Первое заседание украинско-российской подкомиссии по вопросам временного пребывания Черноморского флота России в Украине, состоявшееся во вторник в рамках межгосударственной комиссии Ющенко—Путин, дало Киеву возможность после длительной паузы вновь перевести в переговорную плоскость обсуждение проблем, связанных с функционированием ЧФ в Крыму. Ведь сегодня это российское военно-морское соединение не подчиняется украинским законам и практически неподконтрольно официальному Киеву. Подобное состояние вещей делает флот дестабилизирующим фактором на Крымском полуострове. И это вынуждает украинские власти быть жесткими в непростом диалоге с россиянами…
По словам первого заместителя министра иностранных дел Украины Владимира Огрызко, возглавлявшего украинскую делегацию, на первое заседание подкомиссии было вынесено более двадцати вопросов. Но, как можно судить по сделанным на пресс-конференции заявлениям глав украинской и российской делегаций и комментариям собеседников «ЗН», вопрос инвентаризации земли, объектов недвижимости и имущества, занимаемых в Крыму российскими моряками, рассматривался украинской дипломатией как ключевой на нынешнем этапе переговоров. Ведь без достоверной информации Киев не может оформить свои имущественные претензии к Москве и тем самым начать «чистить черноморские конюшни». А в Украине до сего времени не владеют детальной информацией о том, что моряки-черноморцы занимают на основании базовых соглашений и дополнений к ним, а что — захватили без каких-либо на то прав. (Напомним, что только по предварительной информации украинской стороны, Черноморский флот без оформления аренды использует около 75 земельных участков общей площадью около 148 гектаров. На них размещены 186 объектов недвижимости. Учитывая дороговизну крымской земли, украинская казна и бюджет Севастополя недополучает круглую сумму в десятки миллионов долларов.)
А вот задачи россиян были несколько иными. Посол по особым поручениям МИДа РФ Владимир Дорохин заявил, что позиция России (краеугольные камни которой: срок пребывания флота на территории Украины и размер арендной платы — незыблемы), среди прочего, основана еще и на том, чтобы «военнослужащие флота и члены их семей комфортно чувствовали себя на украинской земле». «Надо окончательно договориться об урегулировании земельно-имущественных отношений, связанных с разделом ЧФ, и положить конец инсинуациям о каком-то незаконном использовании флотом гигантских участков земли и недвижимости на Украине и баснословных доходах от сдачи помещений местным коммерсантам», — сказал далее российский дипломат, отметив, что наиболее острой темой являются также вопросы гидрографии и навигации.
Но публичная готовность российских дипломатов «конструктивно и доброжелательно» обсуждать вопросы, связанные с пребыванием ЧФ РФ в Украине, чтобы положить конец «инсинуациям», никого не должна вводить в заблуждение. Москва действительно готова обсуждать вопросы. Но только те, что интересуют ее. В частности, замену и модернизацию вооружения подразделений Черноморского флота. Что же касается прочих вопросов, то российские дипломаты намерены изо всех сил затягивать их рассмотрение, пытаясь «продавить» такую формулу, которая позволит отложить решение проблем на неопределенное будущее. Так, например, члены российской делегации вновь предлагали во вторник создать орган, который бы давал юридическую оценку вопросам, вызывающим двойную трактовку.
На наш взгляд, может быть несколько объяснений такого поведения представителей Кремля. Во-первых, ситуация неопределенности более чем устраивает россиян, поскольку отсутствие контроля и учета дает простор не только для всевозможных махинаций со стороны командования российского ЧФ. Для российского политического руководства это также и средство воздействия недипломатическими мерами на официальный Киев. Во-вторых, попытки Киева цивилизованно оформить пребывание иностранных войск на территории другого государства, как это имеет место в случае с американскими военными базами в Японии, Южной Корее или Италии, наталкиваются на неприятие со стороны ряда российских военных и политиков, привыкших чувствовать себя не гостями, а хозяевами в «городе русской славы». Не случайно на прошедших переговорах некоторые члены российской делегации, отбросив дипломатию, не сдерживая эмоций и выражений, говорили о том, что украинцы хотят их поместить в резервацию, откуда российские моряки не смогут даже пойти на танцы. (Впрочем, на это члены украинской делегации заявили, что Севастополь город не только морской славы. И он также дорог и украинцам, у многих из которых (в том числе и членов украинской делегации) в годы Второй мировой войны там погибли родственники, защищая и освобождая город от фашистов.)
К тому же, ведя переговоры по проблемным вопросам функционирования ЧФ России, в Москве ожидают результатов парламентских выборов в Украине. Значительная часть российской политической элиты, не приемля нынешнюю украинскую власть, надеется, что грядущие парламентские выборы позволят серьезно изменить политическую конфигурацию в Верховной Раде и новое украинское правительство будет следовать политике Леонида Кучмы. (Прошлая администрация нередко ради сиюминутных политических или экономических выгод шла на уступки россиянам в вопросах функционирования Черноморского флота. Например, когда Киев одобрил замену старых бомбардировщиков Су-17 на более современные Су-24м, способные нести ядерное оружие, или появление в Севастополе ракетных кораблей на воздушной подушке «Самум» и «Бора».) Показательно, что на переговорах россияне говорили о нормальном сотрудничестве три года назад, а теперь украинские власти, дескать, начинают давить. И связывают нынешнюю активность украинской власти с предстоящими выборами.
Учитывая разницу в подходах Киева и Москвы, скудные результаты жарких двенадцатичасовых дипломатических дебатов были прогнозируемыми. Значимым можно считать только достигнутую договоренность о том, что в ближайшие две недели свое первое заседание проведет рабочая группа по инвентаризации. Она должна отработать механизм инвентаризации объектов недвижимости и имущества, используемых в Крыму ЧФ России, и в ее рамках двадцать групп специалистов проведут соответствующую оценочную работу. (Напомним, что в начале февраля Фонд госимущества Украины объявил конкурс по отбору субъектов оценочной деятельности, которые будут привлечены к оценке имущества, используемого ЧФ России.) На пресс-конференции Владимир Огрызко выразил надежду, что эта работа будет проведена в течение двух-трех месяцев. По его словам, конечной целью инвентаризации будет заключение отдельных договоров аренды на каждый земельный участок, используемый ЧФ России. Впрочем, эти предложения украинской стороны пока не находят одобрения у российской.
Помимо этого на заседании подкомиссии была достигнута эфемерная договоренность об урегулировании в ближайшее время такого вопроса, как пребывание в Украине российской военной прокуратуры и военных патрулей. На пресс-конференции Владимир Огрызко высказал надежду, что «суды, прокуратура и военные патрули РФ» будут выведены с украинской территории. Очевидно, в этом ряду также должны быть упомянуты и разведывательные подразделения ЧФ России, которые проводят активную агентурную работу на Крымском полуострове, поддерживая, среди прочего, пророссийские сепаратистские организации. Однако маловероятно, чтобы этот пункт был регламентирован в ближайшее время.
Что же касается объектов навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) в Крыму, которые занимает Черноморский флот России, то достичь какого-то конкретного решения пока не удалось. Украинская сторона предложила российской в течение ближайших месяцев юридически оформить объекты НГО как собственность Украины. А уже после этого подписать соглашение о совместном использовании отдельных объектов гидрографии в Крыму. Конечно, при условии соответствующей оплаты со стороны ЧФ РФ. Но, как заметил на пресс-конференции глава российской делегации Григорий Карасин, в вопросе НГО российская сторона занимает иную позицию. И все же есть основания надеяться, что в ближайшее время на маяках и других объектах НГО будут изменены вывески…
Анализируя итоги первого заседания подкомиссии, можно сделать вывод, что украинская сторона избрала тактику последовательного и поэтапного давления на россиян, шаг за шагом решая неурегулированные вопросы функционирования Черноморского флота России в Крыму. Будет ли она успешной при нежелании у российской стороны активизировать переговорный процесс? Прежде всего это зависит от итогов парламентских выборов в нашей стране. На сегодняшний день можно утверждать, что у высшего украинского руководства есть политическая воля жестко и последовательно решать вопросы, связанные с пребыванием на полуострове Черноморского флота России. И использовать для достижения поставленной цели всевозможные механизмы. (Обсуждению которых, кстати, было посвящено немало времени на последнем заседании СНБОУ.)
Уже сегодня активные выступления в Крыму членов «Студенческого братства» создают для командования ЧФ крайне неуютную психологическую обстановку: российские моряки-черноморцы не привыкли к такому в пророссийском Севастополе. А Украина имеет еще и такой инструмент, как базовые соглашения. Они несовершенны. И все же заложенные в них механизмы позволяют официальному Киеву (при наличии соответствующего политического желания) действовать, отстаивая национальные интересы Украины. Не стоит забывать и о попытках россиян модернизировать ту часть Черноморского флота, которая базируется в Крыму: это также может стать эффективным средством давления.
Очевидно, что не последнее место в этом ряду занимает и вопрос арендной платы. Российские дипломаты в последнее время постоянно обращают внимание журналистов на то, что ежегодная плата за пребывание ЧФ России в Украине зафиксирована в базовых соглашениях и составляет сумму в 97,75 млн. долл. Но в Киеве, похоже, так не считают, указывая на мизерность этих денег за аренду территории площадью 18,2 тыс. гектаров. (Для сравнения: по информации Центра исследования армии, конверсии и разоружения, за аренду базы на Окинаве (23,7 тыс. га) Соединенные Штаты платят Японии в год 700 млн. долл. А вот за аренду 2,3 тыс. га в Италии — 275 млн. долл. Те же россияне ежегодно платят вьетнамцам за аренду военно-морской базы Камрань площадью 10 тыс. га 300 млн. долл. На фоне этих цифр условная плата Москвы за базу в Севастополе выглядит просто смешной.) Напомним, что на днях секретарь СНБОУ Анатолий Кинах заявил: «Если использовать современные расчеты арендной платы за землю, то сегодня стоимость арендной платы за использование земельных участков Черноморского флота на территории Украины в Крыму составляет минимум 1,8 млрд. долл.».
Украинскую позицию по этому вопросу Владимир Огрызко сформулировал так: «Сегодня мы говорим о переходе на рыночные методы наших отношений... Мы согласились на то, чтобы в отношениях с Россией, скажем, в газовой сфере, были пересмотрены уже подписанные действующие договоры и наши стороны перешли на европейскую формулу определения цены. По нашему мнению, такой же подход должен быть и в отношении других областей, в том числе и расчетов за временное пребывание Черноморского флота России на территории Украины». Впрочем, по информации «ЗН», украинская сторона на переговорах пока не ставила вопрос о повышении арендной платы за пребывание ЧФ на территории Украины. Возможно, поводом для этого станут результаты будущей инвентаризации.
В контексте переговоров по упорядочению функционирования ЧФ в Украине стоит и проблема 2017 года. Украинские дипломаты пока не поднимали перед россиянами вопрос о необходимости уже сейчас начать подготовку процесса вывода Черноморского флота с украинской территории, чтобы не повторилась история с выводом российских военных баз в Грузии и Приднестровье. (В соответствии со Стамбульскими соглашениями ОБСЕ от 1999 года Россия должна была завершить его еще в 2001—2002 годах. Однако российские военные до сего времени находятся в Приднестровье. Что же касается Грузии, то Тбилиси удалось принципиально решить вопрос с выводом только в прошлом году.) Впрочем, украинские политики говорят об этом публично. Так, глава оборонного ведомства Украины Анатолий Гриценко высказал надежду, что российская сторона в скором времени даст четкий сигнал, что она готовится к процессу вывода. В противном случае нашей стране в очередной раз придется менять Конституцию. А этого никто не собирается делать.