзе» исчезнет в лесу многочисленных версий. Все меньше оснований надеяться, что в этой неприкаянной стране найдется хозяин. Истинный хозяин положения.
И власть, и оппозиция не нашли в себе внутренних сил даже на то, чтобы сесть за «круглый стол». О необходимости переговоров между властью и оппозицией говорили так часто и так много, что люди, близко знакомые с нюансами отечественной политики, поневоле усомнились в реальности их проведения. Внимательный анализ последних высказываний и недавних поступков всех действующих лиц сомнения усиливал. Выяснилось, что неоднократные заявления о необходимости диалога отнюдь не свидетельствуют об искреннем стремлении сторон сесть за «круглый стол».
Сегодня можно с достаточно высокой степенью уверенности утверждать, что обе стороны пока не видят острой необходимости в переговорах. Президент все еще уверен в собственных силах. Недавние выступления Леонида Кучмы на Радио «Свобода», а также на встречах с представителями региональных масс-медиа и политических партий наглядно продемонстрировали: гарант вполне овладел собой. Фактическое бездействие оппозиции позволило главе государства несколько перевести дух. Надо полагать, что многочисленные и продолжительные беседы с олигархами, силовиками, губернаторами и лидерами пропрезидентских партий окончательно убедили Леонида Даниловича, что ситуация находится под контролем.
Оппозиция в лице Форума национального спасения, «Украины без Кучмы» и комитета «За правду» в такой же степени, что и Президент, не заинтересована в форсировании переговорного процесса. Но в силу совсем иных резонов. Главная причина предельно проста: у противников режима не хватает аргументов, чтобы навязывать свою волю в ходе возможного политического диалога с властью. Если бы под стенами президентской администрации стояло несколько десятков тысяч людей с антикучмовскими лозунгами, разговор между властью и оппозицией несомненно был бы увлекательным и предметным.
«Батьківщина» увлеклась борьбой за освобождение своего лидера. «Реформы» и оба Руха были озабочены спасением Ющенко от коварных олигархов. Юлия Тимошенко, кажется, всерьез уверовала не только в то, что следующие президентские выборы будут досрочными, но и в то, что победительницей внеочередного забега окажется именно она. Нечто похожее сквозит и в последних спичах Александра Мороза. Пока лидеры занимались укреплением имиджа, «улицей» не занимался никто. Заручившись определенной моральной поддержкой Запада, оппозиционеры не смогли добиться взаимности от собственного народа. Сказать, что идеи УБК и ФНС овладели массами, было бы откровенным преувеличением. Создается устойчивое впечатление, что европейские структуры и американские издания интересуются сводками с украинских политических фронтов куда активнее, нежели отечественные обыватели. Оппозиция практически без боя отступила с завоеванных позиций и, судя по всему, не удосужилась накопить необходимые силы для контратаки. Во всяком случае многие активисты Форума всерьез опасаются, что массовые акции, запланированные на 9-10 апреля, окажутся не такими уж массовыми.
Есть у оппозиции и другие причины оттягивать начало возможных переговоров с властью. Появились основания полагать, что в стане революционеров (коих сейчас более приличествует называть подпольщиками), обострились внутренние противоречия. Отсутствие единого центра координации действий было видно невооруженным глазом. С некоторым опозданием Форум занялся «работой над ошибками»: соответствующим решением функции генштаба оппозиции закреплены за советом ФНС. Но...
Столь же очевидной выглядит неспособность оппозиции выработать единую платформу. Вопрос составления цельной политической программы, с которой не стыдно было бы пойти в массы, несколько раз ставился на повестку дня Форума и столько же раз снимался. Участники антипрезидентской коалиции по-прежнему сходятся только в стратегических вопросах. Необходимость отстранения от власти Леонида Кучмы - аксиома. Большинство оппозиционеров формально поддерживают идею перехода к парламентско-президентской форме правления, но в душе далеко не все являются пылкими поклонниками указанной модели. Кто-то не жаждет радикального урезания президентских полномочий, поскольку сам намеревается в обозримом будущем «прописаться» на Банковой. Кто-то всерьез опасается, что парламентский «фарватер» облегчит приход к власти коммунистов либо олигархов.
В тактических же вопросах - разброд и шатание. Физические и юридические лица, входящие в оппозиционные структуры, по-прежнему расходятся во мнениях и по поводу средств достижения окончательной цели, и по поводу спектра возможных союзников. Ющенко, коммунисты, олигархи - вот лишь неполный перечень субъектов политического процесса, в отношении которых Форум не сподобился выработать консолидированной точки зрения. Нет единства и в вопросе о необходимости диалога с властью. Большинство лидеров оппозиции считают, что с организацией «круглого стола» не стоит торопиться, но есть и те, кто категорически отвергают саму возможность переговоров. К числу непримиримых относится, в частности, Юлия Тимошенко. Не брать в расчет мнение лидера «Батьківщини» остальные представители оппозиции не могут, игнорировать возможности - тоже. В то же время все члены Форума осознают необходимость сохранения ФНС. Оппозиция не может не понимать: если она вступит в переговорный процесс, не то что не ликвидировав, а даже не сгладив противоречия, центральный орган сопротивления власти может развалиться. Последствия будут печальными - укрепление позиций Кучмы и окончательная потеря доверия со стороны населения.
Согласно некоторым сведениям, Форум готов рассматривать Виктора Мусияку как наиболее реального кандидата на крайне неблагодарную роль организатора переговоров между властью и оппозицией. Есть информация, что Виктор Лаврентьевич может быть приглашен на ближайшее заседание ФНС. Но к исполнению посреднической миссии он, судя по всему, приступит еще не скоро.
Так что нет ничего удивительного в том, что и Президент, и представители Форума цепляются за любую возможность, чтобы не допустить начала переговоров. При этом каждый заинтересован в том, чтобы возложить вину за срыв диалога на оппонирующую сторону. В таком случае, зачем же и власть, и оппозиция неустанно декларируют свою готовность к переговорам. Ответ прост - истинных инициаторов переговорного процесса следует искать за пределами Украины. И тех, и других подталкивают к «круглому столу» из-за рубежа. И тот факт, что и Леонид Кучма, и его противники не могут не уступить настойчивым просьбам Запада, свидетельствует о неполной уверенности в собственных силах как одной, так и другой стороны.
Есть еще одно обстоятельство, позволяющее предположить, что переговорный процесс не станет явью в ближайшее время. Будущий диалог абсолютно всеми анонсировался как переговоры между властью и оппозицией. Но власть - это не только Президент, а оппозиция - не только ФНС. Представить себе, что удастся усадить за «круглый стол» Президента, премьера, спикера, представителей Форума и коммунистов, невозможно. А если переговоры пройдут в суженном формате, то всякий, кому не лень, вправе предъявить свои претензии.
Так что в ближайшее время Форуму, похоже, придется сосредоточиться на массовых акциях. Об иных планах оппозиции пока ничего неизвестно. Можно предположить, что существуют три рабочих варианта отстранения Президента Украины от власти. Первый - проведение референдума о недоверии Президенту. Данную идею на днях озвучил Александр Турчинов, но она не была одобрена большинством его коллег по Форуму. Во-первых, никто не знает, как бороться с админресурсом. Во-вторых, никому неизвестно, как можно претворить решения референдума в жизнь. В-третьих, кое-кто помнит, что в марте прошлого года Конституционный суд разъяснил: действующий Основной закон не предусматривает процедуру вынесения на всенародное обсуждение вопросов о недоверии власти, следствием чего может стать досрочное прекращение полномочий.
Второй план выглядит еще более безнадежным, чем первый: речь идет о процедуре импичмента. Верховная Рада сделал полшага вперед - в четверг парламент принял закон о специальном прокуроре и специальных следователях. Без этого нормативного акта начать процедуру отрешения Президента от власти было невозможно по определению. В тот же день высший законодательный орган «провел» через второе чтение закон о Президенте, где, в частности, предусмотрена возможность импичмента в том случае, если глава государства отказывается подписать закон, прошедший через процедуру преодоления вето.
Но все прекрасно понимают, что добиться импичмента гораздо сложнее, чем научить Ющенко доступно изъясняться. Не говорю уже о том, что закон о спецпрокуроре и спецследователях почти наверняка ожидает вето, преодолеть которое парламенту не под силу.
Схема номер три, о которой пока почти никто не говорит вслух, но которая тем не менее также является предметом обсуждения. 108-я и 110-я статьи Основного Закона предусматривают досрочное прекращение полномочий главы государства, если он не в состоянии исполнять возложенные на него функции по состоянию здоровья. Этот способ ненамного проще второго - помимо специального медицинского заключения требуется специальное представление Верховного суда и постановление парламента, за которое должны проголосовать 226 депутатов. Кроме того, скажем так, неделикатность подобной схемы едва ли будет способствовать ее популярности даже в кругах оппозиционеров.
Впрочем, есть и еще один вариант - «работать» по всем трем схемам в надежде, что хоть одна сработает. Кое-кто из сторонников подобного плана полагает также, что столь массированная атака вынудит Президента уйти в отставку добровольно. Политики, надеющиеся на это, все еще есть. Политиков, верящих в подобное развитие событий, почти не осталось.
Зато растет число тех, кто уверен, что ничего революционного в ближайшие месяцы не произойдет - власть и оппозиция будут и далее обмениваться уколами. Потом придет осень, и все дружными рядами отправятся на выборы. Целый ряд представителей оппозиции начинает говорить о том, что «кассетный скандал» уже сыграл свою положительную роль. Во-первых, считают некоторые члены Форума, если бы не кризис и не ФНС, Ющенко уже давно был бы снят с поста премьера. Во-вторых, «дело Гонгадзе» и «тэйпгейт» серьезно подорвали доверие к власти и несколько улучшили ситуацию со свободой слова. А значит есть основания верить, что следующие парламентские выборы будут более прозрачными и в новой Раде возрастет удельный вес демократически настроенных депутатов.
Определенный резон в подобных рассуждениях, безусловно, есть. В то же время в них наблюдается и некоторая ущербность. Откуда уверенность, что Ющенко в состоянии оценить заслуги оппозиции и в состоянии распорядиться имеющимся у него кредитом политического доверия? Кто сказал, что оппозиция, не сумевшая расшевелить народ сегодня, в состоянии заручиться его доверием завтра? А, главное, кто поручится, что демократические послабления не закончатся, когда все заглохнет?
Тем более что на выборах сегодняшние коллеги по Форуму превратятся в конкурентов. Вопрос об общем избирательном списке ФНС осторожно поднимался некоторыми оппозиционерами, но развития не получил. Практически не вызывает сомнения, что и СПУ, и «Батьківщина» намерены идти на выборы самостоятельно. Очень похоже, что и Мороз, и Тимошенко верят в то, что им под силу собрать по 10-15%. Свои, возможно, не менее амбициозные, планы у ПРП, НРУ и УНР, которые как никогда близки к объединению в предвыборную коалицию. Так что речь, скорее всего, может идти разве что о координации действий указанных политических объединений. А что будет с менее состоятельными участниками оппозиционного процесса? Я далек от мысли, что члены Форума, представляющие не слишком крупные политические структуры, записывались в ФНС только ради того, чтобы «зацепиться» за чей-то выгодный избирательный список. Но почти наверняка каждый из них в глубине души надеялся, что Форум станет локомотивом, способным «привезти» их в следующий парламент.
Думы о выборах медленно и неизбежно овладевают головами борцов с режимом. На то, чтобы попытаться выиграть у власти в, по сути, патовой партии, у оппозиции есть месяца три, не больше. С каждой неделей им будет все больше не до Форума, не до единой политической платформы, не до переговоров. ФНС может незаметно для себя превратиться в усложненный вариант «каневской четверки». Со всеми вытекающими последствиями.