Война гремит, а он — рисует!

20 сентября, 2013, 19:20 Распечатать Выпуск №34, 20 сентября-27 сентября

Георгий Космиади учил учеников не только рисовать. Этот великий учитель из Ровно, вслед за Василием Сухомлинским, тоже мог бы сказать: "Сердце отдаю детям".

Сегодня трудно представить, что 70–80 лет назад живописные работы Георгия Космиади и его учеников задавали тон художественной жизни Волыни и, в частности, города Ровно. Художник рисовал пейзажи, натюрморты, библейские сюжеты, силуэты женщин. Нетрадиционная техника удивляла зрителей и вместе с тем побуждала домысливать образы и мотивы. Как давно это было! В советский период его имя в Украине было вычеркнуто из употребления в сфере искусства. О художественных полотнах и педагогике Георгия Космиади вспоминали разве что отдельные его воспитанники — ровенские гимназисты, выжившие после возвращения из большевистских лагерей. К счастью, на протяжении двух последних десятилетий, после обретения нашим государством независимости, творчество этого оригинального художника постепенно находит своих почитателей вне эмигрантской среды, становится органичной частью культурного наследия Ровно, да и Украины вообще.

Будущий архитектор и художник Георгий Космиади родился в городе Нальчике в семье, где переплелись греческие и русские корни. Произошло это 24 марта 1886 г. Специальность архитектора получил в Государственной технической школе города Баку. Еще юношей переехал в Москву, где работал помощником известного архитектора Николая Квашнина. Того самого, который спроектировал немало зданий в современной российской столице. Параллельно писал картины. Творческая атмосфера Москвы, обучение в студиях известных художников Валентина Серова и Егора Хруслова стали ощутимым толчком в творческом развитии юноши.

А когда грянула Первая мировая война, Георгия Космиади призвали в царскую армию. Военная администрация использовала его знания по архитектуре и строительному делу и назначила командиром строительного отряда. Пришлось сооружать разные военные объекты — казармы, бани, мосты... Так бывший помощник архитектора Москвы оказался на Волыни, а с 1918 г., после ликвидации Главного комитета фронта, осел в Ровно, где вернулся к своей творческой стихии — живописи.

Старший научный работник художественного отдела Ровенского областного краеведческого музея Елена Семенович так характеризует особенности его творчества: "Георгий Космиади работал большей частью в технике темперной монотипии. Ее специфика в том, что на стекле художник создает четкий рисунок. А когда переносит его на бумагу — изображение размывается. Поэтому и называется эта техника монотипией, поскольку больше такого оттиска не будет. Художник не мечтал о славе, наградах. Для него было важно привить любовь к рисованию своим ученикам. И именно монотипия позволяла ученикам приобщиться к творчеству, своим воображением, фантазией додумывать образы. Но это не единственная техника, в которой творил Георгий Космиади. Есть у него и другие полотна — например, выполненные масляными красками..."

К живописи его вдохновляла музыка. Художник сам играл на фортепиано. Больше всего любил слушать классическую музыку, особенно произведения великого русского композитора Сергея Рахманинова, которые трогали его и подсказывали выбор цвета. Целью художника было создать не образ, а настроение. Интересная деталь: выставки его картин начинались музыкой...

В межвоенный период Ровно был многонациональным городом. Г.Космиади нашел применение своему таланту — преподавал изобразительное искусство и черчение в пяти гимназиях города: украинской, двух польских, русской и еврейской, и других учебных заведениях. Дочь художника Надежда Космиади, на днях посетившая город своего детства, раскрывает секреты педагогического мастерства отца: "Он всегда говорил ученикам: "Каждый из вас может рисовать, каждый любит свои краски и каждый может рисовать одно и то же. Только не надо пытаться рисовать так, как это делает другой. Надо рисовать, как видишь, думаешь и чувствуешь". Ученики смотрели на его картины, и у них будто включалось воображение, они видели дальше. Это развивало творчество. У него рисовали все — и кто умел, и кто не умел..."

Неудивительно, что в 1922 г. более сотни работ его ровенских учеников экспонировались на выставке в Кракове. Георгия Космиади как талантливого педагога отметили на Всепольском съезде учителей рисования. А в следующем, 1923 г., как утверждает ровенский искусствовед Лариса Костюк, профессура Краковской академии искусств оценила экспонированные картины учеников Г.Космиади как отличающиеся "оригинальностью декоративных мотивов и колористическим разнообразием". Пятьдесят рисунков отобрали для галереи Академии искусств в Кракове, а еще 80 — для коллекции государственной школы художественного ремесла. Но настоящее признание к учителю-новатору пришло позже, в 1936 г. Тогда в Варшавской художественной академии была организована большая выставка картин учеников ровенских гимназий. Жюри отобрало 67 лучших работ на Первую международную выставку детского рисунка в Париже. Учитель дорожил роботами своих воспитанников. Немало из них он возьмет с собой в вынужденную эмиграцию, сказав: "Это — мой урожай..."

Некоторые его ученики, как, например, поляк Чеслав Курьятто и украинец Андроний Семончук, стали известными художниками. Удивительно интересная и сложная судьба второго воспитанника. Он учился в Варшавской академии искусств, потом поселился в Ровно, где рисовал и переводил. А в начале 1944-го, перед приходом советских войск, покинул город, добрался до Гамбурга. Там создавал эскизы, чертежи. Позже по приглашению кузена уехал в Аргентину, потом с другими украинскими эмигрантами осел в Нью-Йорке и там рисовал...

Но Георгий Космиади учил не только рисовать. Этот великий учитель из Ровно, вслед за Василием Сухомлинским, тоже мог бы сказать: "Сердце отдаю детям". Он старался сформировать учеников художественно развитыми. В бывшем замке князей Любомирских, где в то время еще сохранился театральный зал, Георгий Космиади вместе с учениками гимназий города ставил спектакли, создавал для них афиши, декорации, костюмы. Там было инсценировано немало произведений мировой классики — "Илиада" Гомера, "Борис Годунов" Александра Пушкина, "Почта" Рабиндраната Тагора... Учитель сам играл на сцене, о чем свидетельствуют рисунки с тех спектаклей. Изготавливали билеты, а вырученные от их продажи средства шли на театральные постановки. Собранные во время благотворительных "Вечеров радости" и "Вечеров грусти" пожертвования отдавали в поддержку городской библиотеки имени В.Короленко. 

По картинам Георгия Космиади можно воссоздать архитектуру Ровно межвоенного периода — жилые дома, Воскресенский собор, замок князей Любомирских... Но этот талантливый человек оставил в городе еще и собственные архитектурные работы. Кинотеатр "Ампир", к сожалению, несколько лет назад был разрушен, а двухэтажное здание с мансардой сохранилось до сих пор. 

В 1940 г. в Ровно уже хозяйничали большевики. Раскручивался маховик репрессий против интеллигенции. Георгий Космиади чувствовал, что однажды "черный воронок" приедет и за ним. Ведь он был офицером царской армии. И к тому же помнил, как в 1921 г. советские войска, отброшенные с Вислы и разбитые поляками, прибывали в Ровно и арестовывали учителей, врачей, инженеров. Космиади тогда спасся от репрессий, поскольку убежал и некоторое время скрывался. А теперь он боялся, что его с семьей найдут и расстреляют или сошлют в Сибирь. Вот и решил эмигрировать в Германию, в Гамбург, поскольку у его жены Бригитты-Фриды были французские и немецкие корни...

В течение четырех месяцев беженец из Ровно находился с семьей в лагере для перемещенных лиц. Но сложные жизненные условия не перечеркнули желания заниматься живописью. Георгий Космиади хотел получить работу учителя рисования, однако администрация не разрешила: не знал немецкого. Тогда он начал устраивать выставки своих полотен в лагере. Все удивлялись, как эмигрант может пользоваться таким успехом. Во времена Второй мировой ему пришлось выкручиваться в творчестве не на шутку, ведь власти Третьего Рейха склоняли к агитационному искусству — кистью пропагандировать идеи нацизма. До падения Берлина Георгий Космиади был вынужден работать, иначе семья не получала бы хлебных карточек и не смогла бы выжить. Трудился в разных местах — художником-оформителем сцены в театре "Талия", в Государственной опере. Надежда Космиади вспоминает: "Когда закончилась война и в июле 1945-го Гамбург попал в британскую зону оккупации, отец вышел на пенсию. С того времени он рисовал, однако никогда не писал полотна на заказ — ни портреты, ни пейзажи; у него было несколько учеников, он организовывал свои выставки и этим жил. А кроме того, отец организовывал выставки учеников, поскольку гордился своими воспитанниками..."

Его дети не пошли отцовской стезей. Сын Юрий выбрал специальность химика, дочь Надежда работала в сфере экономического менеджмента, была советником по вопросам налогов при руководстве нескольких фирм. Но творческое наследие отца-художника для них особенно ценно. После смерти Георгия Космиади (1967) Надежда продолжала организовывать выставки его картин — в Германии и других странах Европы.

В последние годы полотна Георгия Космиади нашли немало почитателей в России и Украине — в картинах художника они находят то, что хотели бы увидеть. Например, два года назад на выставке в Москве многие посетители узнали фрагменты царских палат Кремля. Они, как утверждает Надежда Космиади, удивлялись, с какой точностью художник их воссоздал. Его картинами восхищались посетители выставок в Киеве, Одессе. Теперь Ровенский областной краеведческий музей реализует проект "Картины Георгия Космиади в музеях Волыни и Подолья". Это дало возможность всем желающим увидеть полотна талантливого художника в Луцке, Ровно, Виннице, Житомире, Меджибоже Хмельницкой области и других городах Украины.

С того времени, как Украина обрела независимость, Надежда ежегодно передавала документы из архива отца, немало его картин, работ учеников в Ровенский областной краеведческий музей и восстановленную Ровенскую украинскую гимназию. Его полотна украсили также школу-интернат в селе Александрия Ровенского района. А установление и присуждение премии Георгия Космиади стало неординарным событием для Ровно и области. В мартовский день этого года, когда исполнилось 127 лет со дня рождения мастера кисти, глава города Ровно Владимир Хомко вручил премию имени Космиади художнику Константину Литвину (посмертно), сплотившему вокруг себя талантливых художников, ставшему организатором и первым председателем Ровенской областной организации Союза художников Украины... 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №22-23, 15 июня-21 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно