Вначале было убийство…

Поделиться
Им не суждено встретиться никогда. Судьба не сведет их ни в изысканном обществе, ни за преферансом, ни в Восточном экспрессе, ни на теплоходе по Нилу. Оба - острого ума, с невероятно пронзительным взглядом, глядящим прямо в душу. Они не всегда верят в добро, но всегда - в справедливость. Каждый - мало говорит, но больше наблюдает и видит человека насквозь. Мисс Марпл и Эркюль Пуаро не будут даже знать друг о друге, поскольку их "мать" Агата Кристи решила: "А зачем? Они и сами не хотели бы этого".

Им не суждено встретиться никогда. Судьба не сведет их ни в изысканном обществе, ни за преферансом, ни в Восточном экспрессе, ни на теплоходе по Нилу. Оба - острого ума, с невероятно пронзительным взглядом, глядящим прямо в душу. Они не всегда верят в добро, но всегда - в справедливость. Каждый - мало говорит, но больше наблюдает и видит человека насквозь. Мисс Марпл и Эркюль Пуаро не будут даже знать друг о друге, поскольку их "мать" Агата Кристи решила: "А зачем? Они и сами не хотели бы этого".

Хотя к ее книгам относились настороженно, но раскупали с невероятной скоростью - неудержимый интерес к очередному загадочному убийству в доме деревенского викария, американского банкира, на таинственном острове или в вестибюле лондонской гостиницы преобладал. В обществе милых интеллигентных людей с изысканными манерами вдруг происходит трагедия. Неужели к этому причастен кто-то из них? Расследование преступления настолько захватывало, а уровень адреналина от этого так возрастал, что читатель ощущал свое присутствие непосредственно на месте преступления - в гостиной, рабочем кабинете или на густом ровно подстриженном газоне, где на сочную зелень упали капли крови.

Произведения Агаты Кристи с каждым днем захватывали читателей, вселяли в них такой ужас, что, как вспоминал исследователь ее творчества Джон Куран, "когда человек просыпался утром в собственной постели, то не был уверен, вернется сюда вечером, и будет ли вообще куда вернуться".

Королева детектива Агата Кристи написала сотни литературных убийств, получила всемирное признание и заняла в мире третье место после Библии и Шекспира по количеству изданных книг. В нынешнем году в ее родном городе Торки, как всегда, состоится международный литературный фестиваль. Но сможет ли хоть кто-нибудь из наших современников достичь ее уровня мастерства?

Девушка с английской Ривьеры

Родилась писательница в 1890 г. (еще во времена правления королевы Виктории) в англо-американской семье. Отец ее Фредерик Миллер был успешным нью-йоркским биржевым брокером, а мать Кларисса (Клара) занималась хозяйством и детьми - Маргарет (Мадж), Луи Монтаном (Монти) и Агатой. И все было бы прекрасно, если бы бизнес отца не пришел в упадок. А вскоре заболел и он сам. Его не стало в том же году, что и королевы, когда младшей его дочери Агате исполнилось всего 11. Тогда-то, по ее словам, и закончилось детство.

Мать наблюдала, как девочки росли и развивались. Старшая постоянно что-то писала - стихи, лирические истории, всегда носила блокнот, с которым часто сидела в саду под деревом. Младшая готовилась стать певицей - брала уроки музыки, играла на пианино и мандолине, - у нее был приятный мелодичный голос. В 17 лет девушка даже напишет собственный вальс.

Как-то мама протянула Агате чистый блокнот и карандаш - пиши и ты. "Нет, я не умею, - категорически отказалась девочка. - Это Мадж у нас будет писательницей". "Ну, ты хоть попробуй", - настаивала мать. Она не раз слышала рассказы младшей дочери, богатые разными фантазиями и интересными образами с участием кукол, птиц, домашних животных. Ребенком Агата была довольно-таки смелым - любила заплывать далеко в море, не боялась темноты, она обследовала все близлежащие уголки и кусты, у нее не замирало сердце от ночного скрипа калитки.

Агата получила домашнее образование, а в 15 лет ее отправили в Париж, где она обучалась в трех пансионах (в том числе и благородных девиц), научилась свободно говорить на французском.

В 18 лет за Агатой стал ухаживать ее партнер по гольфу Реджинальд Луси. Ухаживал чисто по-английски: писал романтические письма, где признавался в том, как увлечен ею и как хочет, чтобы они всегда были вместе. Каждый день он приезжал на велосипеде и бросал в почтовый ящик письмо. "Я готов ждать твоего ответа, сколько захочешь, - писал он. - Не торопись, я буду ждать, как долго бы это ни было, пока ты будешь готова сказать мне "да". Получать письма неофициального жениха Агате было приятно, но серьезно она ни их, ни его не воспринимала.

В 1910 г. внезапно заболела мать, и они поехали на зиму в Каир - кроме того, что там был более сухой климат, в то время этот город стал новым популярным местом отдыха британских богачей. Маме и вправду стало легче, но на молодую девушку Египет не произвел особого впечатления (хоть они и побывали возле пирамид Хеопса и других фараонов в Гизе), разве что вдохновил на поэзию и рассказ "Снег в пустыне", который она подписала псевдонимом Моносиллаба. (Под десятком ее произведений будет псевдо Мэри Уэстмакотт. - А.В.) "Если ты можешь так писать, далеко пойдешь", - напишет ей наставник, местный прозаик Иден Филпоттс.

…Как-то на балу в Торки 22-летняя девушка познакомилась с военным летчиком Арчибальдом Кристи. Веселый, общительный, красавец - русые волосы, правильные черты лица, голубые глаза… Агата, встретившись с ним взглядом, потеряла голову, утонув в его бездонных глазах. Арчи тоже сразу понравилась милая симпатичная девушка - не кокетлива, но приятна и весела. Они танцевали всю ночь. И завертелось… Они виделись каждый день, а романтик Реджи продолжал писать свои письма…

Обвенчались Агата с Арчи накануне Рождества 1915 г., когда Арчи отпустили с фронта на несколько дней в отпуск. В тот день Агата Мария Кларисса Миллер получила фамилию мужа и стала Агатой Кристи. Нет, еще не той, известной на весь мир, - об этом она и не мечтала. После свадьбы Арчи возвращается на войну, во Францию, а его жена помогает в госпитале, куда ежедневно привозили раненых англичан, французов, бельгийцев, голландцев. Агата работала медсестрой, ухаживала за больными, разносила лекарства. Именно там она впервые увидела ровные ряды бутылочек с ядами, которые в ее романах будут приводить к загадочным трагедиям. Там же она впервые увидела, как люди умирают. А первый стрихнин появится уже в ее дебютной повести. Всего в ее книгах будет 83 отравления.

В 1918 г. Арчи вернулся с фронта, а в августе 1919 г. у них родилась дочь Розалинда.

Дебют и помощь А.Конан Дойла

Но никакая война не могла обуздать творческое воображение Агаты. Они с Мадж даже начали соревноваться: кто напишет лучший рассказ об убийстве. Старшая сестра несколько подтрунивала над младшей - мол, у тебя это никогда не получится. Но, похоже, Агата была из тех, кому нельзя говорить "никогда" - это лишь придавало ей сил. Свою первую детективную повесть она решила издать отдельной книгой.

Обходя полдесятка лондонских издательств, молодая писательница слышала только "нет", но в одном заинтересовались. Рукопись им понравилась, но ее предупредили, что тираж будет не более двух тысяч экземпляров - не было уверенности, что книга заинтересует читателя. Агате выплатили первый гонорар - 25 фунтов. А в 1920 г. молодая семья переезжает в Лондон. Вскоре Агате позвонили из издательства и сообщили, что первый тираж повести "Загадочное происшествие в Стайлзе" разошелся, и они срочно печатают новый. Допечатывали еще несколько раз. Редактор издательства пригласил А.Кристи и поинтересовался, не могла бы она написать еще пять такого же типа повестей - они готовы немедленно отдавать их в печать. "Конечно", - ответила Агата. Задание было серьезным, и она, отбросив все, начала писать - нужны были деньги, пусть даже небольшие. Конечно, тогда все читали о Шерлоке Холмсе, полным ходом расследовавшем преступления в Лондоне или провинции. Но в триллерах неизвестной писательницы Агаты Кристи загадочные и тайные убийства происходили будто бы совсем рядом, просто за углом, - в Кенсингтонском парке, доме местного викария или на поле для игры в гольф, что давало возможность читателю подойти к убийству на "опасное" расстояние.

Сама Кристи любила читать Александра Дюма, Вальтера Скотта, Эдгара По, Жюля Верна, Артура Конан Дойля, по нескольку раз перечитывала Уильяма Теккерея и Чарльза Диккенса. Не раз забегала за книжками в лондонскую лавку Генри Созерана, дружившего некогда с Диккенсом, ее любимым писателем.

В апреле 1926 г. умерла мать Агаты, и молодая женщина вернулась в родовое гнездо уладить все необходимые дела. В этот период у нее развивается депрессия - пережить уход самого важного человека ее жизни кажется невыносимо. Она пытается утолить боль написанием повестей, но даже их сюжетные хитросплетения не заживляют душевной раны.

Арчи же не любил в семье грусти и жаждал веселья. К тому времени он работал в Сити, стал членом престижного гольф-клуба, где и проводил уик-энды. Летом 1926 г. они купили огромный дом в Саннингдейл (сегодня в этих местах живут постсоветские нувориши. - А.В.). Приехав поздравить 7-летнюю Роузи с днем рождения, Арчи сообщил Агате, что уходит от нее, так как полюбил другую. В тот момент она почувствовала себя полностью уничтоженной. Хотя надеялась: все еще наладится. Но в холодный декабрьский вечер, узнав, что Арчи вышел из квартиры своей подруги, Агата выбежала из дома, а вскоре ее брошенную машину нашли на берегу местного озера, где она "убила" одного из персонажей. На следующий день об этом писали все английские таблоиды - к тому времени Кристи уже становилась популярной писательницей. Одни говорили, что она сама покончила с жизнью, другие - это Арчи ее отравил. Хотя он сразу же дал
объявление в газете, пообещав 500 фунтов стерлингов (сегодня это более 10 тыс.- А.В.) тому, кто найдет его жену.

Леса и поля прочесывали 15 тысяч волонтеров. Полиция обследовала все озера и бассейны, расспрашивала пассажиров в поездах и автобусах, даже обратилась за помощью к Конан Дойлу, но поиски были тщетны. И только через 11 дней в гостинице городка Херрогейт (в трех часах езды на север, в графстве Йоркшир) внимание привлекла похожая на Агату женщина, представлявшаяся Терезой Нил из Кейптауна. Когда за ней приехали родные, она никого не узнавала, даже Роузи, и ничего не помнила - у нее случился нервный срыв. Но Арчи все же ушел…

В плену загадок древних цивилизаций

Завершив все дела, связанные с разводом, Агата уезжает из Англии, взяв билет на "Восточный экспресс" (Лондон-Париж-Стамбул), отправлявшийся с вокзала "Виктория". Ей было невдомек, что это билет в лучший период ее жизни - начиналось ее восхождение. Лечить душевные раны Агата поехала в Ирак в археологическую экспедицию на раскопки древнего города Ур, священного места рождения библейского Авраама. Там начинала работать группа археологов Британского музея, чтобы удивить мир тысячелетними богатствами Месопотамии. "Это что-то нереальное!" - восторженно воскликнула Агата, ступив на землю сирийской Пальмиры, где в сказочной тиши деревьев возвышались полуразрушенные тысячелетние храмы и дворцы.

На раскопках она и познакомилась с археологом Максом Меллоуэном, а в 1930 г. вышла за него замуж. Вместе они проживут почти полвека. "Жизнь с ним была сплошным удовольствием", - скажет в преклонном возрасте Агата. Новая любовь и страсть к археологии породили у писательницы такую бурю эмоций, такое творческое вдохновение, что этот период окажется самым плодотворным в ее жизни и обогатит мир литературными и историческими жемчужинами. Как и в случае с убийствами, ей было интересно разгадывать-раскапывать спрятанные глубоко под землей загадки, чтобы потом на тарелочке преподнести публике готовый элегантный результат. На колене, а то и сидя на куче песка или глины под палящим солнцем она записывала в блокнот идеи "убийственных" сюжетов.

В первые восемь лет экспедиции из-под ее пера вышли 15 триллеров: "Убийство в "Восточном экспрессе", "Убийство в Месопотамии" (Пуаро и раскопки Ура), "Смерть на Ниле", "Встреча со смертью" (Петра, Иордания), "Они прибыли в Багдад" (события на раскопках) и др. Появился также новый цикл повестей "Расследует Паркер Пайн" (об убийствах в Ширазе, Багдаде, Петре).

Когда началась Вторая мировая война, М.Меллоуэна призвали в Королевские ВВС переводчиком с арабского языка в Северную Африку. Тогда впервые за десять лет им пришлось расстаться. Агата снова пошла работать в госпиталь. Но поскольку мыслями она оставалась с мужем, то начала писать автобиографическую книгу "Расскажи мне, как ты живешь", таким образом разговаривая с ним и вспоминая о приятных моментах в экспедиции. Фамилия на обложке книги была Агата Кристи Меллоуэн.

Всего в экспедициях с мужем писательница проведет два десятилетия - она, как и все, жарилась на солнце, жила в палатке, копала лопатой в Сирии, Ираке, Ливане, Турции, Египте. Она помогала ему постоянно, иногда даже не осознавая, какую большую работу проделывает. Ведь ее черно-белыми фотографиями раскопок до сих пор пользуются археологи, а за некоторые уникальные археологические экспонаты в Британском музее мы должны благодарить именно Агату Кристи - она не только раскапывала, но и складывала из обломков фарфоровые или глиняные вазы. А иногда эти древние находки даже протирала своим кремом для лица. Сегодня все они - в Ближневосточном отделе Британского музея, там, где стены поддерживают огромные ассирийские ламассу - сказочные быки с крыльями и человеческими головами, некогда охранявшие ворота древней ассирийской столицы Нимруд. Может, благодаря Максу археология стала и ее страстью? "Хорошо, когда твой муж - археолог: чем старше становишься, тем ты ценнее для него", - шутила писательница. Благодарный Британский музей со временем отдал должное Агате за ее огромный труд на раскопках древних цивилизаций, устроив в 2001–2002 гг. выставку "Агата Кристи и археология: тайна Месопотамии".

К сожалению, в наши дни боевики Исламского государства взрывчаткой уничтожили весь Нимруд (расположенный в Ираке на берегу реки Тигр, в 30 км от Мосула) со старинными скульптурами богов, остатками Акрополиса, которым было три тысячи лет! "Эти идолы - фальшивые", - объясняли современные варвары. Они сожгли 50 мавзолеев и библиотеку в Мосуле, где хранилось восемь тысяч древних рукописей! Практически уничтожена и Пальмира…

Гринуэй

Вернувшись из первой экспедиции, Агата купила в Торки новый дом - Гринуэй, уютное зеленое поместье площадью в один кв км на берегу живописной реки Дарт. Гринуэй, где она прожила почти 40 лет, королева детектива считала лучшим местом на земле. Здесь всегда собиралась на отдых родня, играли в карты, за чаем или виски обсуждали последние события. Агата что-то вязала на спицах, говорила немного, больше слушала других и наблюдала за ними - и позже родственники или соседи узнавали собственные черты в ее персонажах.

Почти каждый роман Кристи начинала писать в январе, а к весне завершала. Именно в Гринуэе писательница впервые выносила на публику новые произведения, когда в большой гостиной возле камина, затаив дыхание, все слушали об очередном загадочном убийстве, пытаясь угадать, кто же это сделал. Честно говоря, не угадывал никто, кроме дочери Розалинды - она всегда определяла убийцу еще в начале произведения. Думаете, чтение заканчивалось в тот же вечер? Писательница держала в напряжении своих слушателей дней десять и лишь потом объявляла убийцу. И тогда у всех глаза лезли на лоб от удивления: "Неужели?".

А после окончания работы над очередным романом Агата устраивала пикник для родных, друзей и соседей. Чтобы как-то расслабиться и выбраться из плена напряженных сюжетов, она играла в гольф, теннис, любила вкусно поесть (да и сама отлично готовила). "Знаешь, когда приходят новые сюжеты? - делилась она секретами творчества. - Когда готовишь обед!".

…Когда хмурым летним днем я попала в Гринуэй, он встретил меня аллеей пышных розовых гортензий. Миссис Меллоуэн (иначе к ней тут и не обращались) когда-то выращивала цветы со всего мира - благо, позволял теплый климат. Здесь Агата Кристи была настоящей - энергичной, скромной женщиной, у которой на первом месте в жизни была семья, и которая изредка любила закрутить загадочные криминальные истории, происходящие не только в их графстве Девон, но и в Лондоне, Стамбуле, Каире, среди египетских пирамид или на раскопках Месопотамии.

На обоих этажах штаб-квартиры мировых триллеров - полки с книгами писательницы, печатная машинка, рояль "Стейнвей", каталоги их с мужем книг и статей, шкафы с одеждой и мехами, фотографии родных, письма от Арчи. Агата не прекращала удивлять - тут нашлись 73 блокнота с набросками сюжетных линий новых романов и колоритных персонажей. Ее мозг генерировал столько идей, что она не успевала их реализовать и лишь кратко записывала. (Несколько лет тому назад эти творческие наброски были изданы отдельной книгой "Тайные записки Агаты Кристи". - А.В.) Именно здесь нашли аудиопленку с автобиографией, которую она надиктовывала 15 лет, опубликованную уже после ее смерти. Голос Агаты - женственный, мягкий и эмоциональный. Это - язык Англии столетней давности с правильным классическим произношением, - говорят, даже лучшим, чем у королевы. Именно на этой пленке она и объявляет свое решение о судьбе мисс Марпл и Пуаро, о чем говорилось в начале нашего повествования: "Каждый из них - сам по себе звезда… Законченному эгоисту Эркюлю Пуаро вряд ли понравится, чтобы его поучала старая дева. В мире мисс Марпл профессиональному сыщику Пуаро было бы не по себе".

Гении сыска

Агата Кристи, будто интересная соседка, всегда рассказывает какие-то необычные истории, постепенно увлекая слушателя загадочными поворотами сюжета, незнакомым следом на клумбе или оборванным клочком записки. Почти все ее персонажи - интеллигентные, умные и сообразительные люди, интересные собеседники, среди которых встречаются элегантные, привлекательные и образованные убийцы, спланировавшие все до мельчайших подробностей в надежде, что никто их не сможет найти. Но если за дело берется мисс Марпл…

Агата списала образ детектива-любителя со своей бабушки Маргарет Уэст, "всегда ожидавшей от жизни только неприятностей". А фамилия героини - от названия железнодорожной станции неподалеку от Манчестера, мимо которой Агата часто проезжала, посещая семью Мадж. Впервые Кристи вывела в свет 74-летнего детектива в 1930 г. Типичная англичанка Джейн Марпл любила время от времени посплетничать, пока для нее не нашлось более серьезное занятие - раскрывать убийства: в гостинице или в доме известной актрисы. За чашкой чая "Эрл Грей" с молоком она внимательно слушала других, лишь изредка добавляя собственные комментарии: "Неужели?" или "О, как мило!", а сама тем временем присматривалась и прислушивалась. Умная и необычайно проницательная, во время расследования она из набора вроде бы нелогичных фактов составляла целостную ситуацию. И каким-то невинным риторическим вопросом расставляла все по своим местам.

Писательница не планировала делать мисс Марпл постоянным персонажем, но "эта женщина вошла в мою жизнь так тихо, что я и не заметила", - говорила Кристи.

И только через 30 лет, благодаря телевидению, мисс Марпл вошла в жизнь миллионов с фильмом "В 4.50 с Паддингтона". В кино ее играли талантливые актрисы - Маргарет Рутерфорд, Анджела Лэнсбери и другие, но канал ВВС, приступая к съемкам сериала по произведениям Агаты Кристи отдал предпочтение Джоан Хиксон, которая в свои 78 лет очарует зрителей ощущением безгрешности и аналитическим подходом к раскрытию убийств, успев сыграть главную роль своей жизни еще в 12 фильмах.

Джоан Хиксон
Джоан Хиксон

Анджела Лэнсбери
Анджела Лэнсбери

Но следствие ведет и невысокого роста симпатичный бельгиец, педант, перфекционист в безупречном твидовом костюме. Да, еще у него роскошные ухоженные усы, которые он закручивает выразительными завитками, а на ночь надевает неизменную сеточку, чтобы ни один волосок в усах не выглядел неаккуратно. Это - мсье Эркюль Пуаро. Свое первое расследование он провел в повести "Загадочное происшествие в Стайлзе" (1920). Он встретится нам на Ниле, в "Восточном экспрессе" - всего в 40 книгах. Образ английского частного детектива, говорящего с французским акцентом, Кристи списала с одного бельгийца, попавшего когда-то в их госпиталь в Торки. Эркюль знает не только все окрестности Лондона и пригороды - он замечает такие детали, которых не видит никто другой, и всякий раз готов вступить в бой за справедливость. А его одежда всегда в столь идеальном состоянии, что кажется, ему легче было бы пережить пулю в теле, чем пылинку на пиджаке.

Экранная жизнь Пуаро началась раньше, чем у мисс Марпл - в 1931 г. в фильме "Алиби" по мотивам повести "Убийство Роджера Экройда". В разные времена Пуаро играли известные английские актеры Остин Тревор, Альберт Финни, Питер Устинов и другие. А в 1989–2013 гг. в телесериале "Пуаро Агаты Кристи" его играл Дэвид Суше, утвержденный на эту роль дочерью писательницы Розалиндой Хикс как идеальное воплощение образа.

Дэвид Суше
Дэвид Суше

Питер Устинов
Питер Устинов

Интрига десятилетий

В финале этого спектакля зрителей просят никому не рассказывать сюжет. Вы шутите: детективную историю и не рассказывать? Но может быть, в этом и секрет того, что пьеса Агаты Кристи "Мышеловка" уже 63-й сезон идет в лондонском театре Сент-Мартинз. Писательница предполагала, что спектакль продержится месяцев восемь - не больше. "Но, очевидно, каждый зритель смог в ней что-то для себя найти", - комментировала она долгую сценическую жизнь пьесы. На сегодня более 25 тыс. (!) спектаклей посмотрели 10 млн. зрителей. А на 50-летие постановки в театр пришла и королева Елизавета ІІ с мужем.

Для туристов эта пьеса - как обязательные для посещения Трафальгарская площадь или музей мадам Тюссо.

Агата Кристи подарила эту пьесу ("Три слепых мышонка") внуку Мэтью на день рождения - мальчику тогда исполнилось девять лет. Похоже, это был самый роскошный в мире подарок.

Премьера состоялась осенью 1952 г. За все эти годы в спектакле были задействованы 400 актеров, включая таких известных, как лорд Ричард Аттенборо, Патрик Стюарт, Хью Бонневиль и др.

В портфеле писательницы 17 пьес - "Направляясь к нулю", "Свидетель убийства", "Черный кофе", "Ахнатон" (о египетском фараоне, пожелавшем заменить старых богов одним богом, и его жене Нефертити). А недавно нашлись еще с десяток совсем неизвестных ее пьес - "Силуэт у окна", "Ложь" и др.

Была бы бутылочка яда…

Во всех произведениях Агата Кристи выступает не только как профессиональный следователь, но и прекрасный психолог, хорошо зная, что человек может думать и чувствовать, как будет себя вести, раскладывая по полочкам детали запутанных судеб и характеров и удачно совмещая поведенческую психологию с женским и мужским способами расследования. Мисс Марпл и Эркюль Пуаро - детективы-конкуренты, но лучше их, кажется, еще никто не раскрывал убийств - так четко, так изысканно, так невероятно интересно выстраивая логику преступления и линию расследования. "Все расследование происходит вот тут, в сером веществе", - говорил Пуаро, слегка постукивая пальцем у виска.

Мир Агаты Кристи - это добро и зло, и добро у нее торжествует только тогда, когда наказано зло. Обязательно наказано. И каждую смерть она расследует не мелодраматично, а последовательно и методично - как и должно быть. Агата, как и ее бабушка, верила, что миром движет зло. Она знала, что в "старой доброй Англии" с ее обязательным чаепитием в пять вечера, классическими огуречными сэндвичами, внимательной ненавязчивостью соседей может произойти любая неприятная неожиданность, включая убийство. Потому что, как считала Кристи, внутри каждого человека живет какой-то чертик, и в необычных обстоятельствах он может дернуть человека сотворить что-то ужасное. Даже если кто-то из ее персонажей просто душка.

"Дайте мне бутылочку яда, и я создам вам идеальное убийство", - говорила писательница.

В своих книгах она помещала группу людей в определенную ситуацию, и так интересно было посмотреть, как же они себя поведут, если там произойдет убийство. Кто это сделает? В небольших городках преступления, как правило, совершали женщины, но если жертву задушили, наиболее вероятно, это сделал мужчина. К тому же, "каждый убийца, скорее всего - старый друг жертвы".

Агата Кристи не только выстраивала четкий и интригующий сюжет, она изменила обычную манеру написания книг, начиная писать не с начала, а с конца! А уже потом формировала сюжетную линию, нанизывая друзей и врагов, соседей и тайных подруг. Большинство мест, домов, улиц и даже островов в книгах Агаты Кристи - то, что окружало ее в Девоне, Лондоне, независимо от того, какие бы экзотические названия она им ни давала: Индийский остров или Цыганское подворье.

Объездив Английскую Ривьеру, я поняла, откуда в ее романах эти узенькие сельские дорожки, огороженные высокими густыми кустами, где не разминуться двум автомашинам - это отсюда, с юга. Не удивляюсь и тому, что если в ее книгах кто-то приезжает в гости, то поселяется в гостинице - на юге Англии настолько маленькие квартиры, что кроме жильцов, там больше никто не поместится.

Она придумала названия деревень и городишек, где происходили убийства - Сент-Мэри Мид, Лимсток, Кингз-Эббот, Вичвуд, Мач Бэнэм, как придумала и целую восточноевропейскую страну Герцесловакию.

Однажды полудетективная история произошла и с самой Кристи - ее вызвали в МІ5 (Служба безопасности). В ее единственном шпионском романе "Н или М?" (1941) описан персонаж майор Блэтчли. А во время Второй мировой войны Блэтчли-парк - правительственный шифровальный центр - был самым засекреченным местом Британии, о котором знали единицы. И вдруг в книге появляется это имя! Служба безопасности забеспокоилась, поскольку произведения Агаты Кристи издавались большими тиражами. Не иначе, у нее там свой агент, а если так, то как много она знает о центре? А может, ей что-то рассказал хороший друг Дилли Нокс - один из главных шифровальщиков Блэтчли, в тот период подыскивавший ключ к итальянской "Энигме"? Направляясь в МІ5, писательница не волновалась, и объяснение было простым: когда ее поезд из Оксфорда в Лондон застрял на станции Блэтчли, она, рассердившись, решила дать это имя не самому лучшему персонажу. Только и всего.

Не нимб, но диадема

Нередко образ мисс Марпл ассоциировали с самой писательницей. Да, Агата Кристи жила в Англии, ухаживала за цветником, умела вязать на спицах, но ее жизнь была несравненно богаче интересными путешествиями и неповторимыми человеческими характерами. Правда, будучи немного застенчивой, она об этом не особенно рассказывала - не любила давать интервью, не устраивала презентаций своих книг, хоть и вела довольно активную жизнь, любила с приятельницами заглянуть в любимый клуб "Будлз" на углу улицы Пэл Мэлл и площади Ватерлоо. А из Гринуэя на обычном автобусе ездила в центр города - в библиотеку, ресторан или парикмахерскую.

"Она никогда не считала себя известной писательницей, - говорит ее внук Мэтью Причард. - Хотя соглашалась с тем, что благодаря диалогам могла создать определенную атмосферу".

И только тиражи ее детективных романов и повестей, ее мировая слава свидетельствовали, что на самом деле это необычный человек - она мастерски владела словом, была тонким психологом, обладала аналитическими способностями. Поэтому сегодня тираж ее 66 романов и десятков повестей не только насчитывает двух миллиардов экземпляров, - они переведены более чем на 100 языков, в том числе и украинский.

"Больше всего меня в жизни удивляло то, что я стала известной писательницей. Иногда просто поверить не могу, что это действительно я", - говорила Агата Кристи.

На днях британцы признали лучшим ее триллером роман "И никого не стало…". (В 1980 г. вместо прежнего названия "Десять негритят" его заменили на политически более корректное. - А.В.).

За вклад в литературу в 1956 г. Агата Кристи была удостоена королевой Елизаветой ІІ рыцарского звания - Командор Британской империи. А в 1968 г. за достижения в археологии получит рыцарский орден и Макс Меллоуэн, и к Кристи начнут обращаться "леди Меллоуэн". В 1971 г. королеву детектива удостоят и высшей женской награды Королевства - Дама-командор Британской империи. Интересно, как в одной семье уживались два рыцаря?

Завершился земной путь А.Кристи в январе 1976 г. В день, когда ее не стало, лондонские театры приглушили свет фонарей перед спектаклем. Похоронили писательницу неподалеку от Оксфорда, на небольшом церковном кладбище возле городка Уоллингфорд, где они с мужем жили последние годы. Сэра Меллоуэна не станет через два года.

Мэтью Причард - единственный прямой наследник Агаты Кристи, сын ее дочери Розалинды Хикс, ушедшей в мир иной десять лет назад. Сегодня он - президент траста Agatha Christie Ltd. и почетный президент Валлийской оперы. М.Причард на протяжении многих лет поддерживает театры, музеи, многие культурные мероприятия. В октябре он выступит на литературном фестивале в Стамбуле - здесь в гостинице "Пера-палас", в номере 411, Агата Кристи написала "Убийство в "Восточном экспрессе".

…Сегодня вдоль залива в Торки, где колышутся на волнах солидные белые яхты и небольшие парусники, среди пальм и ароматного олеандра простирается "Миля Агаты Кристи" - здесь она любила кататься на роликах, плавать, заниматься серфингом, встречаться с друзьями, здесь высоко на горе гостиница "Гранд" (место не только ее с Арчи первых супружеских дней, но и убийств из нескольких романов). Здесь открыта и единственная в Объединенном Королевстве "Галерея Агаты Кристи". А в скверике рядом - бронзовый бюст писательницы, установленный к ее 100-летию.

… В ее жизни было две королевы, два замужества, две войны… Ее именем назовут прекрасную розу. Женщина, целью жизни которой было всего лишь стать хорошей женой и матерью, стала мировой королевой, королевой детектива, в диадеме которой и через 100 лет точно так же будут сиять жемчужины, сотворенные разумом, интуицией и огромным желанием торжества добра.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме