Нынешний год, безусловно, будет отмечен нарастанием политической борьбы в Украине.
Парламентские выборы состоятся в начале 1998 года, но предвыборный марафон уже стартовал. При этом в него все больше привносятся элементы «политического кикбоксинга», что придает предвыборным гонкам особую остроту. Но наивысший азарт охватывает не рвущихся к победному финишу кандидатов, а тех, кто делает ставки на них. Именно их победа, в конечном счете, будет более весомой, нежели победа тех, кто станет обладателем все менее популярного депутатского мандата. Ставки будут высоки, а выигрыши - крупными. Связано это с тремя определяющими моментами.
Во-первых, ни для кого не секрет, что от того, каков будет новый парламент, во многом будет зависеть, кто станет новым Президентом.
Во-вторых, в Украине осталась официально как бы не распределенной особо лакомая часть госсобственности, формирующая ликвидный рынок товаров. Предвыборные времена - не самые лучшие для приватизационных решений. Слишком высок риск подмочить репутацию, и поэтому, скорее всего, право дележа «госпирога» достанется тем, кто первыми финиширует на выборах, а собственность - тем, кто правильно сделает ставки.
В-третьих, выборы продемонстрируют реальную расстановку сил. При этом количество парламентских мест, доставшихся политическим силам, будет несколько не совпадать с их современным влиянием, поскольку оно на какое-то время будет определяться не близостью к власти (преимущественно исполнительной), а близостью к народу. А водораздел пройдет между левыми и всеми остальными. Но соотношение этих противоборствующих сил в значительной степени может повлиять на стратегический курс Украины, а, значит, и ее будущее.
Однако, параллельно со всеми этими видами политической борьбы будет, несомненно, перераспределяться власть внутри самой власти. По сути новой Конституцией создана новая система власти, существенно отличающаяся от предыдущей. И хотя эти изменения остались почти незамеченными, они уже обусловили новые конфликты внутри власти.
Сравнительный анализ правового статуса Президента, определенного Конституционным договором (КД) и новой Конституцией Украины (КУ), дает весомые основания прогнозировать дальнейшее перераспределение балансов власти, что всегда связано с нестабильностью в государстве.
В чем же принципиальные отличия нового распределения властных полномочий?
1. Президент утратил возможность единолично назначать премьер-министра, персональный состав правительства и глав местных госадминистраций. Ст.106 Конституции Украины требует согласия Верховной Рады на кандидатуру главы Кабинета министров, а руководители министерств, ведомств и местных органов государственной власти назначаются Президентом, но по представлению премьер-министра. Аналогичен и порядок реорганизации правительства.
2. С согласия Верховной Рады Президент назначает и освобождает от должности председателя Антимонопольного комитета, председателя Фонда госимущества, председателя Госкомитета по телевидению и радиовещанию Украины (п.14 статьи 106 КУ). По КД такого согласия не требовалось.
3. Существенно изменился механизм формирования судебной власти. В соответствии с п.12, 13 статьи 24 КД Президент Украины назначал по представлению Министерства юстиции, согласованным с Верховным судом Украины и Высшим арбитражным судом Украины, судей общих и арбитражных судов Украины, а также представлял кандидатуры для назначения Верховной Радой Украины на должности судей Верховного суда Украины и Высшего арбитражного суда Украины. Сейчас Президент осуществляет первое назначение на должность профессионального судьи сроком на 5 лет. Избрание всех других судей, кроме судей Конституционного суда Украины, отнесено к компетенции Верховной Рады (статья 128 КУ). По КД за Президентом Украины резервировалось право подавать кандидатуру для назначения Верховной Радой Украины на должность председателя Верховного суда Украины. Теперь же председатель Верховного суда избирается на должность пленумом Верховного суда Украины.
4. Президент назначает треть состава Конституционного суда Украины (ранее - половину).
5. Из компетенции Президента изъята и передана правительству функция управления имуществом, которое является общегосударственной собственностью.
6. Новой Конституцией Украины установлено, что амнистия объявляется Законом (статья 92 КУ). Конституционный договор относил это право к компетенции Президента.
7. В соответствии с п.10 статьи 24 КД Президент Украины подавал на рассмотрение Верховной Рады проект Государственного бюджета и отчет о его исполнении.
Конституцией Украины
1996 г. установлено, что теперь эти функции выполняет Кабинет министров (статья 96 КУ).
8. Существенно ограничивается право Президента Украины на издание указов по экономическим вопросам, не урегулированных законами. Во-первых, устанавливаются временные рамки принятия таких указов - 3 года после вступления в силу Конституции Украины. Во-вторых, такие указы должны быть одобрены Кабинетом министров Украины и скреплены подписью премьер-министра. В-третьих, одновременно Президент Украины должен представить на рассмотрение Верховной Рады текст соответствующего законопроекта.
Такой указ Президента вступает в силу, если в течение 30 календарных дней со дня представления законопроекта (за исключением дней межсессионного периода) Верховная Рада Украины не примет закон или не отклонит представленный законопроект.
Конституционным договором таких ограничений установлено не было.
9. Конституцией Украины 1996 г. введен порядок контрассигнации определенных актов Президента Украины. Акты Президента Украины по важнейшим вопросам внешней, внутренней и кадровой политики в обязательном порядке скрепляются подписью премьер-министра и министра, ответственного за качество документа и его исполнение.
Без визы главы правительства Президент не может: признавать иностранные государства; назначать глав дипломатических представительств Украины; принимать верительные и отзывные грамоты; прекращать полномочия Верховной Рады Украины; назначать членов Кабинета министров Украины, руководителей других центральных органов государственной власти, председателей местных государственных администраций; создавать, реорганизовывать и ликвидировать министерства и другие органы исполнительной власти; назначать и освобождать от должности высшее командование Вооруженных Сил Украины; осуществлять руководство в сферах национальной безопасности и обороны; вводить чрезвычайное положение; объявлять отдельные местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации; назначать треть состава Конституционного суда Украины; создавать суды; присваивать высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и иные высшие специальные звания и классные чины.
10. И, наконец, Конституцией Украины предусмотрена возможность смещения Президента Украины в порядке импичмента, который осуществляет ВС Украины (статья 11 КУ). По КД такого права у парламента не было.
Полученные же Президентом дополнительные полномочия трудно оценивать как компенсирующие утраченные возможности.
Новое право роспуска Верховной Рады в случае, если в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться, следует рассматривать лишь как право констатации недееспособности законодательного органа.
Назначение и снятие с должности генерального прокурора с согласия Верховной Рады практически тождественно его назначению и освобождению парламентом по представлению Президента (такой порядок предусматривался КД). Тем более, что парламент получил право выражать недоверие генпрокурору. Аналогичная ситуация и с назначением Президентом половины состава Национального совета по телевидению.
Возможность назначения половины состава совета Национального банка - слабый рычаг по сравнению с утверждением Верховной Радой его председателя.
Малым утешением является и то, что если раньше вето Президента преодолевалось 2/3 от фактического состава Верховной Рады, то теперь необходимо 2/3 от его конституционного состава.
Таким образом, активизировав конституционный процесс, Президент допустил ряд тактических просчетов и в итоге серьезно ослабил свой формально-правовой статус. В правовом смысле Украина трансформировалась из президентской в президентско-парламентскую республику. Однако утраченные полномочия преимущественно перешли не к парламенту, а, как видно из изложенного выше анализа, - непосредственно к правительству, укрепив его как высший орган исполнительной власти.
Однако, власть Президента в стране все еще остается определяющей, чему способствует несколько факторов.
Во-первых, нынешнюю исполнительную власть, а точнее ее кадровый корпус, формировал действующий Президент, и она по инерции остается верной прежде всего именно ему.
Во-вторых, вновь обретенные полномочия правительства сконцентрированы в руках премьера, который имеет одну, очень чувствительную зависимость от Президента - возможность в любой момент оказаться в отставке, причем без какой-либо мотивации.
Однако, новая Конституция уже заложила дуализм в исполнительной власти, что, несомненно, породит новые баталии и противоречия Президента с парламентом, да и внутри самой исполнительной власти. Эта борьба уже обострилась в связи с рассмотрением проекта закона о Кабинете министров. Уточнение конкретных полномочий правительства и Президента в законах о местном самоуправлении, о местных госадминистрациях, о Совете национальной безопасности и обороны Украины, очевидно, также не пройдет безболезненно.
Напряжение внутри власти в дальнейшем будут провоцировать и нарастающие экономические трудности. И если отживающий свой срок нынешний парламент будет не слишком стремиться вытеснить Президента из исполнительной власти, то новый состав депутатов, по молодости не боящийся конфликтов и ответственности, вполне может превратить действующего Президента в «английскую королеву», чего так не хочется Леониду Кучме. Да и операция предстоит не такая уже сложная - всего лишь одна поправка в Конституции, обязывающая Президента не только назначать премьер-министра с согласия парламента, но и освобождать его от должности в таком же порядке.
Не исключено, что вопрос о такой поправке может возникнуть намного раньше. Ну возьмет да и уволит Леонид Данилович Павла Ивановича, следуя сложившейся традиции не допускать пребывания очередного премьер-министра в должности более года. А это даст повод для возмущения депутатов. Поскольку частая смена глав правительств не способствует экономической стабилизации, что в свою очередь ослабляет возможности парламентариев еще один срок нести тяжесть депутатского значка. Ибо, как утверждает свита нашего лидера, сложно стабилизировать такую большую страну, как Украина, за один срок. Не исключено, что могут быть и другие мотивы для депутатского бунта, угрожающего президентскому статусу.
И уж совсем серьезные сложности возникнут у Президента, если в новом парламенте сформируется коалиция (возможно, даже одноразовая или теневая), способная набрать 2/3 голосов, необходимых для внесения изменений в Конституцию. На фоне продолжающейся деградации экономики и беднеющего населения забрать власть из рук Президента, на кого общественное мнение возлагает основную ответственность за упадок Украины, будет весьма несложно. Государственная же власть вернется практически к состоянию 1994 года и все пойдет еще раз по уже пройденному кругу. И во всем этом нет ничего радостного для украинских граждан, в большинстве своем желающих работать и жить в достатке. Ибо как бы не игралась «балансами» и «противовесами» нынешняя власть - надежд на улучшение не прибавляется, так как по-прежнему в Украине не видно силы, стремящейся не только заполучить больше власти, но и способной употребить ее во благо страны.