Русские организации Крыма, вслед за крымскими татарами, также отметили 216-ю годовщину со дня издания российской императрицей Екатериной II Манифеста о присоединении Крыма. Но если крымские татары отмечали эту дату по старому стилю - 8 апреля, то русские - по новому, то есть 18 апреля и в другие дни на минувшей неделе. Странность этого события состояла в том, что, как правило, немногочисленные и разрозненные организации крымских русских, все время призывая своих соотечественников к единству, в то же время отмечали эту дату порознь и каждый по-своему. И еще - в эти дни, как никогда ранее, в самом воздухе Крыма чувствовалась враждебная настроенность одних людей к другим. В начале этой недели Крым посетил Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Макс Ван дер Стул, который обсудил проблему национального согласия в Крыму со всеми руководителями автономии…
Так, организация российских и русских общин Крыма (она так себя именует), под руководством своего лидера Бориса Зачиняева провела в эти дни свой II съезд, на котором рассмотрела в основном организационные вопросы. В гости к участникам съезда прибыл Сергей Никифоров, представитель московской организации «Отечество», возглавляемой Юрием Лужковым. Главной задачей, как видно, эта организация ставит сейчас расширение влияния «Отечества» в Крыму, в частности, видимо, и в Севастополе.
Наиболее публично вели себя организации, которые называются русский национальный съезд и конгресс русских общин Крыма. Их лидеры Анатолий Лось и Сергей Шувайников провели сначала торжественное собрание, потом праздничное шествие по русским местам Симферополя и митинги возле них. На съезде, который был назван «съездом союза русских Тавриды», они приняли обширную резолюцию, в которой «обращаются к руководителям Украины, Крыма и России с требованием придания Автономной Республики (так в тексте!) Крым статуса Русской Национальной Автономии». По этому вопросу они предлагают провести общекрымский референдум.
Празднуя день России, или как они еще его называют, день воссоединения Крыма с Россией, они возложили цветы к долгоруковскому обелиску, памятнику, который, как на нем написано, установлен «В честь освобождения Крыма от турецких захватчиков в 1771 году». На одном из венков была лента с надписью «Христианским мученикам - жертвам Крымского ханства». Цветы были также возложены ими к памятникам А.В.Суворову и А.С.Пушкину. Собравшись возле здания Верховной Рады Крыма во главе примерно 50-60 активистов этих двух организаций их лидеры А.Лось и С.Шувайников вдвоем разорвали листки с текстом постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР».
В понедельник с утра празднование продолжили представители русской общины Крыма во главе с ее лидером Владимиром Тереховым и бывшими депутатами Верховного Совета Крыма прошлого состава, составлявшими фракцию блока партий «Россия». Возле памятника минувшей войне - танка на постаменте, стоящем на месте уничтоженного раньше собора Александра Невского, они провели художественно-историческую композицию с песнями и танцами, которые исполняли ученики симферопольских школ, а потом состоялся митинг, на котором приняли заявление. Всем присутствующим раздавали третий номер газеты «Русский мир» и продавали за 40 копеек «газету прямого действия» Э.Лимонова «Лимонка». Мальчик-разносчик простодушно рассказывал всем пришедшим: «Я бы и бесплатно вам ее раздал, да надо отчитываться в Москву»…
День стал памятным еще и тем, что во время встречи с посетившим Крым Максом Ван дер Стулом глава парламента автономии Леонид Грач сказал, что при анализе мероприятий крымских татар, состоявшихся 8 апреля, его «беспокоят проявления национал-радикализма, в котором присутствуют признаки межнациональной розни» и что «покой в Крыму сегодня зависит от поведения национал-радикалов». Лидер коммунистов и парламента Крыма подчеркнул, что «альтернативы гражданскому миру в Крыму нет, крымский конфликт, если он случится, не будет локальным». А глава правительства Крыма Сергей Куницын сказал, что он «берет на себя политическую отвественность за успешное проведение 55-летия депортации крымских татар из Крыма». В интервью журналистам после встречи Макс Ван дер Стул сказал, что он думает, что «обеими сторонами будут реализованы свои намерения, с одной стороны, крымские татары воспользуются своим правом на демонстрацию своих убеждений, и всеми сторонами при этом будет проявлено уважение к общественному порядку».
Способствовать этому должно, по мнению Леонида Грача, и создание при Верховной Раде Крыма Совета старейшин крымскотатарского народа, или Совета аксакалов, как его еще называют. Глава парламента издал распоряжение по этому вопросу, прошли несколько встреч и заседаний нового органа. На заседении во вторник подчеркивалось, что Совет аксакалов создается отнюдь не в противовес меджлису, хотя также призван решать проблемные вопросы интеграции крымских татар в украинское общество. В скором времени в поселках компактного проживания крымских татар будут созданы поселковые советы, с которыми будет работать Совет старейшин. Парламент полагает, что это поможет нормально провести
55-ю годовщину депортации, будет способствовать спокойствию и согласию в Крыму.
Почему же вдруг в Крыму так серьезно обострилась обстановка?
Обратимся, однако, к недавнему прошлому. Инициатива празднования годовщины екатерининского указа принадлежит русским. И это понятно - хоть и неоднозначная, но знаменательная дата в истории. Это происходило на протяжении нескольких лет, когда и была выдвинута инициатива назвать дату днем России в Крыму. Естественно, что это вызывало неравнодушные чувства крымских татар, которые до этого ограничивались митингами и демонстрациями, приуроченными к 18 мая, дате также памятной в их истории. В этот год, однако, и крымские татары решили утвердить свою интерпретацию исторической роли указа 1783 года. Конечно, трудно было и предположить, что эти точки зрения будут хоть в чем-то похожими.
К тому же положение было усугублено довольно тенденциозным и, возможно, неуместным, хотя и естественным копанием в истории. Как же в такой день без этого? Стремление русских отметить прогрессивность самой императрицы Екатерины II и ее указа, конечно, можно понять, но трудно согласиться с тем, как это делается. Например, газета «Русский мир» публикует разворот, на котором с одной стороны красуется портрет Адольфа Гитлера, публикуются заметки типа «Почему татарский народ любит немцев?», а на другой стороне - портрет Мустафы Джемилева, хотя, кажется, вопрос о крымскотатарских, так же как и о русских колаборационистах, уже прояснен.
Газета помещает также полосы из «Очерков по истории Крыма» П.Надинского, известного историка сталинского времени, которые полны пассажей типа «дикие татарские орды огненной рекой прошлись по всем южным степям Причерноморья…» Конечно, написанный по заказу сталинского режима труд пришелся национал-радикалам кстати, но дело в том, что в серьезном историческом мире труды П.Надинского уже никто не воспринимает как объективное произведение. Вполне очевидно, что в таком остром вопросе, каким является указ Екатерины II от 1783 года, впрочем, как и «акт 1954 года», надо руководствоваться не эмоциями, которые не являются лучшим советником политиков, а попробовать подняться над тенденциозными митинговыми трактовками, тем более, что объективные материалы и по тому, и по другому вопросу уже есть и они опубликованы. Разве это уровень, достойный великого народа, если, например, один из выступавших на митинге говорил: «Русские пришли на эту землю, которая была ничейной, освободили их от захватчиков и стали строить мирную жизнь!» Другой с металлом в голосе время от времени выкрикивал: «Крым был, есть и будет русской землей!». Интересная деталь: желающих освободить Крым от кого бы то ни было меньше не становится. А мирную жизнь все никак не построят...