Отношения Украины и МВФ развиваются, как говорят украинские власти, в конструктивном русле — «идет переговорный процесс».
МВФ пока ничего не обещает и молчит.
Украина обещает реформы и клянется в своей рыночности.
Украина говорит, что ей не нужны кредиты.
Но очень нужны «баллы» программе экономических реформ, которой, правда, пока нет.
Власти хотят возобновить сотрудничество с Фондом до выхода на внешние рынки, займов, добиваясь повышения инвестиционных рейтингов.
При этом, традиционно, не хотят ничего менять.
Все это напоминает фразу из старого анекдота, которую я имел нахальство вынести в заголовок.
В Украину приезжают и уезжают эксперты МВФ, украинское правительство обещает им рост экономики и клянется в неизменности реформ.
Кроме положительной оценки Фонда, правительство также хочет обеспечить себе право доступа к 600—800 млн. долларов его кредитов по программе «упреждающий» stand-by — последнее означает, что кредиты выделяются не в заранее оговоренные сроки, а лишь в случае необходимости.
Пока чиновники министерств лихорадочно «подгоняют» программу деятельности Кабмина под обещанный вице-премьер министром Николаем Азаровым бодрый рост ВВП (в 2004 вице-премьер публично обещал добиться роста 8%, удвоив прогнозируемый на 2003 год показатель).
Кабмин хочет добиться роста за счет вывода экономики из тени и проведения налоговой реформы.
Кабмин, правда, пишет программы развития, одна лучше другой, уже не одно свое властное поколение.
Идеалы правительства из года в год по-прежнему актуальны, так же, как и требования МВФ.
Очередную программу развития Кабмин обещает принести в Верховную Раду в последний день зимы.
При этом представитель Кабмина в Раде заявил, что срок подачи этой программы может затянуться до позднего марта.
МВФ уже читал предварительный проект предложенной Кабмином программы своей деятельности, но осторожен в оценках.
Фонд настороженно ждет от украинских властей очередного подвоха, вроде выпуска облигаций «Газа Украины» или необеспеченного кредита, например, Минтрансу.
В прошлом году «Газ Украины», дочерняя компания «Нефтегаза», решила выпустить 3,5 млрд. необеспеченных облигаций сроком обращения 10 лет с крайне низкой доходностью (3% годовых).
Ни один рыночный инвестор не согласился бы купить такие облигации.
По мнению ряда экспертов, эти облигации должны были быть проданы НБУ, и именно отказ покупать их стал главной причиной отставки бывшего главы Нацбанка Владимира Стельмаха.
Правительство теперь отрицает все то, что еще в ноябре считало (и вполне заслуженно) эффективным способом латания бюджетной дыры.
Многие эксперты считают, что подобная эмиссия не критична для экономики — в условиях демонетизации подобное вливание, может, и не вызовет скачка цен и обвала курса, но ведь стоит войти во вкус…
Во всяком случае, новый глава Нацбанка обещал, что облигации «Газа Украины», или какие-то другие в этом духе, не купит ни за что.
Правда совсем недавно Нацбанк, раньше кредитовавший банки исключительно под залог ОВГЗ, решил начать выдавать кредиты и под коммерческие облигации.
Если учесть, что объем вложений банков в корпоративные облигации значительно меньше, чем в ОВГЗ, сложно пока говорить о существенном расширении с помощью этого механизма возможностей банков кредитоваться у НБУ.
При этом нет гарантий, что власти не захотят напечатать облигации какой-нибудь ООО «Сверхнадежный заемщик», и отдать их в обеспечение Нацбанка, выкачав у него 1—2 млрд. настоящей гривни.
МВФ по-прежнему беспокоится о судьбе Нацбанка и о независимости решений НБУ, в прошлом году переставшего быть «аполитичным».
В четверг сам Сергей Тигипко признался, что вопрос выдачи Нацбанком кредитов коммерческим банкам под кредитование ими проектов в экономике по-прежнему остается камнем преткновения между Фондом и НБУ.
По словам Тигипко, МВФ не воспринимает механизм долгосрочного (до трех лет) рефинансирования, требуя от Нацбанка в принципе отказаться от этой идеи.
Фонд, придерживаясь традиционных методик, считает, что операции центробанка должны касаться исключительно краткосрочного кредитования банков, и НБУ не должен участвовать — ни прямо ни косвенно — в кредитовании бизнеса.
А тем более государства.
Но бюджет по-прежнему никак не накормить.
Под вопросом финансирование текущих социальных расходов — например, обещанное повышение зарплат.
Напомню — парламент в декабре принял закон об увеличении минимальной заработной платы с 1 января 2003 года с 165 гривен в месяц до 185 гривен в месяц, а с 1 июля — до 237 гривен в месяц.
Только в формате местных бюджетов эта проблема оценивается в 2 млрд. гривен.
Стоит ли говорить еще о «бюджете развития» и финансировании долгосрочных госпрограмм, направленных на развитие экономики.
Все это не может не беспокоить МВФ.
Кроме того, Фонд по-прежнему настаивает на решении Украиной ряда концептуальных проблем — отмены налоговых льгот, выплаты НДС экспортерам, реформ в энергетике, аккуратно выполняемого бюджета.
Следует отметить, что возобновление сотрудничества с МВФ — одно из важных условий выделения очередного транша в 250 млн. долларов от Мирового банка.
А Кабмин надеется получить в бюджет 2003 года два таких займа — всего 500 млн. долларов.
Пока что МВФ, чья миссия приехала в Украину на прошлой неделе, продолжает настороженно наблюдать за «дефиле» украинских реформ.
Украина готовит свою программу, и, как нерадивый студент, прячет в рукава шпаргалки.
Авось пронесет.