Безусловно, у нас тоже есть претензии и к министру финансов Марченко, под козырек выполняющему все прихоти нынешнего, не самого умного, руководства страны; и к главе налоговой Любченко, служба которого остается безоговорочным лидером среди госорганов, на которые чаще всего жалуется бизнес. Но их совместные успехи в борьбе со «скрутками» в прямом смысле дорогого стоят.
Крестовый поход Минфина и налоговой против «скруток», начатый предыдущим министром финансов Уманским и продолжившийся под руководством нынешнего министра Сергея Марченко, не нравится многим. Налоги вообще тяготят украинцев, ведь, сколько ни заплати, а пенсия будет мизерной, поликлиника — обшарпанной, а дорога — с выбоинами. Вот почему в Украине налоговая оптимизация повсеместная, а услуги по уклонению от уплаты налогов — отдельный и очень прибыльный бизнес таких масштабов, что ямами на дорогах его уже не оправдать.
Самым токсичным, конечно же, является налог на добавленную стоимость. Он, кажется, был создан специально для схематоза. По оценкам нынешнего главы налоговой Алексея Любченко, ежегодно госбюджет терял только на НДС-«скрутках» порядка 40 млрд грн. НДС-кредит годами продается и покупается в стране как обычный товар, позволяя существенно сократить свои налоговые обязательства перед государством. Мы уже описывали, как работают эти схемы, и, судя по тому, что налоговая эффективность НДС (соотношение сумм начисления налога и объемов поставки товаров) выросла с 2,5% в июне 2018-го до 3,14% в июне 2020-го, Минфину с налоговой таки удалось побороть часть схем. Если сравнить показатели поступлений в госбюджет, то за первое полугодие «внутреннего» НДС предприниматели заплатили почти на 14 млрд грн больше, чем в первом полугодии 2019-го, несмотря на кризис и карантин. Но «схемные» кейсы не заканчиваются.
Из последних — история о том, как Константиновский завод металлургического оборудования (КЗМО) покупал медные аноды у компаний, торговавших игрушками и одеждой. Налоговая в ходе проверки обнаружила, что КЗМО в течение 2019 года и в первом полугодии 2020-го систематически закупал медные аноды у некой ООО «НВП «МР» с шестью наемными сотрудниками в штате. Этому ООО «НВП «МР» медные аноды поставляли девять разных компаний (см. таблицу), восемь из которых продавали медные аноды за счет налогового кредита, сформированного при покупке одежды и игрушек.
По сути, покупали кукол, продавали аноды. Налоговых накладных, подтверждающих покупку этими предприятиями анодов либо сырья для их производства, в ходе проверки найти не удалось. Также налоговая отчетность указанных компаний не содержит данных, которые бы давали основания считать, что аноды или сырье для их изготовления могли быть приобретены у неплательщиков НДС. Игрушки и одежда, которые якобы были закуплены компаниями, тоже пропали, никому проданы не были и, возможно, вообще никогда не существовали.
Девятая компания, ООО «Дивайн», продавала КЗМО медные аноды, покупая при этом сжиженный газ. Причем налоговая обнаружила, что подмена сжиженного газа медными анодами происходила по цепочке из нескольких предприятий, при этом происхождение большей части газа прослеживается от группы «Укрэнерджи». Последняя такая операция была проведена не далее как в августе текущего года. Учитывая, что сжиженный газ не используется в изготовлении медных изделий, тем более в объемах, по своей стоимости равных цене готовой продукции, то и тут речь шла о схеме чистой воды.
Так что же случилось на КЗМО на самом деле? Выводы налоговой следующие: имеет место устоявшаяся схема уклонения от уплаты НДС путем уменьшения своих налоговых обязательств налоговым кредитом с признаками фиктивности. Кроме того, учитывая объем поставок медных анодов (2,6 млрд грн) при отсутствии информации об их фактическом происхождении, есть веские основания полагать, что эта продукция поставляется с оккупированных территорий, где либо непосредственно изготавливается, либо попадает туда транзитом с территории государства-агрессора.
И, конечно, такие выводы не нравятся многим собственникам бизнеса в Украине, привыкшим покупать и продавать налоговый кредит, снижающим свои налоговые обязательства, легализующим товары сомнительного происхождения. Ведь КЗМО — не единственный, просто самый свежий пример того, как работают эти схемы.
Что печальнее, «скрутки» как таковые — это результат борьбы с фиктивными налоговыми накладными. Более десяти лет просуществовала схема, когда фирмы-«продавцы» выписывали налоговые накладные на якобы поставленный товар (реальный товар покупался за наличные у других поставщиков), однако не декларировали и не платили в госбюджет указанный в ней НДС, а когда к ним приходили налоговики, то выяснялось, что фирма-«продавец» зарегистрирована на подставное лицо, не имеет никакого имущества и средств, а потому взыскать в бюджет сокрытые налоги невозможно. Одновременно контрагенты этих фирм — «покупатели» настаивали, что не могут нести ответственность за своих поставщиков, а значит, независимо от того, уплатил «продавец» НДС в бюджет или нет, «покупатель» все равно имеет право на налоговый кредит. Чтобы побороть эту схему, в 2015 году была запущена Система электронного администрирования НДС, родившая, в свою очередь, нынешние «скрутки». Разница лишь в том, что в электронной системе «скрученный» НДС отследить гораздо легче, и борьба со схемами вплотную уперлась в желание налоговиков эти схемы побороть. То есть расцвет «скруток» — это прямое следствие расцвета коррупции в налоговых органах.
И пусть, в отличие от Минфина и ГНС, мы сомневаемся в том, что со «скрутками» уже покончено, все же не будем отрицать, что прогресс в этой борьбе очевиден и ценен, так как напрямую зависит от порядочности людей, возглавляющих эти ведомства.
Вот почему, рассуждая о вероятных ротациях в правительстве в ближайшее время, так часто звучит должность министра финансов, который «выполняет бюджет благодаря изменениям плана», является «человеком Порошенко», «возмещает НДС за откаты» и прочее. Вот почему глава налоговой Любченко, по мнению некоторых, — «схемщик», который «собирается потуже затянуть налоговую петлю на шее украинцев». Просто они сделали невозможное и наступили на больной мозоль огромному числу «теневиков», что ценно и с точки зрения справедливости, и с позиции наполнения Госбюджета. Их победы станут еще дороже, если господа не остановятся на достигнутом и не только со «скрутчиками» начнут бороться, но и с контролирующими органами, прежде всего с налоговиками, которые эти «скрутки» покрывают. А там, может, придет и понимание того, что трансформации требует и сама система электронного администрирования, «скрутки» порождающая, чтобы борьба со схемами в налоговой стала стандартной практикой, а не зависела от доброй воли руководителей как самой службы, так и Минфина. Но на все это нужны время и карт-бланш от вышестоящего руководства. Увы, похоже, на исходе и то, и другое.
Все статьи Юлии Самаевой читайте здесь.