Рекламные обещания и суровая действительность часто так же отличаются, как звезды на небе и звезды в лужах. Так и громко разрекламированное «Большое строительство» в процессе реализации, а еще больше — эксплуатации резко теряет в размерах и весе и превращается если не в свою противоположность, то во что-то намного менее значительное.
Сужу по дорогам Хмельнитчины.
В прошлом году в области в рамках амбициозного президентского проекта, несмотря на громкое название, на дорогах никакого строительства не планировали. Зато должны были отремонтировать дороги государственного значения рекордной протяжности — 217,6 км.
Почти 60 км из них — это 11 участков дороги Н-03 Житомир—Черновцы в направлении из Хмельницкого в туристическую Мекку Украины — старинный Каменец-Подольский. Эту почти полностью изношенную дорогу планировали капитально отремонтировать еще в 2007 году, но, как всегда, из-за отсутствия средств заморозили на каких-то год-два, а еще через тринадцать лет она таки дождалась своего звездного часа. Ну чисто тебе Проня Прокоповна — «сиділа, сиділа, так зате ж висиділа!». Правда, вторую категорию, а не первую, однако же и это «не шо-нібудь, а даже очєнь і очєнь!». С дополнительной полосой движения и даже обустройством обочин для гужевого транспорта и сельскохозяйственной техники. Собственно, как и положено по закону Украины об автомобильных дорогах, где расписано и о лесных полосах вдоль магистралей, и о травке на обочине.
Две трети этого отрезка, от областного центра до села Солобковец, нам и в прошлом году, и в этом приходилось преодолевать довольно часто. Так что процесс «большого строительства» этих 43 км происходил буквально на наших глазах. Мы наблюдали за ним часами, потому что никакой информации об объезде не было, и только где-то через месяц после начала дорожных работ, когда после стояния в двухчасовых заторах водители и пассажиры переполнили социальные сети проклятиями и ругательствами, появилось сообщение об «объезде» — через села и по таким дорогам, что лучше все же постоять, чем так объезжать.
Таким образом, все лето и почти всю осень движение по ремонтируемой трассе (а за сутки здесь проходит 18 тысяч автомобилей) по темпам и ругательствам напоминало переход Суворова через Альпы, только без гор и лошадей. Вместо коней была автодорожная техника — в значительно большем количестве и большая, чем грузовик с асфальтом при нашем традиционном ямочном ремонте. Однако ни по размерам, ни по количеству ее не сравнить с великанами автодорожного строительства на европейских дорогах, где каждое лето разворачиваются действительно гигантские дорожные перестройки. Что и не удивительно, потому что ремонт есть ремонт, а не полноценное строительство. Зато приятно поражали другие признаки цивилизованного мира, которых мы насмотрелись по заграницам, а дома за всю свою уже довольно долгую жизнь ни разу не видели: дорожные «карманы» и стандартные крытые автобусные остановки вдоль дороги и даже тротуары в некоторых населенных пунктах на трассе. Правда, не везде и не всегда, но все же…
Однако сейчас, чем чаще ездим по этой трассе, тем больше бросаются в глаза недоделки, а то и откровенная халтура, оставленные дорожниками. Всего раз видели мы в прошлом году во время ремонта, как засевают травой обочины. Этот малюсенький оазис законопослушности так и остался единственным островком цивилизованности на магистрали. Остальные площади вдоль обочин — это вывернутые глыбы почвы или буйные заросли сорняков. Что ж, по крайней мере будет куда стекать потокам воды во время ливней, ведь, опять-таки, устроенных водостоков крайне мало, как и желобов вдоль склонов, а те, что есть, чистят нечасто и недобросовестно. Не надо быть пророком, чтобы понять, что такие участки дорог очень быстро разрушит вода, так что подобная дорога не простоит даже обещанных сегодня десяти лет. Так и хочется сказать о закопанных миллионах гривен, но на язык просится другое определение, которое издавна употребляли здесь, на Подолье: «сліпецтво». «Слепцы» — так говорили о никчемных хозяевах, которые все делали стук-грюк, лишь бы с рук, ровно-криво, лишь бы живо.
И не это удивляло больше всего. Дорогу практически нигде не расширили, хотя возможности для этого есть почти по всей протяжности трасы. Кое-где расширяли обочины за счет урезания лесных полос, точнее, кустарников, которые буйно разрослись вдоль них. Не стал шире ни один мостик (пардон, путепровод) через реку или коммуникации: автомобили все так же втискиваются в их прокрустово ложе, как и раньше. Наверное, все это объясняется тем, что проводился ремонт уже существующих дорог, а не строительство новых. Но когда читаешь в программе экономического и социального развития Хмельнитчины, что в прошлом году строительство, ремонт и содержание дорог общего пользования обошлись в 6,5 млрд грн, в том числе дорог государственного значения — в 5677,5 млн грн, то вспоминается старая английская пословица о том, что мы не настолько богатые, чтобы покупать дешевые вещи. А если они такие недешевые, а мы легкомысленно тратимся на них сегодня, то хоть давайте поймем, что завтра придется тратить снова…
И абсолютно очевидно, что буквально через несколько лет придется тратить еще больше миллиардов на обустройство новой, значительно более широкой, дороги. И не только из-за упомянутых недостатков: ведь по закону их должны были уже устранить производители работ, если бы те, кто эти работы принимает, были требовательными, как это прописано в законе. А в первую очередь из-за того, что и в Украине, и в Хмельницкой области с каждым годом растет количество автомобилей. Причем стремительно. Если пять лет назад сервисные центры МВД в Хмельницкой области зарегистрировали 43 191 автомобиль, через год — на 2,5 тысячи больше, то в 2018-м — больше уже на 6300, а в 2019-м — на 21 тысячу: 72 513 автомобилей! То есть на протяжении пяти лет автопарк в области практически удвоился (и это в апогей «эпохи бедности», или, может, это был офигей этой несчастной эпохи?)! Да и в нынешнем году хмельнитчане уже приобрели 1050 автомобилей, потратив на них 32 млн долл. Только в мае в гаражах счастливых владельцев появилось 190 новеньких железных коней на 6,5 млн долл. А в Украине за полугодие — 48 тысяч (это полтора миллиарда «зеленых»). Они же все уже на дорогах, это видно невооруженным глазом. Да и количество туристов в Каменец-Подольский и другие привлекательные города и места на Хмельнитчине, несмотря на пандемию, также имеет тенденцию к увеличению. И статистика дорожно-транспортных происшествий — уже на отремонтированных дорогах — к величайшему сожалению, не вселяет оптимизма. Потому что у нас как-то так выходит, что ДТП чаще всего случаются на неотремонтированных дорогах, потому что они плохие и ими опасно ездить, и на отремонтированных, потому что они значительно лучше, а значит, более скоростные, поэтому тоже опасные.
А должны же быть безопасными! Для этого их и ремонтируют. Однако же нет, не для этого. В документах о «Большом строительстве» читаешь, а также слышишь от чиновников, что целью этого проекта президент определил соединение всех областных центров Украины отремонтированными дорогами. Хотя выглядит очевидным: любое улучшение дорожно-транспортных магистралей должно быть направлено прежде всего на безопасность движения. Все другие цели — вторичны или производны. А сделать дорожное движение максимально безопасным не так уж и сложно: нужно строить дороги на четыре полосы с двусторонним движением с отбойником посередине, то есть надежно разделенные между собой две полосы в одном направлении и две в противоположном. По крайней мере, это выглядит логичным и целесообразным вариантом. И самым дешевым, если начинать так делать уже сегодня, вместо бесконечных многомиллионных ремонтов с красивыми названиями, которые еще не успели закончить, а уже надо начинать снова.
Правда, это строительство не только шире в натуре, но и значительно более продолжительное по времени. О нем не отрапортуешь уже завтра, а значит, и не наваришь уже сегодня «быстрых» денег. Наверное, именно поэтому никто не спешит делать рациональное, пока наивысшие рейтинги обеспечивает то, что хорошо выглядит и громко звучит. И, собственно, пока выборы еще не на носу и никто всерьез не спрашивает, что сделано и это ли лучшее из того, что можно было сделать для страны и ее граждан.
Еще больше статей Светланы Кабачинской по ссылке.