ЧИСТАЯ СПЕКУЛЯЦИЯ?..

28 мая, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 21, 28 мая-4 июня 2004г.
Отправить
Отправить

За неполную неделю, в течение которой нефтетрейдеры и по совместительству владельцы крупнейших у...

За неполную неделю, в течение которой нефтетрейдеры и по совместительству владельцы крупнейших украинских НПЗ обдумывали настоятельную просьбу украинского правительства об удержании цен на рынке нефтепродуктов совместными усилиями, на некоторых АЗС эти самые цены успели перевалить за четыре, а в отдельных случаях и за пять гривен. Так что когда представители нефтяных компаний во вторник, 25 мая, собрались на заседание экспертно-аналитической группы у вице-премьера по вопросам ТЭК Андрея Клюева, дабы огласить свое решение, они уже понимали, что, скорее всего, им придется в добровольно-принудительном порядке несколько ограничить свои аппетиты.

Масла в огонь добавила и появившаяся за день до этого заседания информация о том, что непомерное и непрекращающееся подорожание нефтепродуктов во всех областях Украины слишком уж напоминает так называемый картельный сговор основных операторов отечественного рынка нефтепродуктов. И хотя главы нефтяных компаний, собравшиеся во вторник в Кабмине, в один голос твердили, что все это неправда, а может, даже и провокация и что цены на нефть растут вследствие общемировой тенденции небывалого за последнее двадцатилетие подорожания нефти, — с учетом основных составляющих бензинового кризиса очевиден факт: правительство Украины по-прежнему гасит пожар бензином и не располагает достаточными механизмами оперативного влияния и тем более предупреждения подобных ситуаций. Раньше очередной нефтепродуктовый кризис, как правило, оправдывали то посевной, то уборочной страдой. В последние годы еще и «происками» российских нефтяных компаний. Теперь вот срабатывает еще и фактор общемирового повышения цен и спроса на нефть. Хоть так можно почувствовать себя причастным к Европе и планете всей…

И все же попробуем проанализировать ситуацию на рынке нефти и нефтепродуктов и основные факторы, провоцирующие стремительный рост цен. Среди них выделяют: политику стран ОПЕК по сдерживанию уровня нефтедобычи; рост потребления нефти в Китае; увеличение запаса нефти и нефтепродуктов в США и вообще энергетическую политику этого государства с начала подготовки к иракской кампании. Второй комплекс причин, влияющих на нас, — политика России в условиях беспрецедентного повышения цен на нефть, а следовательно, и тактика нефтедобывающих и трейдерских компаний РФ, в частности в отношении Украины и ее рынка нефти и нефтепродуктов. А третий блок в этом контексте — позиция украинской власти, в частности правительства.

ОПЕК и все, все, все...

Оспаривать тот факт, что повышение цен на нефтяное сырье в мире рикошетом ударило по карману украинских граждан и по экономике страны, бессмысленно. На нефтяных биржах действительно горячая пора. Однако представление о том, почему же так взвились цены в середине мая и вообще чем обусловлена тенденция их роста еще с конца прошлого года, поможет понять, что и как происходит, в частности, в Украине. И в какой степени можно было бы смягчить нефтяно-ценовой удар, будь политика Украинского государства в обеспечении собственной энергетической безопасности последовательной.

17 мая была зафиксирована самая высокая цена нефти начиная с 1988 года — 41,85 долл. за баррель. Рынок не мог не отреагировать на такое повышение цены: моментально подорожали и все продукты переработки нефти, и многие другие группы товаров. Министры финансов стран «большой семерки» в срочном порядке призвали всех производителей нефти увеличить добычу этого сырья, дабы наполнить рынок и тем самым способствовать стабилизации и снижению цен на нефть и нефтепродукты. Ведь под угрозой дестабилизации оказалась мировая экономика.

По сути, это обращение адресовано ОПЕК и России — основным производителям нефти в мире.

Нынешняя квота нефтедобычи стран — членов ОПЕК составляет 23,5 млн. баррелей в сутки. Официально. Неофициально — миллиона на 2—3 больше. В настоящее время квоты производства нефти десятью странами ОПЕК составляют: для Саудовской Аравии — 7,638 млн. баррелей в сутки, Алжира — 0,750, ОАЭ — 2,051, Индонезии — 1,218, Ирана — 3,450, Кувейта — 1,886, Ливии — 1,258, Нигерии — 1,936, Катара — 0,609 и Венесуэлы — 2,704 млн. баррелей.

В департаменте энергетики США прогнозируют, что к 2025 году нефтяной картель обеспечит около 60% мирового спроса на нефть. Для этого его добыча должна увеличиться более чем вдвое — до 56 млн. баррелей в день. Общее же потребление нефти в мире через двадцать лет, согласно прогнозам, тоже увеличится почти вдвое и составит 118 млн. баррелей нефти в сутки.

При этом Саудовская Аравия играет роль первой скрипки в ОПЕК. Прогнозируют, что ее добыча в 2025 году возрастет до
22 млн. баррелей нефти в сутки,
т. е. почти в три раза больше, чем сегодня. И именно эта страна недавно предложила участникам нефтяного картеля в июне увеличить производство сырья странами ОПЕК сначала на 1,5, а затем на
2 млн. баррелей в день. Когда же члены ОПЕК отложили до 3 июня принятие решения по квотам на добычу нефти (очередная конференция ОПЕК состоится в Бейруте), Саудовская Аравия в одностороннем порядке вызвалась поставлять с июня на рынок 9 млн. баррелей нефти в сутки.

Однако участники картеля с опаской относятся к возможности увеличения нефтедобычи, считая, что цены могут упасть не на один-два доллара (на что они еще согласились бы), а на все 10 долл. за баррель.

Но самое грустное в том, что даже подешевей нефть на десять долларов, цена все равно не войдет в прежние берега так называемого справедливого коридора, который сами же страны ОПЕК в 2000 году определили в 22—28 долл. за баррель. Причем саудиты теперь считают, что цена в 34 долл. за баррель вполне отражает реальные затраты на разработку нефтяных месторождений. Хотя в департаменте энергетики США утверждают, что стоимость добычи нефти там составляет один-два доллара за баррель, а расходы на разведку месторождений — всего несколько десятков центов. А тот факт, что Саудовская Аравия сообщила об увеличении нефтедобычи, по мнению экспертов, означает лишь легализацию реально существующего положения: не секрет, что участники нефтяного картеля периодически (а некоторые и постоянно) превышают установленные квоты добычи нефти, а Саудовская Аравия в этом преуспевает более других.

Кроме того, по данным «Интерфакс-АФИ», средняя цена на сырую нефть на Нью-Йоркской товарной бирже составила за последние четыре года 29,17 долл. за баррель по сравнению с 19,84 долл. за баррель за предыдущие четыре года. Страны ОПЕК неоднократно заявляли, что инфляция и падение курса американского доллара к евро оправдывают повышение цен. Цена сырой нефти держится выше отметки в 30 долларов за баррель с 3 декабря прошлого года.

И хотя ОПЕК не торопится внять мольбам и уговорам потребителей нефти, представители более полусотни государств — производителей и потребителей нефти на Международном энергетическом форуме пришли к выводу о том, что цены должны снизиться. Однако не уточнили — до какого уровня. Как отметил министр экономики Нидерландов Лауренс Ян Бринкхорст, встреча «отразила озабоченность касательно текущего высокого уровня цен». «Восстановление экономики всего мира, а особенно в развивающихся странах, выиграло бы от стабильных цен на нефть», — добавил он.

В ожидании июньской встречи государств ОПЕК цена июльских фьючерсных контрактов на нефть марки WTI в ходе торгов в электронной системе Нью-Йоркской товарной биржи 25 мая утром упала на 0,16 долл. по сравнению с итоговым значением понедельника — до 41,56 долл. за баррель, передает агентство Bloomberg. Между тем цена июльских фьючерсов на WTI на NYMEX 24 мая достигла максимального за всю историю значения закрытия торгов — 41,72 долл. за баррель. Рост составил 4,5%.

Нефть дорожала в связи с увеличением спроса на бензин в США. Участники рынка обеспокоены недостаточностью запасов автотоплива в преддверии летнего сезона. Запасы бензина в США на 2,3% ниже прошлогоднего уровня. Это при том, что с 2002 года США импортируют более половины потребляемой нефти. А в 2005-м прогнозируют, что импорт нефти составит все 70% от потребности. Так что явно роль основного поставщика нефти на американский рынок отводится ОПЕК и России. Тем более, что Китай в последнее время бьет все рекорды, наращивая потребление нефти и нефтепродуктов в геометрической прогрессии. Это, в свою очередь, влияет на состояние рынка.

Президент РФ:
«Мы вынуждены это делать…»,

В ответ на призывы глав развитых стран нарастить добычу нефти министр финансов России Алексей Кудрин, участвовавший во встрече глав финансовых ведомств ведущих индустриальных стран мира, заявил в Нью-Йорке, что Россия поддерживает мнение «большой семерки» о необходимости увеличения поставок нефти на рынок: «Снижение цен может ускорить рост экономики, что в наших общих интересах». А.Кудрин заявил, что Россия намерена «поддерживать достигнутый темп» роста производства этого сырья, составляющий 5—10% в год.

По прогнозам департамента энергетики США («Финансовые известия»), к 2025 году Россия будет добывать почти 11 млн. баррелей нефти в сутки. То есть на 40% больше, чем в 2002-м. В 2003 году нефтедобыча в РФ составила 421,34 млн. тонн. В этом году прогнозируют до 455 млн. тонн.

Однако с точки зрения многих экспертов, обещание властей РФ увеличивать нефтедобычу и собственно экспорт нефти продиктовано прежде всего стремлением наполнить бюджет России и таким образом получить выгоду из создавшейся ситуации. Подтверждением тому — заявление Владимира Путина, сделанное им неделю спустя после выступления А.Кудрина. 23 мая в Ялте президент РФ сообщил, что правительство приняло решение о повышении тарифов на экспорт нефти, и назвал его вынужденным.

С 1 июня 2004 года ставка экспортной пошлины на российскую нефть будет увеличена с нынешних немногим более 35 долл. за тонну до 41,6 долл. Почти на 6 долл. увеличится ставка на экспортируемые из РФ жидкое топливо, пропан и бутан. Соответственно экспортеры российской нефти постараются перенести величину экспортной пошлины на стоимость нефтепродуктов, что может означать их подорожание в Украине минимум на те же 6 долларов.

«Мы вынуждены это делать, чтобы защитить собственный рынок, наших сельхозпроизводителей от необоснованного вывоза нефти и нефтепродуктов», — заявил В.Путин.

Вместе с тем он подчеркнул: «Мы должны принимать решения такого рода, учитывая интересы друг друга. Этому и посвящено создание Единого экономического пространства (входят РФ, Белоруссия, Казахстан и Украина)».

По словам В.Путина, ЕЭП «и создается, чтобы минимизировать наши потери в ходе экономического роста и сделать нашу деятельность в этой сфере более конкурентоспособной на мировых рынках».

Но говорить о согласованности действий, тем более в формате ЕЭП, пока не приходится. Ну разве что РФ не стала сокращать экспортную квоту нефтепоставок в Украину во втором квартале текущего года на 2 млн. тонн, как собиралась это сделать еще несколько дней назад.

Россияне взимают с нефтеэкспортеров и увеличенную пошлину, и НДС, что, естественно, влияет на стоимость нефти и нефтепродуктов, поставляемых в Украину. Зато нефтетрейдеры неплохо наполняют российский бюджет.

Соглашаясь стать членом ЕЭП, Украина рассчитывала на дивиденды от упрощения режима изъятий в зоне свободной торговли. Прежде всего с РФ, и прежде всего это касается импорта энергоносителей. Речь идет об отмене изъятий в правилах взимания НДС. Этот налог россияне взимают, исходя из принципа страны назначения. И приносит он, по словам премьера М.Фрадкова, около 800 млн. долл. ежегодно. Однако российская сторона только на словах обещает отменить взимание НДС с энергоносителей, поставляемых в Украину. Практически же вплоть до 2005 года эти средства заложены в бюджет РФ, и вряд ли она от них добровольно откажется в угоду Украине. Скорее, это долго еще будет напоминать пряник, суля который, РФ прочнее привязывает к себе экономику Украины.

Ажиотаж

Тем временем в Украине, по данным Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции, оптовые цены на нефтепродукты, произведенные украинскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), в мае превысили показатели аналогичного периода прошлого года на 40—60%. Цена на дизтопливо превысила прошлогоднюю на 42,4%, на бензин марки А-76 — на 62,5%, А-95 — на 41,5%.

Нефтеперерабатывающие заводы в Украине отпускают нефтепродукты по следующим ценам: дизтопливо — от 2190 грн. (НПК «Галичина») до 2240 грн. («Укртатнафта»), А-76 — 2470 грн. («Укртатнафта»), А-95 — от 2780 грн. (НПК «Галичина») до 2880 грн. («Укртатнафта»).

При этом цена российской нефти для НПЗ возросла на 24—35% по сравнению с маем прошлого года — до 145—190 долл. за тонну, украинской — на 30,2%, до 1120,43 грн.

Во второй декаде мая нефтепродукты в рознице подорожали на 2,6—5%. За этот период средняя цена дизтоплива возросла на 3,4% — до 1,93 грн. за литр, бензин марки А-76 — на 2,6%, до 1,79 грн., на А-95 — на 5,1%, до 2,37 грн.

За время, пока вице-премьер по вопросам ТЭК А.Клюев настоятельно уговаривал бизнесменов от нефти добровольно согласиться на ограничение роста цен украинского рынка нефти и нефтепродуктов, эти самые цены поразили воображение (см. таблицу и диаграмму).

По умолчанию — это тоже сговор?

Две прошедшие недели бензинового кризиса правительственные чиновники хранили суровое молчание — «ні пари з вуст». Только трейдеры и некоторые эксперты пророчили, что бензин будет дорожать еще и в июне — на 7—10%. Но в последнее время даже основные игроки рынка нефтепродуктов отказывались от комментариев, ссылаясь на договоренность с правительством о том, чтобы, так сказать, лишнего не болтать и страсти не нагнетать. Отчасти это верная тактика. Но с другой стороны, такое «молчание ягнят» само по себе подогревало ажиотажный спрос.

Подобная ситуация дала основания народному депутату Сергею Терехину заявить о том, что темпы роста цен на нефтепродукты на мировом рынке и ценовая динамика в Украине не просто не совпадают. Он уверен, что темпы роста цен на нефтепродукты в Украине превышают мировые показатели приблизительно в полтора раза. И это, по мнению С.Терехина, говорит о том, что на украинском рынке нефтепродуктов существует договоренность между крупнейшими операторами. Причем операторы эти имеют российские корни. Депутат же Александр Гудыма, член ТЭКовского комитета Верховной Рады, вообще обвинил правительство в бездействии и призывает премьера Виктора Януковича к ответу.

Представители тех самых, с российскими корнями, операторов уверяли автора этих строк, что версия о сговоре — сущий бред. Мол, вы же сами видите, насколько подорожала нефть в мире. В общем, и сговариваться не надо.

Как на зло, в мае в разное время не работали три НПЗ — Одесский, Лисичанский и Херсонский. Так что производство нефтепродуктов в Украине действительно в этот период сократилось. И хотя операторы рынка нефти и нефтепродуктов уверяли, что запасов топлива у них достаточно, оказалось — все-таки нет. Заподозрить операторов нефтерынка в том, что они сознательно создают дефицит на рынке, остановив производство нефтепродуктов, можно. Но доказать это сложно, так как компании действительно загодя объявляли о плановых ремонтах. Разве что Херсонский НПЗ остановлен был неожиданно.

В первом квартале текущего года, кроме прочего, почти в три раза увеличился экспорт нефтепродуктов из Украины. И с этим — без акциза и пошлин — ничего не поделать, если владельцам нефтепродуктов выгодно сейчас продавать свой товар в Европе и США. Хотя, честно говоря, выгода не совсем объяснима: в США, например, на минувшей неделе в некоторых штатах литр бензина типа А-95, А-98 стоил 51 цент, а в Украине — 60 центов…

Удивительно, но при этом глава Антимонопольного комитета Украины Алексей Костусев заявил во всеуслышание, что никаких нарушений антимонопольного законодательства в действиях операторов рынка нефти и нефтепродуктов его ведомство не усматривает. Мол, всему виной мировая тенденция. А ежели кого-то поймают на горячем — тогда с ним и будут разбираться в соответствующем порядке. Вскоре АМКУ распространил пресс-релиз, в котором указывается, что это ведомство еще в начале месяца предупреждало правительство о грядущей угрозе для отечественного нефтяного рынка и соответственно потребителей нефтепродуктов. Даже, говорят, соответствующие рекомендации Кабмину передали. Но вот, вишь, теперь только руками остается развести.

Конечно, переадресовать все, как говорится, с больной головы на здоровую — это способ. Но, увы, он никак не способствует разрешению ситуации или хотя бы ее смягчению.

Не смог даже немного разрядить ситуацию и глава Минтопэнерго Сергей Тулуб. 21 мая в ходе так называемой горячей линии в Кабмине он только сказал, что правительство знает, как урегулировать ситуацию. Но не сообщил, как именно. Словом, сложилось впечатление, что министр и его ведомство к этому не имеют отношения. А насчет нефтетрейдеров С.Тулуб заметил, что им же должна быть выгодна стабильная ситуация на рынке… В принципе да. Но кто сказал, что в период ажиотажного спроса те же трейдеры не снимают еще больше сливок? Так что рассчитывать на «добровольную сознательность» бизнесменов от нефти — безнадежное дело. Тем более в период ценового галопа.

В этой связи прозвучала даже такая версия. Мол, на время правительство обещало закрыть глаза на устанавливаемые нефтетрейдерами цены на светлые нефтепродукты, чтобы они могли компенсировать недополученную прибыль из-за фиксированной цены на дизельное топливо, поставляемое с начала года аграриям. Но верить в реальность такого варианта очень уж не хочется…

Тем не менее, уже появление подозрений в сговоре правительства с нефтеоператорами является ударом по кабинету Януковича и его личному имиджу как кандидата в президенты. С клеймом «заговорщика» против национальных интересов бороться за пост главы государства будет крайне проблематично…

В действительности правительство и государство вообще имеют слишком мало рычагов влияния на ситуацию. Ведь Украина полностью зависит от импорта российской нефти. Своей за год и 4 млн. тонн не наберется, а нужно больше 20 млн. Поступить так, как в 1992—1993 годах, — экспроприировать нефтепродукты на НПЗ, произведенные из давальческой нефти, государство сегодня вряд ли может себе позволить. Уже хотя бы потому, что четыре крупнейших из шести нефтеперерабатывающих заводов в Украине практически принадлежат российским компаниям. Они же поставляют нефть. Государство централизованно, как прежде, само нефть не закупает.

Резервного запаса топлива в общем-то нет (не считая НЗ, как говорится, на случай атомной войны). Поэтому правительство Украины нельзя даже заподозрить, как, например, администрацию Буша-младшего, в том, что оно сознательно не использует пока резервный запас топлива, чтобы сделать это перед выборами и тем самым, сбив цены на нефтепродукты, заработать дополнительные очки у электората.

В Европе, например, как напоминает руководитель энергетических проектов Центра Разумкова Владимир Сапрыкин, существует специальная директива, согласно которой все члены ЕС должны располагать резервным запасом, позволяющим государству обходиться без поставок нефти и нефтепродуктов не менее 90 дней. А с недавних пор члены ЕС обязаны иметь запас на четыре месяца.

Так что вполне логично, что Президент Леонид Кучма 25 мая поручил правительству до 1 августа создать резервный фонд нефтепродуктов для использования вот в такие периоды резкого повышения цен. Леонид Данилович поручил также Кабмину внести на рассмотрение ВР законопроект, который бы давал правительству право устанавливать ставки акциза и импортной пошлины на нефтепродукты — для оперативного реагирования на изменение коньюнктуры рынка, в том числе ценовой. И, знаете, парламент даже успел с этим согласиться, несмотря на то, что традиционно введение дополнительных налогов декларировалось минимум за полгода и вызывало острые дебаты в Раде и вне ее.

Другое дело, что создать резервный фонд нефтепродуктов в столь рекордный срок достаточно сложно. По мнению В.Сапрыкина, на это потребуется несколько лет, и вряд ли стоит рассчитывать, что к началу осени (а это традиционно также период сезонного подорожания топлива) поручение Л.Кучмы будет выполнено. Мало того, что сроки фантастические, так еще и денег потребуется немало.

Прошла зима, наступит лето — правительство
ответит и за это

Но это дело будущего. Пока же правительство уговорило операторов нефтерынка пойти на некоторые уступки. 25 мая на совещании у вице-премьера Андрея Клюева представители компаний, работающих на украинском рынке, — «ТНК-Украина», «ЛУКОЙЛ-Украина», НК «Альянс-Украина», «Укртатнафта», «Укрнафта» согласились снизить на месяц рентабельность работы собственных и джоберских АЗС с нынешних 18—20% до 13% с целью снижения цен на нефтепродукты в Украине.

По словам А.Клюева, в результате мер, которые предпримут нефтяные компании в рамках достигнутых договоренностей, уже в ближайшие дни цены на нефтепродукты снизятся на 10%.

Также достигнута договоренность ограничить до 7% рентабельность компаний, торгующих нефтепродуктами оптом. Вице-премьер А.Клюев оценил недавнее резкое повышение цен на нефтепродукты как «чистую спекуляцию и искусственно созданный ажиотаж». Именно в связи с этим достигнута договоренность о снижении цен.

Кроме того, для преодоления дефицита нефтепродуктов нефтяные компании приостановили на неделю экспорт светлых нефтепродуктов. Для наполнения рынка Киева уже во вторник сюда были направлены нефтепродукты с Шебелинского ГПЗ (принадлежащего НАК «Нафтогаз України»). И в самом деле, уже в среду ценовой галоп в столице прекратился. На АЗС «Нафтогазу України» — «ЭКОЙЛ» бензин марки А-95 стоил 3,25 грн. за литр. На АЗС «Тюменской нефтяной компании» цена держалась на уровне 3,3 грн.

Ожидается, что на стабилизацию ценовой ситуации также повлияет запуск после ремонта, 31 мая, Лисичанского НПЗ — крупнейшего в Украине, принадлежащего «ТНК-Украина».

Буквально после достижения вышеназванных договоренностей премьер Янукович заявил, что правительство делает все возможное для стабилизации цен и что к тем, кто не захочет ему в этом помочь, будут применены непопулярные меры. После такого заявления операторы рынка по крайней мере неделю будут держать слово. А вот что будет дальше — трудно сказать. Тем более что на начало июня перенесены переговоры с операторами нефтерынка о пролонгации или заключении нового меморандума между правительством и нефтетрейдерами. Кабмин уговаривает снова, как в конце 2003 года, зафиксировать цены и объем дизтоплива, которое аграрии смогут получить на уборочную кампанию. Однако операторы нефтепродуктового рынка уверяют, что им это слишком невыгодно. Когда они заключали предыдущий меморандум, стоимость дизтоплива на украинском рынке была ниже зафиксированной цены в 1,7 грн. за литр. Да и нефть тогда стоила 26—28 долл. Теперь же цена нефти вряд ли скоро опустится ниже 36 долл. А дизельное топливо на рынке Украины стоит едва ли не в два раза дороже, чем в начале года. Так что если меморандум и будет в принудительном порядке подписан, цены и объемы наверняка будут иными.

А правительству предстоит еще ломать голову не только над тем, как гасить пожар бензином, но и над тем, где взять деньги на создание до 1 августа резервного запаса нефтепродуктов. Не то, не ровен час, кому-то придется освободить правительственный кабинет. Либо пролететь мимо президентского…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК