"Чуждый элемент" в русском искусстве

3 июля, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №24, 3 июля-10 июля

Историческая живопись — одна из самых сложных для художника. Для того, чтобы картина была достоверной, близкой к эпохе, которая отображена на полотне, надо изучить много материалов и исторических документов, иметь представление об одежде и правилах поведения того времени. А.Литовченко уделял много времени изучению русской истории, быта, одежды, предметов русской старины. Ему даже ставили в укор, что, увлеченный московской стариной, он часто ограничивал свою задачу воспроизведением предметов быта и материальной культуры.

 

"Третьяковка пригласила журналистов полюбоваться картиной религиозного живописца XIX в. Александра Литовченко "Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского". Картина была приобретена в 1886 г. П.Третьяковым и хранилась в запасниках с 20-х гг. XIX в." (газета "Вечерняя Москва", 18 февраля 2009 г.). Далее шло описание сюжета картины: торжественная сцена в Успенском соборе Кремля и ее герои. И как вывод: картина достойна быть в основной экспозиции галереи, этим летом ее представят на выставке в Финляндии. Такие сообщения не редкость в периодической печати. Но меня заинтересовал автор картины — украинец Александр Дмитриевич Литовченко. Кстати, в этом году исполняется 180 лет со дня его рождения.

Жизненный и творческий путь этого художника довольно противоречивый. Историк искусства Иван Крипякевич называл его "майстром рисунку і малярської техніки, з якої виводив другорядні акцесорії своїх історичних картин, але на вираз внутрішнього життя своїх героїв не мав ні сили, ні інтенції". Российский искусствовед и художественный критик В.Стасов хоть и говорил об исторических полотнах А.Литовченко — "…не изобразил никакой истории, ни людей, ни характеров, ни событий, а только — собрание исторических костюмов, утварь, скопированных в музеях", однако позировал художнику в картине "Царь Алексей Михайлович и Никон…". Меценат П.Третьяков в 1870-м назвал художника "чуждым элементом" в русском искусстве, а в 1880-м покупал его работы на сюжеты из российской истории. Украинский историк и искусствовед Е.Онацкий назвал А.Литовченко "одним из выдающихся художников на московские исторические темы". Так кто же он, Александр Литовченко, и какое место занимает его творчество в украинском и русском художественном искусстве?

В XVIII в. в русском искусстве начинает развиваться светский жанр, в частности портретный, а позднее — и пейзажный; живопись совершенствуется в движении классицизма. Между тем в Украине появляются талантливые мастера искусства, которые не только были равны, но и превосходили лучших европейских мастеров того времени. "Та трагічна доля України, що привела її саме перед цим до співжиття з Московщиною в межах однієї держави, дуже від'ємно відбилася в цій добі на розвиток українського мистецтва … Використовуючи своє домінуюче становище…Московщина в найбрутальніший спосіб нищила в Україні всі вогнища мистецтва і мистецької освіти, а найздібніших майстрів навіть примусом переселювала до північних столиць — Москви та Петербургу", — писал украинский историк искусства Д.Антонович. Таким образом, Украина превратилась в глухую провинцию, а художественным центром становится Петербургская академия искусств (АИ).

Родился Александр Дмитриевич в 1835 г. в Кременчуге в бедной мещанской семье. Его отец преподавал рисование в уездном училище. Именно он, наверное, и стал его первым учителем рисования. О детстве Александра нам известно мало. В словаре Брокгауза и Эфрона о Литовченко сказано: "Сын бедных родителей, не получил никакого общего образования, но с детства чувствовал сильное влечение к искусству". Это "влечение" привело его в Санкт-Петербург, где Александр, "едва выдержав экзамены по наукам, стал учеником академической художественной школы. Не имея материальной поддержки, вынужден был в свободное от учебы время работать ретушером фотографии.

Занимаясь в классе художника Ф.Бруни, Литовченко быстро проявляет свои незаурядные способности, много работает и, как результат этого труда, получает в академии две малые серебряные медали в 1855-м и 1857-м, а также две большие серебряные медали в 1857-м и 1858-м. А за картину "Харон перевозит души умерших через Стикс" в 1861 г. А.Литовченко был награжден малой золотой медалью. В 1860 г. художник принял участие в конкурсах на получение Большой золотой медали — выполнил две картины: "Олимпийские игры" и, в 1862-м, первую из цикла своих исторических картин "Стрелецкий бунт". Но медали не получил. В 1863 г. Литовченко вместе со студентами АИ, конкурсантами на золотую медаль, отказался писать картину на заказанную мифологическую тему. Все эти "бунтари" оставляют АИ со званием художника второй степени. Литовченко получает характеристику: "Художник имеет превосходные способности и может писать образа". 

Покинув АИ, он совместно с "бунтарями" организовывает "Петербургскую художественную артель", а после ее распада присоединяются к "Товариществу передвижных художественных выставок". Характеризуя этот период в жизни Академии искусств, И.Репин писал: "В начале 60-х годов жизнь русская проснулась от долгой нравственной и умственной спячки, прозрела. Первое, что она хотела сделать, — умыться, очиститься от негодных отбросов, от рутинных элементов, отживших свое время. Во всех сферах и на всех поприщах искали новых, здоровых путей. Академия всегда стояла особняком своей русской жизни и не видела, и не признавала, а питалась все еще только римскими художественными консервами, однако почва в академии была уже достаточно подготовлена для этой всеосвежающей волны".

Вдохновителем бунта был художник Иван Крамской, автор самого знаменитого живописного портрета Т.Шевченко. Он же стал инициатором и идейным руководителем "Товарищества передвижных художественных выставок". Создание товарищества отражало тенденцию изобразительного искусства второй половины XІХ в. — идеи правдивого изображения жизни народа, критика несправедливости, которая была созвучна и украинскому искусству. В 1871 г. в Петербурге прошла первая передвижная выставка, сразу же вызвавшая значительный резонанс в обществе. Трибуном общества, его популяризатором стал известный искусствовед и художественный критик В.Стасов. Художники, члены общества (Н.Ге, В.Перов, И.Крамской, Г.Мясоедов и пр.) в своем творчестве пропагандировали критический реализм "обличительного" направления, придерживались принципа, что "художник является слугой истины путем красоты". Александр Литовченко присоединился к членам "Товарищества передвижных художественных выставок" в 1878 г. и с той поры до самой смерти остался пламенным сторонником дела передвижников и их идей.

Историческая школа 

Русское искусство XIX в. развивалось в противостоянии и вместе с тем — во взаимодействии двух ведущих направлений: реалистического и академического. Увлечение историей и бытом XVII в. породило т.н. "русский стиль", повлиявший на дальнейшее развитие архитектуры, живописи, графики. Творцом "московской исторической школы" стал украинец по крови и культуре Антон Лосенко, о котором его современник французский гравер Виль говорил, что тот "казак по национальности стал первым великим художником своего края". Иван Крипякевич считает, что "його "історичне" малярство послужило для грядущих образотворців Росії взірцем упродовж майже цілого століття, що вимовно говорить про те, ким був той українець для російської культури". Видным последователем А.Лосенко и его "исторической школы" стал земляк последнего, украинец А.Литвиненко.

В 1868 г. за картину — этюд полуфигуры мужчины в русском костюме XVII ст. "Сокольничий" — А.Литовченко все же получает золотую медаль и титул академика. После этого картины художника стали частыми гостями на академических выставках. Еще в академические годы на А.Литовченко возлагались большие надежды. Он рано овладел профессиональной стороной искусства, был мастером исторического сюжета и портрета. Картины "Лобзание Иуды", "Бог укрощает возмущение израильтян против Моисея", портреты М.Дурново, С.Андриевского, В.Шварца, В.Вельямина-Зерова имели успех на академических выставках. А рисунки, нарисованные черным карандашом, "Дамский портрет" и "Голова рыцаря" (вместе с "Сокольничьим") демонстрировались на всемирной выставке в Париже (1867 г.).

В 1870 г. Академия искусств предоставляет А.Литовченко мастерскую, и художник в течение четырех лет работает над картиной "Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею". Но картина, представленная совету АИ в 1875 г. для получения звания профессора АМ, была признана неудовлетворительной в историческом, а особенно — в археологическом плане. А.Литовченко с этим не согласился и вступил в конфликт с советом. С тех пор художник отошел от АИ и до самой смерти с ней не общался. 

Украинский искусствовед и историк Иван Крипякевич был иного мнения о картине художника. В своей "Історії української культури" он дает такую оценку произведению: "Картини "Іван Грозний показує свої скарби англійському послові" (1875) та "Цар Олексій Михайлович з патріархом Никоном біля трупа патріарха Пилипа" належать до кращих історичних картин Литовченка".

Историческая живопись — одна из самых сложных для художника. Для того, чтобы картина была достоверной, близкой к эпохе, которая отображена на полотне, надо изучить много материалов и исторических документов, иметь представление об одежде и правилах поведения того времени. А.Литовченко уделял много времени изучению русской истории, быта, одежды, предметов русской старины. Ему даже ставили в укор, что, увлеченный московской стариной, он часто ограничивал свою задачу воспроизведением предметов быта и материальной культуры. По словам Крипякевича, "полонений драматизмом московської історії, художник скріпив підвалини під російське історичне малярство".

Красота выражения 

Ученый Винкельман (1717–1767) утверждает, что законом и целью искусства является красота, независимая от доброты. По его мнению, существуют три вида красоты: красота формы, красота идеи, проявляющаяся в осанке фигуры, и красота выражения — постижимая только тогда, когда первые две присутствуют. Эта красота выражения является наивысшей целью искусства. А.Литовченко, вопреки всей его технике и мастерству, не хватало в картинах именно "красоты выражения", на что указывали его современники. А может, это произошло потому, что художник был оторван от своей Родины — Украины, от родной земли, от своего народа? Если же художник в своей культуре не находит надлежащего места, то еще сложнее найти соответствующее место среди чужой. Оторванные от своей земли и духовного контакта с родной культурой, такие художники зачастую прозябали и погибали. Александр Литовченко так и не проникся духом русской истории, остался "чуждым элементом"...

В разделе "Всемирная иллюстрация в 1890 гг." в книге "Изобразительное искусство" так охарактеризовано художественное творчество А.Литовченко: "Литовченко не внес в русскую школу живописи ничего нового ни в направлении, ни художественных приемах. Рисунок его был правильным и даже несколько академическим. Колорит приятный, манера... сочная, композиция сухая и не разнородная. Но, не оставив в русской живописи большого следа, Литовченко, тем не менее, не будет забыт, благодаря именно той роли, которую он играл при учреждении товарищества передвижных выставок".

Умер Александр Дмитриевич Литовченко 16 (28) июня 1890 г. в Петербурге, там и похоронен. Его имя не забыто в Украине. Произведения экспонируются в Днепропетровском и Харьковском художественных музеях, Киевском музее русского искусства и других музеях Украины.

 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно