Завоплю, заору, заболею и помру...
Из студенческой песни про «хвосты»
Великий «афорист» Козьма Петрович Прутков приучил нас думать, что два дела сложно закончить единожды начав: смеяться, а также чесаться, где чешется. Из опыта новейшей украинской истории следует, что есть и третье нескончаемое занятие: трудно остановиться, единожды начав вносить правки и поправки в налоговое законодательство. Вносит правительство, вносит налоговая, вносит комитет. Правительство, например, говорит: 17 поправок, кто больше? Комитет ВР в свою очередь - а вот вам 19... Кстати, речь в нашей статье пойдет именно о свеженьких поправках к законам о налогообложении прибыли предприятий и об НДС, подготовленных комитетом ВР по финансам.
Если в полку прибыль...
Итак, открываем небольшой, но полезный печатный семинар на тему: «Методологические ошибки закона о налогообложении прибыли предприятий и их практическое исправление». Прежде всего исправлять надо быстро-быстро, поскольку первую декларацию по прибыли трудовой народ должен сдать в закрома налоговой 25 октября. Что исправлять будем?
Прежде всего - замечательный перл, которым украсился закон во время парламентских чтений. Это насчет того, что филиалы и отделения фирмы-предприятия должны вести отдельный учет, иметь отдельный счет в банке и, соответственно, самостоятельно вести расчеты с налоговой - в том случае, если расположены эти филиалы-отделения в ином, нежели головная контора, районе, т.е. на охотничьей территории иного подразделения налоговой службы. Абсурд такого положения вещей очевиден, в комментариях не нуждается, а нуждается в исправлении. Комитет ВР предполагает, что облегчить судьбу плательщика можно, записав, что владельцы филиалов платят налог обычным, консолидированным способом, но доход от уплаченного налога распределяется между местным бюджетом того района, где зарегистрирована головная контора, и теми местными бюджетами, которым посчастливилось иметь на своей территории филиалы головной конторы предприятия-плательщика. Ясное дело, чтобы так распределить доход от налога, с филиалов будут все-таки собирать справки-расчеты - о доле их участия в получении общей прибыли.
По неправленному закону, в валовые доходы (при исчислении прибыли) следовало включать полученный НДС, инвестиции, подоходные налоги, удержанные с зарплаты, и все такое прочее. Бухгалтерам стало не по себе. Сейчас мы их успокоим. Из валового дохода все вышеперечисленное исключено. Зато придется менять утвержденную ГНА форму налоговой декларации - есть надежда, что в результате декларация эта сократится с 34 страниц до половины, что тоже хорошо.
В некотором недоумении по поводу налога на прибыль перманентно находятся нерезиденты, желающие репатриировать эту самую прибыль, полученную на территории Украины, в страны компактного проживания нерезидентов. И в самом деле: по закону вынь да положь 15% любых доходов и всяческой выручки, полученной от продажи у нас товаров, услуг, работ. Т.е. попадали в общий котел все стандартные договоры купли-продажи, заключенные с нерезидентами. С другой стороны, точного определения - что есть предпринимательская, коммерческая деятельность нерезидентов - найти до сих пор не удавалось. Так они (разработчики поправок) решили определить это прямо в законе. Предпринимательская деятельность, «стоящая» 15% налогообложения: получение процентов, лизинговых, арендных вознаграждений, роялти и все прочие доходы в том же духе - вплоть до выигрыша в лотерею (кроме государственной). Но с нерезидентом неизбежно возникает и другой вечный вопрос: как его обложить, если он покупает фондовые ценности (в первую очередь - госбумаги)?
Ранее предполагалось, что при выплате доходов по госбумагам 30% должно из этих доходов изыматься. Однако наш Минфин решил, как мы знаем, выпускать дисконтные облигации. Дисконт же, особенно на вторичном рынке, прогнозировать весьма сложно, как и доход от этого дисконта. Посему появилась такая формулировка: «Для правильного отображения доходов и затрат нерезидента, связанных с осуществлением портфельных инвестиций в беспроцентные (дисконтные) облигации, … инвестиции могут осуществляться от имени нерезидента исключительно его постоянным представительством или банком-резидентом, работающим от имени, за счет и по поручению нерезидента».
После описанного «осуществления» за 30% налога на прибыль отвечает представительство или банк-резидент. К слову, в поправках не предусмотрена отдельная «спецрегистрация» нерезидентских представительств, практикуемая нынче МВЭСторгом.
Теперь - штрафы за недоначисленный плательщиком налог. Было: «в размере, установленном законодательством». Стало: «штраф в размере 10% от суммы недоначисленного налога», причем срок уплаты штрафа - следующий налоговый период, а не 10 дней, как было «до того». Это пряник, кнут же состоит в том, что чем дольше плательщик затягивает выплату штрафа, тем больше начисленная пеня (в размере 120% учетной ставки на момент обнаружения недоимки). На саму сумму штрафа пеня, правда, не начисляется. Если же плательщик оспаривает (в суде) неприятные выводы налоговой по поводу недоначисленных сумм, то уплата штрафа откладывается до окончания судебной процедуры.
«Мы сделали достаточно либеральную норму по отношению к плательщикам налога»,- констатирует народный депутат Сергей Терехин. Впрочем, основные комментарии к последствиям поправок мы здесь приводить не будем. Подождем, «что останется в живых» в окончательном варианте закона. Сейчас же опишем еще два существенных момента.
Тех, кто имел отношение к экспорту, импорту и прочей валюте, достаточно долгое время интересует вопрос: как поступать с накопленными курсовыми разницами. Минфин сказал - относить их на увеличение (или уменьшение) уставного капитала. Это может оказаться просто прелестно с точки зрения цены приватизации такого предприятия, его акционеров и мелких инвесторов. Комитет предполагает поступить просто и «не по-бухгалтерски»: списать эти самые курсовые разницы «без дальнейшего отображения в балансе и без учета в определении финансовых результатов хозяйствования налогоплательщика».
И последнее по поводу прибыли, точнее, ее исчисления. По уму закон о налогообложении прибыли хорошо вводить в действие одновременно с законом об НДС. Но пока нас не постиг новый закон, порядок отнесения полученного (при реализации) и уплаченного (при покупке) НДСа на валовые доходы и валовые затраты при определении прибыли остается прежним.
НДС
с изменившимся лицом
«Закон о налоге на добавленную стоимость, принятый ВР, - идеальный закон для идеальной страны, - признает Сергей Терехин, - а поскольку в Украине существуют некоторые отнюдь не идеальные особенности - например, в уплате компенсации НДС за предоставленные товары и услуги, регистрации прав собственности и т.д., Минфин и Минюст предложили эти особенности учесть. Предложенные поправки в большинстве своем носят временный характер».
Поскольку нет ничего более постоянного, посмотрим, в чем состоят временные поправки. Прежде всего плательщиков очень волновал момент возникновения налоговых обязательств и момент возникновения права на налоговый кредит, поскольку во многих случаях он наступал до прихода (ухода) реальных денег. Так вот: «до 1 января 1999 года при продаже электроэнергии, газа, тепловой энергии и воды дата возникновения налоговых обязательств определяется в налоговый период зачисления средств в оплату этих товаров или получения иной компенсации их стоимости». Есть кассовый принцип - в некоторых местах.
Аналогично определяется в случае электроэнергии, газа и т.д. дата возникновения права на налоговый кредит - с момента списания со счетов продавцов средств в оплату полученных товаров (работ, услуг). Итак, кассовый принцип начисления НДС работает для «отдельных сфер», к которым, кроме перечисленного, отнесена еще и связь. Остается надеяться, что к началу 1999-го потребители осознают, разбогатеют и начнут оплачивать «сферам» все, что должны оплатить. Пока же, в случае неожиданной непроплаты, предприятие получает право увеличить сумму налогового кредита на начисленный на неоплаченную операцию НДС. При этом плательщик налога должен обратиться в суд и пожаловаться там на должника - на предмет взыскания долга.
Есть изменения и в перечне облагаемых операций. Наконец-то определили, что передача товаров на комиссию, ответственное хранение, консигнацию, в доверительное управление, аренду, лизинг и т.п. не является продажей и НДС не облагается - до момента передачи права собственности (это касается товаров и не касается выполнения работ и предоставления услуг).
Не облагается НДС предоставление товаров, работ и услуг учреждениям дошкольным, школьным, птушным и высшего образования, культуры (которые предоставляют в свою очередь бесплатные услуги населению) плюс благотворительным организациям. Безоплатная передача «благотворительных товаров» - тоже не облагается.
Поправки коснулись также количества и качества налоговых накладных - например, предполагается, что накладных должно быть все-таки две, а не три (напомним, что бланк накладной стоит 17 грн.)
Поправок и изменений в НДС немеряно, и, честно говоря, из них получается совсем другой закон. «Не узнаю брата Колю», - мог бы сказать Шура Балаганов, если бы был знаком с «идеальным» вариантом. Мы неизбежно (и более подробно) вернемся к новому лицу нового НДС в дальнейшем. Пока же - очень общее заключение.
Перечисленные и имеющиеся в виду поправки - в случае их принятия - неизбежно вызовут цепную реакцию: придется править еще несколько сопряженных законов - от закона о налоговой службе до Гражданского кодекса. Так что устраивайтесь поудобнее - зрелище обещает быть затяжным. Впрочем, тут как раз главное все-таки не сам процесс, а результат.