За последние месяцы неоднократно можно было услышать о создании механизма финансирования обороны путем приобретения военных облигаций. Будем откровенны, возможность купить ценные бумаги, в действительности являющиеся обычными облигациями внутреннего государственного займа (ОВГЗ), не нова. Между тем указанный подход о прямом финансировании потребностей обороны и возможность при этом получить доход для обычных граждан — действительно новелла.
Несмотря на это, в целом эмиссия Министерством финансов новых «военных» ценных бумаг является положительной историей. Поэтому расскажем об одном из измерений этой финансово-политической конструкции и ключевом риске в данной истории.
Под конец мая 2022 года парламентарии внесли изменения в профильное законодательство, чем предоставили возможность приобрести военные облигации для АРМА. Вроде бы и победа, но она нуждается в уточнениях, о которых предпочитают молчать. Хотя более чем уверен, ключевые стейкхолдеры знают о риске, который будет описан ниже.
Процесс действительно довольно прост: арестованное в рамках процедур имущество передается в управление АРМА, если актив, например, быстро портится, его продают через одну из площадок (бирж) на конкурсной основе, а на полученные от продажи арестованного имущества средства покупают военные облигации, которые потом кладут на специальный счет, открытый в одном из определенных банков. В случае снятия ареста с имущества владельцу должны вернуть его или облигациями, или деньгами, продав облигации на вторичном рынке.
По данным АРМА, они уже приобрели военные облигации на общую сумму 752 млн грн. Кроме этого, Кабмин согласовал еще одно приобретение на 113,7 млн грн. Соответствующие средства должны быть направлены в государственный бюджет для использования в оборонных и других важных целях во время военного положения. По словам в.и.о. главы АРМА Дмитрия Жоравовича, именно они стали идейными отцами этого механизма, в свою очередь руководитель подразделения менеджмента активов Алексей Таможанский добавил, что консультации были проведены и с народными депутатами из антикоррупционного комитета Рады. При этом народный депутат от «Голоса» Ярослав Юрчишин добавил, что эта идея возникла во многих кругах одновременно, с такой инициативой выходили представители НАБУ, САП, депутаты, общественные активисты. Но к чести АРМА, они тоже продвигали эту идею в комитете и органах власти. Поэтому здесь целесообразно говорить о взаимодействии «Все для фронта, все для победы», финализирует ситуацию Юрчишин.
Идем дальше. Подзаголовок одной из колонок руководителя АРМА помпезно акцентирует внимание, что таким образом «конвертируют имущество россиян в деньги для ВСУ». Хотя дальше в тексте признается, что это имущество принадлежит чаще всего россиянам. То есть АРМА продает имущество не только россиян, но и других субъектов, находящихся под их контролем. Более того, Нацагентство юридически не может точно определить — имущество россиян или нет? На словах, в частности в своих пресс-релизах, АРМА пишет, что арестованное имущество — российское. Когда мы обращаемся с требованием показать результаты управления именно таким имуществом, то нам отвечают, что «российское» не могут выделить. Конечно, если в определении судебного следователя нет прямой отсылки, а в реестре юридических лиц, почему-то до сих пор закрытого для граждан, сотрудники АРМА не увидят в строке «бенефициар» слова «Российская Федерация».
Так какие же риски несет эта история?
Прежде всего имущество, находящееся в ведении АРМА, не является собственностью государства, а только временно управляется Нацагентством.
Представим, прокуроры в судебном процессе в результате не доказывают виновность в совершении преступления, аресты отменяются. Это типичная ситуация, не удивляйтесь. И далее — как возвращать имущество? По словам в.и.о. руководителя АРМА Дмитрия Жоравовича, изменения в профильный закон содержат две опции на выбор собственника. Можно получить средства в виде приобретенных АРМА облигаций или в виде денег после продажи облигаций на вторичном рынке. В обоих случаях сумма возвращается с процентами, начисление которых осуществляется по ставке для депозитных счетов АРМА. При этом, если доходность ОВГЗ превышает доходность депозита, то разница перечисляется в бюджет. Точные суммы, которые должны получить владелец средств и бюджет, рассчитываются по установленному Минфином порядку.
И очень беспокоит фраза в.и.о главы Нацагентства, что «действенность этого инструмента (приобретение военных облигаций. — А.Л.) должна побуждать правоохранителей передавать в управление АРМА больше арестованных активов». То есть пусть сотрудники СБУ или БЭБ арестовывают все подряд, где только предполагают, что существует российский или белорусский след, передают в АРМА, где потом это имущество продадут через сомнительные биржи, а потом уже будем разбираться? Это точно не о правовом государстве.
Замечу, что АРМА действительно имеет право продать облигации, это указано в последних изменениях к профильному закону. Но страна в состоянии войны, а рынок купли-продажи ценных бумаг упал ниже плинтуса и едва дышит. Значит, продавать облигации на вторичном рынке точно будут с дисконтом. Небольшим, но однозначно со «скидкой». А здесь уже налицо прямые потери для бюджета или лица — собственника арестованного имущества. Потому что владельцу надо вернуть полную стоимость имущества, а не «стоимость минус дисконт».
Кто будет компенсировать такие потери? АРМА? Государство из других источников? Где это зафиксировано в законодательстве?
Мы попытались узнать позицию АРМА. По словам руководителя подразделения менеджмента активами Алексея Таможанского, сейчас АРМА использует «длинные» денежные средства, которые были размещены на счетах в уголовных производствах еще с 2019 года по делам, которые ведет САП. И также средства, полученные от реализации аммиака, имеющего согласно определению суда российское происхождение. Они не используют средства, с которых быстро могут снять арест. К тому же купонный доход выплачивается каждые полгода, то есть проценты от дохода будут на депозите. В Нацагентстве осознают риски, которые могут возникнуть в связи с законодательными проблемами, и не рискуют денежными средствами, с которых, на их взгляд и с учетом определенного опыта, могут быть сняты аресты. «Но деньги государству нужны сегодня, потому что завтра может быть поздно», — добавляет Таможанский.
То есть к реализации этой идеи даже в АРМА относятся осторожно. Вполне понятно, почему: снятие арестов судьями, находящимися на «хозрасчете», является типичным делом. А дальше должен осуществляться возврат или имущества, или облигаций, или средств, вырученных от продажи облигаций с дисконтом.
Продажа с дисконтом — это прямой убыток. Убыток, нанесенный из-за покупки военных облигаций АРМА, которые вообще-то создавались не для того, чтобы заниматься подобными трансакциями.
Соответственно, АРМА не предусматривает в своих бюджетах средств для компенсации «потерь» от покупки военных облигаций, которые нужно будет потом компенсировать путем продажи указанных ценных бумаг, поскольку лицо, у которого арестовали имущество и отменили потом эти ограничения, не хочет забирать облигациями. Или просто начнут «нагибать» владельцев имущества, правда, уже бывших, чтобы они успокоились и без проблем забрали хоть что-то.
То есть идея о покупке облигаций действительно положительная. Но выше детализирован риск, который может повлечь за собой не только проблемы для лиц, имущество которых арестовали и потом отменили эти аресты, но и потери для государства, если их заставят полноценно возвращать средства, а не, условно, купленные на миллион гривен облигации после продажи имущества, а потом проданные с дисконтом в 30%, то есть за 700 тыс. грн. В таком случае 300 тыс. грн — прямые потери государства. Потому что деньги нужно будет возвращать если не добровольно, то после прохождения судебных процессов.
Для подтверждения тезисов или их опровержения мы обратились к нескольким экспертам из профильной сферы. В частности, заместитель директора инвестиционной компании Dragon Capital Сергей Фурса подтвердил, что военные облигации являются обычными ОВГЗ, имеющими в основе просто целевое назначение для средств, которые выручаются для госбюджета путем их приобретения разными субъектами. Также Сергей Фурса отметил, что на вторичном рынке, если владелец проданного имущества откажется от облигаций, облигации будут проданы с дисконтом. Но это ликвидная история в любом случае. Доходность от покупки облигаций выше, чем от размещения на депозитном счете средств. В завершение эксперт Dragon Capital добавил, что проценты от покупки вышеупомянутых ценных бумаг, возможно, должны были бы оставаться государству, а не накапливаться, чтобы потом, в случае отмены арестов, возвращаться владельцам имущества. Аналогичную позицию занял член наблюдательного совета одного из ключевых банков Украины, пожелавший остаться конфиденциальным.
Также мы поговорили с бывшим генпрокурором Русланом Рябошапкой, который заметил: идея создания АРМА, как и аналогичных институтов в других государствах, в том, чтобы обеспечивать сохранение стоимости арестованного имущества. Деятельность по управлению арестованным имуществом, которая сознательно нанесет убытки государству или владельцу арестованного имущества, противоречит целям АРМА и закону и является основанием для уголовной ответственности лиц, допустивших это.
Надеюсь, у АРМА и этот, и предыдущие риски учитывают и уже ищут конструктивные решения. Может, вдобавок они, наконец, и реестр арестованных активов откроют, чтобы показать результаты управления именно российским имуществом. А если еще и переведут его реализацию с малоизвестных бирж на Prozorro.Sales, еще лучше. По крайней мере эти шаги продемонстрировали бы политическую волю к изменениям, вместе с тем став предохранителем от злоупотреблений представителей органов уголовной юстиции (БЭБ, СБУ, ГБР, прокуратуры), предрасположенных к фиктивному клеймению любого бизнеса «российским» только для наложения ареста. Что, в конце концов, уберегло бы и АРМА, и государство от ненужных потерь. Потому что военные облигации должны наполнять госбюджет, а не опустошать.
Больше статей Александра Леменова читайте по ссылке.