Традиционно имя Игоря Сикорского связывают с историей российской либо американской авиации. Поляки считают его своим соотечественником. Но мало где можно услышать об украинских корнях Игоря Ивановича. А ведь в письме к Василию Галичу, написанном в США в 1933-м, он прямо говорит: "У моего рода, который появился в селе на Киевщине, где мой дед и прадед были священниками, чисто украинское происхождение".
Игорь Иванович Сикорский родился в Киеве 6 июня 1889 г., в доме №15-б по ул. Большая Подвальная (ныне - Ярославов Вал). Здесь он рос, учился, здесь состоялся как авиаконструктор, отсюда был унесен нелегкой судьбой в чужие края. Но, как сказано Екклесиастом в Ветхом Завете, "Все возвращается на круги своя". Настало время и Игорю Сикорскому вернуться в родной город стараниями его земляков. Тем более что посетить родную землю всегда было для него заветной мечтой.
30 января с.г. в Доме митрополита на территории Национального заповедника "София Киевская" состоялась презентация книги "Игорь Сикорский. От Киева до Коннектикута - от неба до небес", изданной под редакцией Игоря Шпака.
Результат более чем 4-летнего труда издателей впечатляет. Ретроспектива киевского, петербургского и американского этапов жизни и деятельности известного авиаконструктора позволяет полной мерой ощутить его трудный и самоотверженный путь к достижению жизненной цели. А знакомство с духовным наследием Игоря Сикорского приводит к пониманию, что живительным источником его успеха всегда была глубокая и искренняя вера в Бога.
Сложная жизнь Игоря Сикорского описана во множестве изданий на разных языках, этой теме посвящено немало документальных фильмов. В чем же причина появления еще одной книги?
"Причин, по крайней мере, три, - отвечает на этот вопрос Игорь Владимирович Шпак. - Первая нашла свое отражение в теме "Киев и киевляне". Вопрос влияния Киева - колыбели православия Киевской Руси - на деятельность Игоря Ивановича малоисследован и нуждается в подробном изучении. Вторая - заключается в жизненной аксиоме, согласно которой "талант всегда совершенствуется в борьбе". Судьба И.Сикорского - яркое тому подтверждение. Ведь едва только его дар авиаконструктора воплотился в первые весомые результаты, как произошел октябрьский переворот 1917 г. Отношения с новой властью сложились так, что Игорь Сикорский вынужден был бежать заграницу, начинать все с нуля, преодолевая нужду и разочарования, искать кров и какие-либо средства существования. Но многолетняя борьба лишь закалила его. И как награда за упорство - снова успех: реализация давних конструкторских замыслов, воплощение новых идей, всеобщее признание и мировая слава. И, наконец, третья причина - тема Личности, казалось бы, покорившей все мыслимые высоты, но не оставившей стремления понять смысл и духовные истоки жизни.
Украина подарила миру множество выдающихся личностей, достижения которых вносят в копилки своего достояния другие государства. Речь не о приоритетах, Бог с ними. Такие люди и их творения принадлежат всему человечеству. А Игорь Сикорский - лишь один из ярких примеров этой всемирной кооперации. А вот увековечив имя своего всемирно известного земляка, киевляне, безусловно, сделают весомый вклад в сокровищницу национального культурного наследия украинского народа.
Вопрос не нов и на презентации затрагивался не спонтанно. Что сейчас в нашем городе связано с этим именем? Могилы родителей Игоря Ивановича на Байковом кладбище, дом, где он родился, вырос и строил свои первые винтокрылые машины, да улица его имени. Но полузабытые у нас могилы приведены в порядок детьми авиаконструктора, живущими в США, состояние родового гнезда более чем плачевно, а улица (бывшая Танковая) получила свое теперешнее название благодаря тому, что на ней возведено новое здание посольства Соединенных Штатов, и американская сторона обратилась к городским властям с просьбой переименовать ее в честь их великого соотечественника.
На просьбу американцев городские власти отреагировали незамедлительно. Почему же к голосу киевской общественности власти вот уже столько лет остаются глухи?
То, о чем хлопочут киевляне, изложено в письме к столичному мэру Виталию Кличко, подписанном тремя президентами Украины - Л.Кравчуком, Л.Кучмой и В.Ющенко. В этом обращении президенты, поддерживая общественную инициативу, предлагают мэру вернуть дом Сикорских в коммунальную собственность, ибо стараниями его нынешнего арендатора - Международного благотворительного фонда "Музей истории воздухоплавания и авиации им. И.Сикорского" он доведен до аварийного состояния. Учитывая мировой масштаб открытий выдающегося киевлянина, авторы письма считают целесообразным рассмотреть вопрос о создании в этом доме Музея Игоря Сикорского.
Злополучный объект находится на балансе Министерства обороны Украины. Фонд получил его в аренду сроком на 49 лет в 2000 г. от тогдашнего министра обороны, имеющего безупречную военную выправку и необыкновенно бравый вид. Трудно сказать, как его внешние данные сказывались на руководстве министерством, но почему-то припоминаются слова персонажа гашековского "Швейка" - старшего поручика Лукаша о том, что лишь один из его денщиков имел бравый вид, но и тот, в конце концов, стащил у своего офицера парадный мундир и продал его "На евреях" (так тогда называли пражский вещевой рынок).
Сейчас, 15 лет спустя, здание необходимо срочно спасать, пока оно не рухнуло под тяжестью времени и преступной бездеятельности своих хозяев, освободив место под прибыльную застройку, как это не раз случалось в центре столицы. Но "Фонд", существующий лишь на бумаге, наотрез отказывается вернуть здание городу.
И еще об одном предложении общественности, получившем единодушную поддержку присутствующих: назвать международный аэропорт "Киев" (Жуляны) именем Игоря Сикорского. Известно, что этот вопрос также был поставлен много лет назад, но ни один глава Киевской городской госадминистрации не удосужился принять по нему решение. Тем временем ничто не помешало львовянам назвать свой аэропорт именем Данилы Галицкого, а жителям Донецка свой - именем Сергея Прокофьева. Так почему же киевлянам это непозволительно?
Вопросы, вопросы… После всего услышанного в выступлениях и кулуарных беседах они заполнили сознание, и, покинув Дом митрополита, я даже не заметил, как прошел мимо станции метро "Золотые ворота", куда, собственно, и направлялся. Опомнился только у дома №15-Б на Ярославом Валу. Темный, закопченный, пустой и холодный. Окна и двери на первом этаже заложены кирпичом, на втором и третьем - вырваны с рамами. Лестница, уже без перил, ощетинилась облупившейся штукатуркой. Так похоже на то, что осталось от донецкого аэропорта!
Вот и нашелся ответ на мучившие вопросы: и развалины дома Игоря Сикорского, и останки аэропорта им. Сергея Прокофьева - дело рук одних и тех же людей. Они рвутся к власти, ослепляя нас, рядовых граждан, импозантной внешностью, оглушая трескучими обещаниями, задаривая дармовой гречкой, не давая понять, кто есть кто на самом деле. Нам этого и не понять, пока не ответим сами себе на вопрос: "Кто есть мы?". Но, лишенные исторической памяти, мы долго будем искать верный ответ.
Книга "Игорь Сикорский. От Киева до Коннектикута - от неба до небес" и ей подобные тем и бесценны, что возвращают нам эту память. Их, к сожалению, пока крайне мало. Власть имущие никогда не уделяли достаточного внимания проблемам книгоиздательства, зато всегда игнорировали общественные инициативы по той причине, что людьми, твердо знающими, "кто есть мы", трудно манипулировать.
Поэтому положительный ответ новой власти на инициативы киевской общественности, озвученные на презентации книги об Игоре Сикорском, не только поспособствует формированию национального сознания украинцев, но и станет тестом на искренность предвыборных обещаний наших избранников.