Опора для Томоса

1 февраля, 16:46 Распечатать Выпуск №4, 2 февраля-8 февраля

Социологи утверждают, что треть украинцев не читают книг вообще.

На Львовском книжном форуме любительница детективов Оксана и автор детективов Александр Шелепало © Светлана Кабачинская

Эта цифра, наверное, еще и комплиментарная, ведь социологи наверняка не опрашивали никого в коридорах власти. А насельники этих коридоров, точнее кабинетов, вряд ли что-либо читают, потому что некогда: надо руководить государством. А жаль, что не читают. Если бы читали, то, возможно, руководили бы лучше — поскольку знали бы больше.

Например, то, что в США — государстве, к которому Украина сейчас очень прислушивается и чуть ли не во всем хочет ему подражать, любая серьезная акция государственного или международного масштаба непременно готовится заранее. Еще практически никто о ней не знает, а общественное мнение уже направляется в нужном русле. Скажем, перед военными операциями за рубежом телеканалы сразу наполняются патриотическими фильмами, передачами, гостями в военной форме; эксперты и политики одновременно проникаются именно этой проблемой и обсуждают варианты вероятного (и нужного для Штатов) развития событий; популярные лица дискутируют на эту же тему, общественные деятели спорят… Одним словом, нужная тема сразу становится настолько вездесущей, что, когда наступает время "Ч" и событие происходит, общество уже полностью подготовлено к его восприятию. Более того, оно не просто поддерживает в этом вопросе власть, а как раз и требует от нее действий.

Там это называется правительственными коммуникациями с населением и направлено на защиту — и единство — интересов государства и общества. И организовывает этот процесс власть с помощью всех доступных ей средств. 

Так вот если бы в Украине в этом брали пример с Соединенных Штатов (или лучше — заботились об интересах своего государства и народа), то, скажем, идеей создания единой украинской поместной церкви, как и другими крайне необходимыми для единства государства темами, наша власть должна была бы заниматься давно, продуманно, системно и последовательно. И использовать для этого все возможности, вдумчиво работая в области культуры. 

Если бы у нас бытовал такой государственный подход, то в поле внимания заинтересованных учреждений неизбежно попали бы две небольшие книги хмельнитчанина Александра Шелепало, изданные за счет автора в тернопольском издательстве "Мандрівець": "На кордоні ходять чорні пси" (2017, 220 ст., 1000 экземпляров) и "Шакал" (2018, 296 ст., 600 экземпляров). Это… детективные повести. Да-да, это детективы, каждый из которых вполне можно прочитать в поезде, преодолевая, скажем, расстояние от Хмельницкого до Киева. И в них нет ни единого слова об украинской поместной церкви. Зато очень много о церкви российской, которая прикрывается украинским названием, но является инструментом влияния другого, вражеского сегодня к Украине, государства. Нет, не совсем так: по большому счету, эти детективные повести рассказывают о шпионских сетях и террористических логовах, работающих в нашей стране под плотным прикрытием чужой церкви. И о борьбе с ними украинских силовых структур, а еще больше — обычных украинских патриотов, которые волей случая были втянуты в водоворот событий и проявляют воистину чудеса отваги и сообразительности. Настоящие тебе герои — с холодными головами, горячими сердцами и неотразимой мужской красотой включительно. 

шелепало_1
Светлана Кабачинская

Более того, Александр Шелепало, свыше 30 лет проработавший в журналистике, утверждает: побудил его к написанию литературных произведений именно тот факт, что как журналист он не имел возможности размещать в СМИ материалы о церкви. Точнее, об антиукраинской деятельности и дестабилизирующей роли российской церкви в Украине. Коллеги крайне неохотно отзывались на его потребность говорить об этом. Хотя с указанным явлением сталкивается каждый, кто объективно оценивает современную украинскую церковную действительность — на Подолье, в частности. Это действующая власть, как видится, подошла к тектоническому процессу создания украинской поместной церкви легкомысленно, на волне предвыборных потребностей и лозунгов, как всегда обещая все возможные и невозможные свободы и упаси господи вмешательства государства в межконфессионные отношения и вплотную не замечая или не желая замечать, с кем и чем придется бороться и кому противостоять, если она действительно хочет церкви украинской — словом, содержанием и духом, — а не голой декларации о ее существовании. А тот, кто видит не "картину маслом", а настоящую реальность, тот замечает не только почти поголовно антиукраинские лавры и храмы московского патриархата, но и множество его скитов и часовен, которые выросли в самых живописных местах Украины в течение последних 20 лет. Эти "места обетованные" чаще всего населены крепкими мужчинами в расцвете сил в рясах или без них — монахами и послушниками, — преимущественно русскоязычными в украиноязычных регионах, которые сегодня публично заявляют о своей принадлежности "к истинной вере и единой истинной церкви" и готовности их защищать не только словом Божьим. Посему решение не пускать в Украину российских граждан мужского пола призывного возраста, безусловно, очень нужное, однако запоздалое. РПЦ Украину просто так не отдаст, — это должен осознавать каждый, кто ступил хотя бы ногой на крайне неустойчивую и коварную в нынешней Украине церковную почву. И уже не отдает — ни на суше, ни на море: потому что наивно не понимать, что и дерзкое пиратство России против трех украинских суден — это начало ее ответа и на Томос для Украины, и на отчаянный призыв Хвылевого "Геть від Москви!", вынесенный сейчас на уличные билборды с подписью действующего украинского президента. 

Александр Шелепало, как человек пишущий, наблюдательный и вдумчивый, ощутил и осознал это давно и начал искать возможности донести эту информацию к людям. А что выбрал для этого жанр детектива — так это потому, что, скорее, этот жанр выбрал его. Легкий, доступный, доходчивый и лаконичный — вполне в стиле Александра. Тем более что ему не пришлось придумывать для своих персонажей среду существования. Он поселил их в места, которые хорошо знает и которые очень подходят для головокружительных приключений героев его книг, — на родное Подолье, в частности на бывшее польско-советское пограничье, по сей день переполненное тайнами и загадками (и переполненное сейчас церквами, скитами и даже лаврой, которая влияет — о-о-о, еще как влияет — на умы и поведение местного населения). И вообще он сделал своих героев (как Творец Адама и Еву) из материала, который был под рукой. В этом конкретном случае — из обычных подоляков, которых превращает в героев только необходимость защищать родную землю от врагов. Словом, все как в американских боевиках: живут себе люди как люди, а тут на тебе — надо спасать мир. И они спасают!

Неблагодарное дело — пересказывать сюжеты детективов, объединенных общими героями и общей канвой событий. Но следует сказать, что детективы Шелепало все же чем-то похожи на голливудские боевики. Нет, не сюжетами, — они очень родные, точно украинские и отнюдь не заимствованные. Да и лихо закрученный сюжет — не невидаль для детективов. А вот стремительное развитие событий, мгновенная реакция на них основных персонажей, предсказуемость (наш герой непременно должен победить!) финала и вместе с тем преисполненный неожиданностей путь к нему держат в напряжении с первого до последнего слова. Даже удивительно, что это первые детективные произведения автора (в его предыдущем творческом заделе только юмористические сборники), — настолько умелой, "набитой" рукой написаны они. Популярный украинский писатель Андрей Кокотюха даже назвал первую детективную повесть Шелепало "На кордоні ходять чорні пси" одним из пяти лучших украинских детективов 2017 г. 

Не знаю, как эта книга попала в руки известного писателя. Ведь тираж одна тысяча экземпляров — мизерный для нашей большой страны. Тем более для детективного произведения. Шелепало еще и выкупил у издательства сто экземпляров и отправил их на фронт, для бойцов АТО. Это ведь и о них книжка. О тех, кого никакие раны, выслуги и заслуги не могут списать в запас: они всегда в строю, они всегда под присягой, для них действует один закон: "Жизнь — Отчизне, честь — никому". Поэтому такие узнаваемые герои произведения. Настолько живые, что им, кажется, тесно становится в книжных переплетах, и они просятся на экран. Чтобы, так сказать, в полный рост, выразительно и выпукло. 

А ведь и правда: по детективам Шелепало легко можно снять боевик. В классическом его варианте. Когда крепкие и тренированные мужчины — вчерашние воины российско-украинской войны, и не только они, — без капли колебаний вступают в противостояние с врагом более хитрым и коварным, чем на фронте, и побеждают, воистину не жалея жизни своей. Когда умеют распутать хитроумные планы недругов и уничтожить их: и планы, и недругов. Умеют дружить. Любить. Любить родной край и родную страну. И делают все это не на публику, не ради славы, а просто потому, что не умеют иначе жить. Да, и еще едят очень вкусно и с аппетитом, как и должны есть мужчины, которые хорошо делают свою работу.

Александр Шелепало обо всем этом написал тоже очень просто — словно выдохнул на одном дыханием истории, переполнявшие его. Поэтому такие легкие его повести — не натужные, как многие современные украинские литературные и экранные произведения, а свободные. Естественные диалоги. Прекрасный живой — литературный, без сленга и мата, но живой! — украинский язык. Искренние мысли. Собственно, эти повести — готовые сценарии для фильмов: просто бери и переноси на экран. Да только средств для этого у автора уже точно не хватит. А у государства — так и всегда не хватает. Хотя, если начать читать этот материал сначала, то должно было бы хватить. Не просто для самосохранения, — для побед. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Вам также будет интересно