Недавно исполнилось 100 лет со дня рождения Ореста Гыжи - врача-стоматолога и вместе с тем талантливого музыканта, фольклориста, спасателя и популяризатора песенного наследия лемков.
Он родился в живописном горном селе Высова Горлицкого повета (теперь - Малопольское воеводство Республики Польши). Но большевистская машина "великого переселения народов" сорвала его семью с родного места и забросила в Бережаны.
Этот небезразличный к судьбе земляков человек заинтересовался народными лемковскими песнями в юном возрасте - в 1930–1931 гг., еще обучаясь в Горлицкой классической гимназии. Интерес к фольклору возник не случайно - Орест рос в учительской семье. Начал собирать тексты песен в Высове и окружающих селах - Блихнарке, Лосе, записывал мелодии к ним. Музыка тоже была ему не чужда - он играл на мандолине.
Окончив гимназию, Орест решил пойти по стопам брата Михаила - тот уже работал врачом семейной медицины в родном селе, имел специальность, нужную для жизни. Но поступление в Варшавскую стоматологическую академию совсем не означало, что Орест забросил общественную и культурную работу. В Варшаве он стал участником украинского сообщества, завязал контакты с известным ученым Иваном Огиенко (позже - митрополитом Илларионом), послом в сейме Степаном Скрипником (патриархом Мстиславом), дружил с их детьми. Познакомился с писательницей Еленой Телигой. Приезжая домой на каникулы, Орест продолжает записывать лемковские песни. Как-то он показал свои записи Филарету Колессе. Известный фольклорист, сам собравший и систематизировавший немало образцов народного творчества лемков, проанализировал не только мелодию каждой песни, но и каждое слово и воодушевил Ореста на дальнейшие поиски. Побуждал к этой работе и Иван Огиенко.
Когда грянула Вторая мировая война, выпускник академии Орест Гыжа с большими сложностями добрался до родного села и начал стоматологическую практику. Но, кроме того, ему пригодились и частные уроки дирижирования, полученные в Варшаве. Он основывает в селе хор, становится его музыкальным руководителем и дирижером.
В июне 1945-го в результате преступного советско-польского межгосударственного договора об "обмене населением" семью Ореста вместе с односельчанами депортировали в СССР. Более четырех месяцев жители Высовы ехали в товарных вагонах, по три-четыре семьи в каждом. С детьми и немощными стариками, в антисанитарных условиях добирались до новых мест, в частности Бережан.
В районной поликлинике было вакантное место врача-стоматолога, и Орест Гыжа устроился на работу. В начале 1950-х возобновил сбор лемковских песен.
"Все свободное время, все отпуска отец записывал тексты и мелодии песен, корректировал их, обрабатывал. Помогала ему в этом мать Анна. Она напевала эти песни, ведь у нее был красивый голос, она когда-то пела в хоре села Высова.
Издательство, готовившее сборник записанных песен, предъявляло высокие требования: подавать каждую песню в четырех экземплярах, с комментариями. Отец переписывался и консультировался с неординарными специалистами в этом деле - музыкантом и фольклористом Юрием Костюком; филологом, фольклористом, этнографом Николаем Мушинкой (оба из Словакии); этнографом Иваном Красовским из Львова и другими известными людьми..." - вспоминает сын Ореста Гыжи Роман, живущий сейчас в Ужгороде.
Работа не была напрасной - в 1972 г. издательство "Музична Україна" выпустило в свет "Українські народні пісні з Лемківщини", собранные Орестом Гыжей. В сборник вошли 300 песен: обрядовых, о любви, бытовых и шуточных, а также баллады. Не были включены в книгу колядки и песни, записанные от людей, связанных с ОУН-УПА и украинской эмиграцией. Но можно ли было надеяться на иное в те времена!
"Данная работа имеет ценность не только познавательную, она не только обогащает нашу музыкальную фольклористику - ее значение и вес шире и весомее, если принять во внимание, что Лемковщины как территории уже нет", - писал о книге известный композитор и музыковед Николай Колесса (сын Филарета Колессы).
Трагическая гибель в 1973 г. сына Богдана в Киеве подорвала здоровье Ореста Гыжи, но не сломила его. Он еще почти 15 лет работал врачом-стоматологом, не забывая поддерживать культуру лемков. Умер в 1990 г. в Бережанах - городе, ставшем для него второй родиной.