Иван Семесюк: "Скандализация или смерть!"

Поделиться
Иван Семесюк нарисовал бы свою жизнь в виде кота, спящего у батареи. А в перерывах между сном в дневнике напишет: "Говорят, что каждый человек стремится к счастью. Ок. А как я обхожусь без этого невроза? Не знаю. Наверное, потому я и счастлив".

"Пацанчик" между брендованных голубей на фоне урбанистического пейзажа заводских труб. Дым от его сигареты плавно перетекает в облака, а светлая голова в кепочке достает до неба. Сразу видно: человек ценит свое существование как ничто иное, он здесь царь зверей, царь голубей, если хотите. Когда смотришь на одну из самых дорогих картин жлоб-арта от Ивана Семесюка, вспоминаешь слова Ортеги-и-Гассета: никогда массовый человек не обратился бы к чему-то вне себя, разве что обстоятельства насильно заставили бы его. Такая вселенская гармония в этой картине, ТАК должно быть, "пацанчик и голуби", что тут скажешь.

Семесюк убежден, что жлобство - это когда человек носится с фактом своего существования, как дурак с писаной торбой. Хотя, когда в 2005-м он рисовал картину "Портрет современника" ("Братело"), то и подумать не мог, что она приведет его к созданию целого художественного проекта. В то время это было просто желание нарисовать жизнь вокруг себя, а именно парнишку, который ехал в трамвае и курил, где сидел. Художника так поразила его наглость, что он просто не смог пройти мимо. И нарисовал персонаж, которого можно встретить в каждом дворе столицы. Трамвай исчез из воображения, осталась черная кошка и беспросветное солнце. Так все началось.

Душ Шарко в детстве

Нет, началось все, скорее, с детства 1980-х. Иван говорит, что оно было у него контрастным, как душ Шарко. Это микс городской культуры и сельской: мать - киевлянка, корнями из Санкт-Петербурга, отец - из села. Что же касается будущего, то много решать не пришлось, поскольку художник - профессия клановая, а в этом клане уже была мать Ивана. Отец тоже имел косвенное отношение - был архитектором. "То есть сам Бог велел", - заверяет Семесюк. Он тогда просто рисовал, рисовал, рисовал... И до сих пор не знает, его ли это призвание.

Спустя некоторое время мальчик поступил в художественную школу имени Тараса Шевченко, а затем - в Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры. В академию его отдают на скульптора по прагматическим мотивам: "шлепать Ленинов и Шевченков", поскольку это было весьма прибыльно в советские времена. Но просчитались: пришла независимость, спрос изменился, и в результате Иван получил профессию, которая совсем не приносила денег. Это одна из причин, почему он ее теперь недолюбливает.

К тому же, в те бурные годы "недостройки" академия была больше местом свободы, чем учебным заведением. Это был момент безвластия, когда все неистово пили, были голодранцами и ходили работать за копейки (к примеру, на стройку). И нельзя сказать студенту, что он плохо учится, и исключить: ведь он же работает по ночам... Все были внутренне разболтаны и бодры. Молодежь веселилась, дралась и развлекалась, как могла. Было множество приключений, которых у нынешнего студенчества нет, поскольку нынче все четко и структурировано. Кроме лекториев, были и свои мастерские, где молодежь толклась в течение нескольких лет. Это был целый мир. Они обживали эту территорию, здесь возникали свои конфликты, свои отношения...

На протяжении всего обучения стали часто умирать преподаватели. Это были люди именно того поколения, которое находилось на взлете под конец существования Советского Союза, а потом - остались у разбитого корыта. И начали болеть... Студенты год учились, а на следующий год преподаватель умирал, еще год - и снова кто-то умирал... В такой атмосфере учеба не особо ладилась.

В ранних роботах Семесюка вы увидите и девушку у колодца, и казака с саблей. Такие картины впервые выставили в 1995-м в Берлине. Уже с 2000-х художник ежегодно принимает участие в почти десятке выставок.

Позже он становится отчаянным противником шароварно-сельского стиля, поскольку убежден, что это не лучшее направление современного искусства. Хотя в то же время неохотно признает: есть много художников, которые просто делают это лучше. Воспевают историю казачества, крестьян... Есть люди, которые идеально под это "заточены". В конце концов, художнику стало просто скучно. Он ищет современных героев и... начал с антигероев. Одним из них и оказался тот недоморализованный субъект социальной действительности, куривший в трамвае.

Чтобы закончить аспирантуру в академии, Семесюку приходится в 2006-м "отбирать" грант фонда Леонида Кучмы у хора детей, тоже за него соревновавшихся. Второй президент Украины подошел к картине "Братело": "Художник тонко ощущает реальность", - заметил он.

Иван продолжает весьма старательно учиться. В том же году становится членом Союза художников Украины. Но теперь он уверен: по большому счету основательно в академии так ничем и не овладел. Пришлось изучать искусство заново уже после вуза, делать учебные копии известных произведений.

Он гордится тем, что на обыденные работы никогда не ходил, постоянно находился в искусстве, каким бы оно ни было. После учебы брал заказ. Приходилось рисовать или лепить в офисе компании-заказчика ночами по нескольку недель, поскольку днем там работали люди.

В то время младший брат Антона Мухарского показывает ему его же картины, сфотографированные на телефон. Там - семья "мулярков" со свиными носами, Элвис Пресли в украинской вышитой сорочке с золотым зубом и подписью "Лав ми, бэйби", и Олег Скрипка в спортивном костюме - Oleg vicont de violin. Но брат тогда не знал фамилии автора этих картин.

Когда в 2008-м Антон уже начал "чистить карму" от работы на телевидении и отбеливать ее от рекламы стирального порошка художественными мероприятиями и выставками, ему выпала возможность познакомиться с современными украинскими художниками. Среди них оказался и Иван Семесюк. "Он меня поразил с первых минут знакомства. Он мыслил и видел окружающий мир именно в том ракурсе, как и я. Наше знакомство в конце концов переросло в хрестоматийный союз художника и куратора, действующих в одном идеологически-культурологическом силовом поле подлинно высокого художественного напряжения", - напишет позже Мухарский.

Жлоб. Жлобство. Жлобизм

Этого напряжения хватило на целый художественный проект о "Жлобе. Жлобстве. Жлобизме". Первая осмысленная выставка проходит в мае
2008-го под названием "Украина наша!" в тогда еще существующей галерее "Арт-фокстрот" на Андреевском спуске. Здесь наряду с другими художниками Семесюк представляет свои портреты Ани Лорак, Ирины Билык, Наталии Могилевской, Тины Кароль, Павла Зиброва и еще многих представителей украинской эстрады. Он вообще хочет возродить в украинской живописи портретный жанр, поскольку считает его мертвым с окончания советских времен.

Официально проект жлоб-арта стартует 1 апреля 2009 г., в День смеха. Это уже была ирония над иронией социальных проблем украинского общества, и не только. В тот же день мир также отмечал 200-летие со дня рождения Николая Гоголя, а куратор проекта Антон в речи скажет: "По аналогии с Гоголем, который говорил: "Я все время пытаюсь ухватить черта за хвост, чтобы выставить его на посмешище", так само хотим сделать и мы. Провести ассенизационную работу по визуализации жлобства, снять с него шапку-невидимку, чтобы каждый, кто задумывается над этой проблемой, имел перед собой пособие, делавшее наглядным это явление".

К такому пособию шли через многочисленные выставки и перформансы. Семесюк активно работает ради кристаллизации проекта. В том же году, уже в Украинском доме, проходит выставка "Жлоб-арт. Биомасса", где его работы занимают центральное место. Обобщает их идеи картина "С дньом рождєнія, брат!". Здесь высмеяны все: правые и левые, консерваторы и мировые звезды, спортсмены и инопланетяне, герои мультфильмов и представители нетрадиционной ориентации, а в центре всей этой "соли земли" - Святой Валера из района. Все ведет к тому, что массовая культура растит "жлоба", а "жлоб" взращивает массовую культуру.

В мае жлоб-арт едет на "Гогольфест", в ноябре - на Contemporary Art. Далее - на выставку "ЯКЩО.ЕСЛИ.IF." в Россию... Семесюк создает такие полотна, как "Пан на районі", "Вторженіє", "Вася, подвинь раму". Несмотря на довольно смешные названия, картины поражают своей масштабностью и композиционной сложностью. Проект гастролирует в Харькове, Одессе, Ивано-Франковске, Львове, других городах. О новом движении украинского искусства говорят ведущие СМИ страны, им восхищаются и в то же время ненавидят.

В 2009-м создается "Союз вольних художників". Семесюк становится его председателем, рисует "уставную" картину с Махно "Воля, або
Всі йдуть на...". Для союза пишутся глобальные программы, заповеди, манифест. В идеале это объединение должно было пропагандировать просвещенный украинский национал-анархизм, а высочайшей ценностью признавать свободу и право личности на свободную, творческую и вдохновенную жизнь. Однако такие амбиционные эфиры были большей частью спровоцированы Мухарским. Семесюк теперь говорит, что он почитал, посмеялся и согласился с этим. Отмечает, что к СВХ входили довольно разные люди с различными взглядами. Тогда хотелось сделать что-то весьма концептуальное, но потом поняли, что их изюминка - именно ирония и сарказм, а не политический пафос. СВХ идет нога в ногу с жлоб-артом, а в кое-чем его и дополняет.

Среди художников, приобщившихся в разное время к анализу жлобства в украинском обществе, можно встретить Сергея Коляду, Владислава Шерешевского, Алексея Манна, Сергея Хохла, фотохудожника Брентона, скульптора Григория Грушу, Андрея Ермоленко и других - неординарных, талантливых, современных и украинских. Проект дополняется перформансами и даже циклом мультфильмов "Про Гопуню і Повійку".

В дальнейшем Семесюк участвует еще в десятках совместных выставок. А его персональные экспозиции проходят в Bottega Gallery - с проектом "Традиции, ребрендинг" и в галерее "Триптих-арт" - с проектом "Свій до свого по своє..." по мотивам произведений Марии Примаченко.

Кроме того, наряду со скульптурами и картинами начинают появляться и вышитые полотна художника. Он вспомнил свое давнее, еще детское, увлечение. Этому никто нигде не учит, поскольку техника глади очень простая. Достаточно лишь схемы в книге, чтобы понять, как это делается. "Терпению никто не научит. Фантазии тоже никто не научит. Но должно быть художественное образование, потому что композиция даже в вышивке остается композицией", - убеждает Иван.

В 2013-м все чаще звучат голоса о завершении проекта жлоб-арта. Чтобы подвести черту, авторы проводят большую выставку в "Мистецькому Арсеналі" с разного рода перфомансами: "Жлобопарк. Звіролюди", "Троєщинський гендель", "Терикони з насіння", "Китайське щастя". Издают энциклопедию украинского жлобства под названием "Жлобологія", где помещены размышления современных деятелей культуры на эту тему. Иллюстрациями служат картины от художников, созданные за годы функционирования проекта.

Жлобом перестает быть модно

Таким образом и арт-групу СВХ, и проект жлоб-арта закрыли. "Жлоб-арт уже состоялся и ушел в историю. Эта коллекция уже историческая. Через несколько лет это все будет интересно анализировать", - говорит Семесюк. 21 ноября они загрузили картины и инсталляции в грузовик и спустились к Майдану. Именно в тот день начинались протесты. Художники писали о том, что жлобом перестает быть модно, наступает новая эпоха. Многие художники чувствовали, что грядут какие-то изменения, однако не очень сознавали, какие именно. Просто артикулировали свои надежды о том, что было бы хорошо, если бы такое произошло. И это произошло.

На протяжении активных событий на Майдане Семесюк также принимает в них участие, хотя до этого старался абстрагироваться от политики. Руки художника коснулись и тамошней мостовой, и коктейлей Молотова. Позже на центральной улице Киева появляется художественная точка под названием "Барбакан", за художественное наполнение которой берутся Иван и Алексей Манн. Это выставка злого современного искусства, и место встречи художников - в центре Крещатика.

Для Манна и Семесюка
это не первый такой проект. Они уже несколько лет вместе прокладывают путь для контркультурного искусства в украинском арт-пространстве. В марте 2013-го создали галерею "Бактерия" и до конца года провели там около 20 выставок. А сначала это было пространство "для своих" под названием "Квартира №". Здесь чувствуется дух творческой свободы. Это пространство, где существует современное украинское искусство, живое общение, мини-футбол и пиво. Был бы я хиппи, я бы там поселился.

Семесюк говорит, что для выставок ищут искусство социальное, своеобразный поп-сюрреализм. А также искусство негалерейное. Таковы работы Антона Гаука, Павлика Лемтибожа... "Это интересные люди, хорошо пишут. Но у нас нет менеджмента галерейного, галеристов, ищущих производителей продукта, чтобы с ним работать. Нет поиска подобно поиску талантливых спортсменов", - говорит Иван.

Для подобного проекта первое, что надо, - это идея, манифест. Его пишет Алексей: "Желчь, сахар, ужас, социальные манипуляции, украинофилия и украиножорство, аграрно-шляхетская борьба, навязывание разнообразных культов, зомбификация и роботизация населения, поиск современного героя и воспевание антигероев, антропологический портрет эпохи - это неполный перечень основных тем, которыми интересуется неоромантичная группировка "Бактерия".

Помещения занимают у друзей-архитекторов, а для популяризации используют Интернет. Сначала было 50-
60 посетителей, а спустя некоторое время - уже 500-600. Когда везли выставку российских художников из группировки ПВХ, те даже думали, что Иван и Алексей оплатят им гостиницу, каталог. Украинцам еще довольно долго пришлось объяснять, что это - точка андеграундная, где с огромным резонансом можно делать выставки.

В дальнейшем арт-проект "Бактерия" начинает выезжать из Киева. Первым его променадом стала биеннале современного искусства в Одессе.

Сегодня Алексей считает Семесюка одним из лучших украинских художников, так как, во-первых, он один из революционных людей, развивающий новый романтизм и новую фигурацию, чего крайне мало сейчас в искусстве. Во-вторых, он много сделал для популяризации жлоб-арта как абсолютно нового направления. В-третьих, он художник-философ, имеющий свои взгляды по широкому кругу мировоззренческих тем.

Манкурт и грязнокровка

Идеи Ивана возникают из многих вещей. А именно из борьбы двух идентификаций: жителя Украины по территориальному признаку и жителя, любящего эту культуру и язык.

В искусстве Семесюка нас и интересует прежде всего человек. Он любит период Возрождения, ведь тогдашние художники тоже писали человека, и это отличало их от готики или романского искусства. Это было влечение к реальному, живому, не обобщенному человеку. Лучшими образцами для него являются Ганс Гольбейн и Альбрехт Дюрер. Но сейчас он еще только думает, как это увлечение перенести на собственное творчество, ибо то, что он создавал в последние годы, скорее можно отнести к поп-арту или поп-сюрреализму.

Он вообще считает, что лозунгом для художников должно быть "Скандализация или смерть!". Возможно, он руководствовался именно им, когда создавал такие эпатажные работы, как "Horror ім. Верьовки", "Батька негайно до школи!" (первая учительница)", "Борітеся - поборете" (портрет Шевченко)", "ЛГБТ" и другие. После такой острой сатиры Семесюка начинают называть фашистом, националистом, манкуртом, жидом, грязнокровкой, писать, что он наплевал в колодец народной памяти. Но Иван говорит: "Если это такие колодцы народной памяти, то я рад туда плевать. Звучит ужасно, но сколько же можно? Они давно пересохли, эти колодцы...".

О развитии идей и взглядов Ивана Семесюка можно будет в ближайшее время прочитать в книге "Щоденник україножера", готовящейся к печати. А ежедневно отслеживать - в социальных сетях в Интернете. Он жрет Украину полностью, жрет и переваривает, чтобы уметь иронизировать в своем творчестве. Это так в духе постмодернизма: видеть мир в образе великой иронии, которая никогда не позволит подвергнуть себя анализу.

Семесюк нарисовал бы свою жизнь в виде кота, спящего у батареи. А в перерывах между сном в дневнике напишет: "Говорят, что каждый человек стремится к счастью. Ок. А как я обхожусь без этого невроза? Не знаю. Наверное, потому я и счастлив".

Наверное, потому и счастлив.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме