Злоупотребления с налогом на добавленную стоимость, сокращено — НДС, продолжительное время были (да и остаются) Ахиллесовой пятой национальной налоговой системы. НДС стал в конце прошлого века «любимым налогом» украинских коррупционеров, он не раз был предметом различных карательных акций чиновников и политиков. Но каждая очередная победа приводила только к перераспределению сфер влияния и росту стоимости услуг «преступников от НДС» для бизнеса. Само явление так и не исчезало (все очень быстро возвращалось на круги своя), поскольку его существование возможно и происходит исключительно по «договоренности» с сотрудниками контролирующих органов. Так, согласно заключению временной следственной комиссии Верховной Рады Украины, потери бюджета от «скруток» НДС в начале 2020-го составляли до 30 млрд грн в год.
Но сегодня, как и в мае 2021-го, когда власть объявила первую войну со «скрутками», украинское общество слышит о значительных успехах на этом направлении наподобие «в Украине больше не работают «скрутки» НДС». Попытаемся разобраться, так ли это на самом деле.
Главным инструментом противодействия «скруткам» с 2017 года выступает система электронного администрирования, базирующаяся на обязанности бизнеса регистрировать все налоговые накладные в Едином реестре и возможности со стороны налоговиков по результатам мониторинга заблокировать такую регистрацию. Указанная система получила название СМКОР и должна была предотвратить масштабные схемы уклонения от уплаты НДС, в частности «скрутки».
Сравним результаты работы системы мониторинга за последние шесть лет ее существования, в частности ключевые показатели СМКОР за 2017–2022 годы (см. таблицу), взяв сопоставимые пятимесячные промежутки времени — соответственно, май—сентябрь 2018–2020-х и 2022-го. Пиковыми исключениями будут особые периоды работы СМКОР, считавшиеся наиболее агрессивными к налогоплательщикам, а именно: время действия первой версии СМКОР (август—декабрь 2017 года) и так называемая первая война со «скрутками» 2021 года (декабрь 2019-го — апрель 2020-го).
Треть схемного НДС не блокируется
Анализ данных за 2017–2022 годы свидетельствует о следующем:
- действующая версия СМКОР по своей жесткости по трем показателям из семи (количество и сумма заблокированных накладных, процентное соотношение поданных и заблокированных НН/РК) даже опережает СМКОР времен действия первой и самой жесткой ее версии 2017 года (хотя частично такой результат может быть следствием замораживания системы на протяжении первых месяцев войны). В любом случае система мониторинга во время войны стала более агрессивной к бизнесу по сравнению с 2018–2021 годами, в мае—сентябре 2022-го было заблокировано свыше 916 тыс. накладных, или 0,84% от их общего количества, поданных на регистрацию налогоплательщиками;
- несмотря на несколько усовершенствований — апгрейды 2018-го, 2019-го и 2021-го — система до сих пор демонстрирует высокий уровень несовершенства (показатели 4 и 5). Как и в прошлые годы, почти каждая вторая заблокированная СМКОР налоговая накладная (45,5%) получает этот статус необоснованно, поскольку потом разблокируется самими налоговиками (комиссиями контролирующего органа) после обжалования со стороны налогоплательщика. Указанное провоцирует значительные неоправданные затраты времени и средств налогоплательщиков. Другой причиной таких массовых погрешностей является то, что, во-первых, СМКОР используется не для борьбы с недобросовестными схемами, а ради наполнения государственного бюджета и как элемент увеличения административного и налогового давления на бизнес, — во время войны у плательщиков было по ошибке «изъято» свыше 6,2 млрд грн (показатель 6). А во-вторых, заявленная как «автоматизированная», система мониторинга все еще сохраняет значительное влияние человеческого фактора, что неизбежно порождает дискреции и коррупцию;
- если предположить, что все блокировки попадают в соучастников «скруток» (а это, как мы наблюдаем, далеко не так), скорее всего, блокируется не весь незаконный НДС, а только его часть — 6,83 млрд грн за пять месяцев 2022 года (показатель 7), тогда как объем «скруток» НДС достигает минимум 1,8–2 млрд грн в месяц (то есть за пять месяцев нужно было найти и остановить схемный НДС на 9–10 млрд грн). Получается, что, несмотря на рост агрессивности реагирования системы, рынок «скруток» был только несколько сужен, но СМКОР по-прежнему не способна полностью выявить и уничтожить схемы уклонения от уплаты налога. Хотя следует отметить, что «скрутки» в рамках одного товарного кода крайне тяжело выявлять контролирующим органам, они не идентифицируются на стадии декларирования, а также требуют контроля всей цепи поставок и проведения инвентаризации товарных остатков.
Почему заблокировано и что делать дальше?
Таким образом, на сегодняшний день нет оснований считать, что «скрутки» НДС хотя бы частично преодолены или это произойдет в ближайшее время. Скорее всего, результаты работы контролирующих органов в 2021–2022 годах можно охарактеризовать как небольшой, но важный шаг к постепенному возобновлению контроля государства над сбором исторически высокого по своей коррупциогенности налога.
При этом вопрос формирования схемного налогового кредита не был решен как вследствие слабой комплексной реформы налоговой службы (сохранение в наследство от ГФС агрессивной идеологии сбора налогов и высокого уровня дискреции, доминирование интересов государства над политикой построения настоящей службы сервиса для налогоплательщиков), так и из-за несовершенства якобы автоматической системы мониторинга, ее особой уязвимости к человеческому фактору.
Система по-прежнему нуждается в глубокой доработке, включающей следующее:
- в первую очередь понятность и предсказуемость работы СМКОР, поскольку законопослушный бизнес, получающий негативный системный ответ на попытку зарегистрировать свои накладные, заслуживает полной открытости со стороны государства процесса блокировки с четкими ответами на два вопроса: почему заблокировано и что делать дальше? То есть бизнесу нужен полный закрытый перечень «сомнительных» НН/РК, которые необходимо немедленно откорректировать в налоговом учете и отчетности, а также названия рискованных контрагентов, с которыми он не должен в дальнейшем сотрудничать, чтобы продолжать безотлагательно и без проблем работать (для этого нужны соответствующие изменения в постановлении Кабмина №1165);
- изменение идеологии СМКОР путем внедрения законодательного ограничения времени блокировки налоговых накладных по примеру общемирового механизма, действующего в сфере противодействия отмыванию «грязных» денег (там сначала средства замораживаются на незначительное время для дополнительного изучения и только при наличии веских оснований блокируются на продолжительный, но ограниченный срок). При этом именно временность блокировки станет основанием для введения со стороны ГНС реальных мер налогового контроля (сегодня они просто блокируют, а все остальное — проблемы бизнеса). Указанное позволит отказаться от презумпции «виновности налогоплательщика» и сделает систему более аналитической и направленной на конечный результат (собственно на борьбу со схемами).
***
В завершение. Украина все еще нуждается в решительном изменении правил игры с самым коррумпированным налогом. В ином случае мы постоянно будем получать очередную замену одних коррумпированных чиновников другими. А со временем нам вообще в который раз придется принимать простое и логичное решение: если есть неработающее и разъеденное коррупцией ведомство, то единственный способ исправить ситуацию — это ликвидировать его и создать новое.
Больше статей Вячеслава Черкашина читайте по ссылке.