Князь Владимир глазами художника

7 декабря, 17:11 Распечатать Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря

К 100-летию заслуженного художника Украины Василия Чегодара.

25 ноября совершенно незамеченным прошло столетие со дня рождения выдающегося мастера кисти, заслуженного художника Украины Василия Чегодара. 

Никакого собрания с воспоминаниями, никаких упоминаний в печати. Несмотря на то, что специалисты и почитатели живописи до сих пор называют его "певцом родной земли", украинским Ван Гогом. 

Еще 15–20 лет назад в крупнейших залах Киева и других городов устраивали выставки, собиравшие большие аудитории. В его честь произносили громкие слова, хотя он никогда не был придворным живописцем. Красочные и неповторимые полотна Василия Чегодара выставлены не только в крупнейших музеях Украины и мира, ими любуются любители живописи и частные коллекционеры Украины, Польши, Канады, Чехии, США, Японии. В свое время картины много путешествовали по миру вместе с произведениями других выдающихся художников Украины, были признаны специалистами. А ныне некоторые полотна, забытые Союзом художников Украины, пылятся в бывшей мастерской художника, ожидают очередного покупателя на аукционах. 

Василий Чегодар родился в селе Красный Яр Любашевского района Одесской области в семье крестьян-единоличников. После расстрела большевиками родителей и старшего брата маленький Василий стал одним из тех, кто в поисках куска хлеба переполнял залы железнодорожных вокзалов. До тех пор, пока где-то на Урале не попал в детский дом. Там ему "на основании решения медицинской комиссии" выдали метрическое свидетельство. А еще заметили, что мальчик наделен незаурядным талантом. 

Вскоре он оказался в художественном училище в Перми, где преподавателями, по его словам, были по большей части репрессированные. Они поставили ему руку, научили видеть мир, играть цветами. А в 1939 г. дали рекомендацию для поступления в Киевский художественный институт, в котором, по их мнению, была лучшая школа. Здесь с мальчиком работали такие мастера кисти, как С.Ержиковский, А.Сиротенко, Ф.Михеев и другие. 

Война помешала учебе. Василий снова на Урале. Образовательным учреждением стала мастерская, где чуть ли не ежедневно требовали быстро и качественно создавать агитплакаты для фронта и тыла, писать портреты воинов, героев труда, иллюстрировать книги, газеты. Как подарок судьбы — рядом в сфере агитплаката работают известные всем карикатуристы Кукрыниксы. В те времена их возглавлял народный художник СССР Б.Йохансон. С ними вместе выставлялся в Перми на выставке "Урал — кузница советского оружия" и других, в Москве — на выставках "Великая Отечественная", "Горит у нас в сердцах...". 

С первых дней освобождения столицы Украины он продолжает учебу под руководством С.Григорьева, Е.Шуйского и других педагогов. Основным средством к существованию еще некоторое время остается графика. Перо Чегодара выхватывает для колонок печати несравненные киевские виды. Даже в черно-белом исполнении они такие, что глаз не отвести. С 1944 г., не прерывая учебы, заведует отделами иллюстраций в нескольких газетах, редакции календарей и открыток. В 1946-м — уже член двух творческих союзов, журналистов и художников.

В начале 1960-х едва ли не каждую неделю мы встречались в редакции "Вечірнього Києва", где я тогда работал. В отдел иллюстраций, возглавляемым известным карикатуристом Юрием Козюренко, он приносил свои этюды, которые называл "гонорарными". 

С середины 1960-х Василий Чегодар полностью посвящает себя живописи, работает в жанрах пейзажа и натюрморта. Уже первые послевоенные произведения привлекают к себе внимание специалистов, почитателей изобразительного искусства. 

Не счесть мест, где художник устанавливал свой мольберт. Его глаз видит остовы обугленных домов, воронки на улицах, разрушенный мост через Днепр, кучи кирпича вместо Успенского собора в лавре, искалеченные снарядами деревья. А вот и другой Киев — город-труженик, город-творец, город-победитель. 

Где его только не видели: в Белогородке под Киевом, в Седневе на Черниговщине, в Рахове в Карпатах, в Богуславе на Роси, в Алуште в Крыму. Фотокорреспонденты и художники шутя говорили, что за Василием не поспеть: "Как ни придешь на какой-нибудь холм, обязательно встретишь там Чегодара. Перед кустом — его мольберт, а в кустах — сумка с бутербродами".

И уже не шутя подчеркивали, что его пейзажи пронизаны эпическим покоем, мечтательностью, величием природы. В них играют яркими красками горные вершины Карпат, голубизна Черного моря, поля и луга Киевщины, виноградники Крыма. Чувствуется четкий и суровый ритм работы индустриальных гигантов Донбасса, Приднепровья. Специалисты видят в нем украинского Ван Гога, о чем откровенно говорят на многочисленных собраниях, выставках. Все выставки в Киеве и других городах Украины — с его картинами. 

Но подлинную художественную славу пейзажисту Василию Чегодару принесла длительная и кропотливая работа над темой тем — "Києве мій". Он писал Киев едва ли не со всех его двенадцати Лысых гор и самых высоких крыш. И хотя откуда бы художник ни вглядывался влюбленным глазом в неповторимый город, везде видел его радостным и улыбающимся, прекрасным и привлекательным, волшебным и неповторимым, праздничным и животворным. Вот мечтательные луга Заднепровья, а вон утопают в буйном цветении садов окраины города. Красивая и неповторимая в своей красоте Владимирская улица, величественный университет, памятник Тарасу Шевченко. Среди пышного цветения природы Верховная Рада, Дом правительства. Ожерельем повис над Днепром пешеходный мост. Неповторимая в своей красе редчайшая растительность Ботанического сада, любимое место работы художника. Рядом с ним — величественная Лавра, золотые купола Выдубицкого монастыря. Десятки работы посвящены Андреевской церкви. Для художника она — воплощение величия и архитектурной неповторимости. 

А вот креститель Руси-Украины святой Владимир. Князь на большом полотне художника возникает перед нами в вышитой украинской рубахе и плаще с позолотой — большой и простой, настоящий защитник нации, отец своего народа. 

Интересна история создания этой картины. Идея принадлежит его приятелю — фотокорреспонденту журнала "Огонек", несравненному и непревзойденному мастеру своего дела Николаю Козловскому. Это он одним из первых издал фотоальбомы "Київ мій", "Київ і кияни" и другие. В поисках оригинальных сюжетов облетел наш город вдоль и поперек на вертолете. Это он со стороны филармонии, с высоты круч увидел князя Владимира совершенно иным. О чем и поделился мыслями с Василием Дмитриевичем. 

Каково же было удивление киевлян, когда они увидели на склонах Владимирской горы перед памятником князю мощный грузовик с ковшом на длиннющей стреле. А в том ковше — Василия Чегодара, спешившего положить на бумагу открытые лишь ему новые черты Владимира Великого. Казалось, машина вот-вот скатится вниз. Но водители, излучая покой, уверяли прохожих, пожарников, медиков, милиционеров, что все будет хорошо, машина стоит на твердой основе. Действительно, спустя два часа стрела, как и следовало, двинулась в сторону горки. Из рук художника осторожно приняли его причиндалы, а потом сняли и его самого... 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно