"Какое же это чудо - песня! Какую магическую силу таит в себе. Она как Мать-Берегиня, стоит на страже заветных источников, питающих и ныне наше национальное возрождение. Такую бессмертную песню оставил после себя поэт-песенник, лауреат Государственной премии им. Т.Шевченко Дмитрий Луценко. В его поэзии много тепла и любви к людям, к родной земле, к истории нашего народа. Его песни озарены солнцем, чистотой и совестью поэта и, конечно, безграничной любовью к матери - Украине, а особенно к родному селу Березовой Рудке", - писала Лидия Луценко. В этом живописном селе на Полтавщине родился будущий поэт. Еще в раннем детстве пленила его народная песня, потому что теплый родительский дом всегда был полон грустных и веселых мелодий. Пели их его родители - люди трудолюбивые и голосистые.
Поэт гордился своими предками:
"З прадавніх вижухлих віків
Бере початок рід наш славний.
Мій пращур був із козаків,
Яких боялись шляхта й хани."
О своем детстве Дмитрий Луценко вспоминает: "...Помню себя с маминой песни, поскольку, что бы она ни делала - в огороде ли, в саду ли... и когда шла в поле полоть длиннющие ряды колхозной свеклы или кукурузы, и когда уставшая возвращалась назад, - все пела бедная труженица... Песня помогала ей выдерживать ту каторжную жизнь. У меня прямо в груди печет, когда вспоминаю ее тяжелую судьбу: в 1933-м не выдержал отец, в конце этого же проклятого года умерла старшая сестра Ярына, а меня голод загнал под землю - в шахты Донбасса".
"Не балувала розкішшю ніколи
Скупа і невблаганна доля нас.
Вона мене відразу після школи
Гукнула працювати
на Донбас…
…
Важкі шахтарські лампочки носив
На шахті я
вибійникам у лаву."
На шахтерской земле окончил горнопромышленное училище. Весной 1936 г., после тяжелой и изнурительной работы под землей, Дмитрий приехал в Киев "искать лучшей судьбы". Неожиданно для себя поступил в хореографическое училище, но не выдержал "ежедневных однообразных балетных упражнений, да еще впроголодь" и оставил обучение. Попал в детдом, где счастливая судьба свела его с писателем Иваном Микитенко. Дмитрий Емельянович вспоминает: "Как только он прочитал мои беспомощные, детские стихотворные попытки, очевидно, седьмым чувством заметил Божью искру у бездомного и решительно сказал: "Собирайся, Дмитрий, хочешь стать артистом? Пойдем, я тебя устрою в студию театра имени Ивана Франко". Но стать артистом парню не судьба - провалился на экзаменах. Иван Микитенко утешал: "Не горюй! Тебе надо учиться. Поступишь в гидромелиоративный институт, пока что - на рабфак". И.Микитенко помог в жизни будущему поэту Д.Луценко, а сам погиб из-за "украинского национализма" в кровожадной мясорубке 1937 г. А Дмитрия исключили из комсомола за связь с "врагом народа", но с рабфака не выгнали. После его окончания поступил в 1938 г. в гидромелиоративный институт. Тяжелые студенческие годы, постоянное недоедание стали причиной легочной болезни... В 1939-м призвали в армию, заслали аж на границу с Афганистаном, на заставу Вуры, где тропическая малярия трясла пограничника так, что на фронт ехал полуживой... Выдержал ад войны, хотя и вернулся инвалидом... Автоматчиком прошел солдатский путь от Волги до Берлина, был корреспондентом дивизионной газеты - на фронте стал журналистом.
"Аж серце завмирає, як згадаю
Шляхи, що довелося перейти.
І перший бій на березі Дунаю,
І полум'ям охоплені фронти.
…
Мені солдатом
у війну жорстоку
Йти на Берлін
від Волги довелось."
В послевоенные годы Д.Луценко заведует отделом газеты "Молодь України", работает корреспондентом Всесоюзного радио в Украине.
Писать стихи начал еще в школе. Первые - "Пісня" и "Мама" - были напечатаны в 1938 г. в "Комсомольці України" с легкой руки Андрея Малышко, работавшего тогда в газете. "Когда начал писать стихи, - вспоминает поэт, - то очень хотелось мне, чтобы хоть один был положен на музыку. Мне казалось, что я был бы самым счастливым человеком на земле, если бы услышал свою песню". Первый композитор, которому пришлись по душе солдатские стихи Д.Луценко, был Левко Ревуцкий, положивший на музыку "Пісню кіннотників" и "Пісню про Україну". А произошло это в 1941 г., когда шли тяжелые бои за Украину. В Ташкенте Д.Луценко вместе с другими деятелями культуры выступал перед воинами, отправлявшимися на фронт. В Доме офицеров и произошла встреча "стройного голубоглазого юноши с зелеными петлицами пограничника" с Л.Ревуцким. Зашел разговор о родном Киеве, в то время оккупированном немцами... Прощаясь с композитором, Д.Луценко дал Л.Ревуцкому газету "Фрунзовец", где были напечатаны два его стихотворения "За Батьківщину" и "Пісня кіннотників". Позже Л.Ревуцкий писал: "Понравились мне эти стихи своей мелодичностью и теплотой, и я со временем положил их на музыку". Этим композитор словно благословил поэта на славный путь содружества двух сестер - поэзии и музыки. Так неожиданно, с легкой руки Л.Ревуцкого, и началось песенное творчество Дмитрия Луценко.
Первый сборник "Дарую людям пісню" вышел в 1962 г. Предисловие написал поэт Владимир Сосюра, которого Д.Луценко считал своим крестным отцом. С В.Сосюрой поэт познакомился еще до войны на Донбассе, когда учился в училище. Сосюра читал перед учениками свою "Червону зиму" и забыл несколько строк. А Дмитрий подсказал...
Если бы Дмитрий Емельянович написал слова только к песням "Києве мій", "Мамина вишня" и "Осіннє золото", уже и тогда заслуживал бы того, чтобы считаться классиком. Но перу поэта принадлежат многие известные шлягеры, созданные в содружестве с композиторами Л.Ревуцким, А.Билашом, П.Майбородой, И.Шамо и другими (всего их около 60). Дмитрий Луценко владел колоритным украинским словом, писал искренне и доброжелательно. Это привлекало композиторов, ставших ему не только побратимами в творчестве, но и близкими друзьями в жизни. И радость, и печаль делили вместе. Поэтому не удивительно, что на стихи Дмитрия Луценко написано более 300 популярных песен.
"Я слово за словом,
як перли намиста,
Нанизував кревно
в бурштинний разочок,
Щоб пісня лунала
дзвінка й молодиста
Для щастя синів
і для радості дочок."
Песня "Києве мій" стала своеобразной визиткой столицы: мелодия каждый час звучит на часовой башне на Майдане Незалежности, а по городскому радио звучат позывные: "Як тебе не любити, Києве мій!".
О песне "Мамина вишня" поэт писал: "Я так нежно любил свою дорогую мамочку! Каждый раз, когда вспоминаю ее горькую судьбу, у меня в душе что-то переворачивается. О матери написано много красивых песен. По-моему, непревзойденный в этом А.Малышко. Мне с композитором А.Пашкевичем захотелось создать свою, оригинальную. Но как ее такой сделать, когда, кажется, все самые лучшие слова уже написаны и спеты? В долгих творческих мучениях родилась все же наша, не похожая на других - "Мамина вишня":
"Знову наснилось дитинство,
Тепле, мов гарна весна.
Вишня вдяглася в намисто,
Мама щаслива й сумна.
Там за село проводжала
Долю мою молоду…
Щедро мені щебетала
Мамина вишня в саду…"
Первой исполнительницей песни была наша "Чураевна" - Раиса Кириченко. Д.Луценко в стихотворении "На концерті народної артистки Раїси Кириченко" написал:
"Затихла зала
Мов достигла нива,
Розквітли сяйва рампи дивовижні.
І вже пливла мелодія щемлива
Проникливої "Маминої вишні".
А я сидів схвильований у залі
І слухав Вас,
Затамувавши подих…"
"Есть четыре времени года. Жизнь человека также можно поделить на четыре части. Весна - рождение и раннее детство, лето - это самые лучшие годы, юность; а осень - жизненная зрелость, зима же - метель седых волос и узоры, оставленные жизнью на лицах людей. Именно о жизненной осени поется в песне "Осіннє золото". А еще - любовь, и мы ощущаем, какой нежностью и верностью напоена каждая строка, каким щедрым было сердце поэта, без устали повторявшее: "А я люблю, а я люблю, люблю як в юності" (Л.Луценко).
Поэт часто наведывался в свою Березовую Рудку, чтобы подышать воздухом родного края, пройти по тропам своего детства, пообщаться с земляками. Именно здесь волшебная природа вдохновляла его на новые взлеты в творчестве:
"…Тут кожна хата,
кожне деревце
На повні груди
легко диха миром.
Так пахне степ хлібами
й чебрецем.
Запрошує в свої обійми щиро
Моя полтавська
рідна сторона…"
Его чувствительное и доброжелательное сердце подарило нам ценнейший художественный дар - бессмертные поэтические произведения, многие из которых родились на Полтавщине и со временем влетели в жизнь любимыми песнями. "Секрет Луценко, - писал И.Ганжа, - кроется в свете домашнего очага, где причащалась его юная душа маминой песней и отцовской волей, в благословении белой вишни, с колыбели научившей ребенка смотреть на людей и звезды сквозь свой пречистый цвет. И такая же святая, как вишня, стоит в Березовой Рудке белая хата, это великое украинское чудо, вырастившее нацию". "Хата моя, біла хата" - это символ Украины как матери, и поэт отдает ей наилучшие свои чувства:
"Хата моя, біла хата,
Рідна моя сторона.
Пахне любисток і м'ята,
Мальви цвітуть край вікна…"
Мелодии, написанные к стихам Дмитрия Луценко, по-настоящему волнуют, не оставляя равнодушным никого. И происходит это, наверное, потому, что каждое свое поэтическое слово он пропускал через сердце и душу, наполнял пережитым.
"Теперь мне не страшно и умирать - я оставил людям песни...", - это были последние слова поэта, сказанные жене. Неизлечимый недуг поборол энергичного жизнелюба-поэта, полного творческих замыслов и ожиданий... Умер Дмитрий Емельянович 15 января 1989 г. Точно о творчестве поэта сказал его ученик поэт А.Драгомирецкий: "Його вірші, - то правда й живінь, його Пісня, - то крила й відрада"..
Любовь полтавчан к своему земляку переросла в ежегодный художественный праздник "Осеннее золото", проходящий на Полтавщине в его родном селе Березовая Рудка. Начиная с 1990 г. этот праздник собирает настоящих почитателей Луценковского слова не только с Полтавщины, но и со всей Украины. В 2001 г. основана Литературно-художественная премия имени Дмитрия Луценко, ставшая уже международной.
"Шумлять твоїх пісень
сади чудові.
Поставив на сторожі біля них
Ти серце, повне ласки і любові."
Давно ушел Дмитрий Емельянович за вечную черту, но песни его живут, и значит - живет среди нас человек, озаренный кроткой полтавской улыбкой, заряженный энергией доброты и действия. Живет, потому что песни его стали действительно народными.
Дмитрий Луценко оставил нам в наследство отборные зерна поэзии, которым прорастать еще через десятилетия, а то и столетия. В них есть будущее, есть бессмертие, есть вечность.