По оценкам специалистов, сейчас цены на жилье в Украине растут, и это отрицательно сказывается на шансах работающего, но не разбогатевшего украинца приобрести собственную крышу над головой. Президент Ассоциации специалистов по недвижимости Украины Юрий Пита прогнозирует подорожание жилья к концу 2021 года в пределах 10%. Самые высокие темпы роста цен на квартиры, в пределах 18–20%, ожидаются в крупных городах, где сохраняется наивысшая экономическая активность, — Киеве, Днепре, Львове, Одессе и Харькове. Не отстают и Винница, Ивано-Франковск, Ровно, где рост цен достигает 15%.
Правда, к таким прогнозам мы уже привыкли. Но есть еще одно не менее важное наблюдение риелторов, которое, на наш взгляд, несколько диссонирует с тенденцией повышения цен на жилье: в Украине почти иссяк источник потенциальных покупателей жилья. После многочисленных «покращень» и прочих «экономических прорывов» на финансовом плаву остались всего 7–8% граждан, еще способных купить себе квартиру, — не имеет значения, за наличные, в ипотеку или рассрочку.
То есть экономическое состояние подавляющего большинства украинцев не позволяет им рассчитывать на покупку жилья своими силами или в банковскую ипотеку. Вот и приходится большинству бесквартирных граждан ожидать руки поддержки от своих «слуг». Что же власти предлагают людям на данный момент в этой сфере?
Программ много, толку мало
Первым в этом году получившим наибольший резонанс начинанием властей стала программа «Доступная ипотека под 7%», которая, по сути, является банальным проектом по поддержке продаж ипотечного продукта коммерческими банками. То есть финансирование «доступки» в проекте могут прекратить в любой момент, после чего заемщик останется один на один с банком и его высокими процентными ставками…
Результат: торжественные обещания президента и членов правительства существенно сократить путь к собственному жилью для неимущих украинцев вылились в следующее. С марта, когда проект начал работать, до 20 сентября банки подписали 838 кредитных договоров на первичном и вторичном рынках на сумму 714 млн грн.
Мягко говоря, негусто…
Но если этот проект худо-бедно, но движется, то еще одна инициатива власти — пока только на бумаге. Речь о принятом Верховной Радой этой весной документе №1434, громко названном «законом о доступном жилье», а в бюрократическом обиходе именуемом законом об изменении госбюджета Украины на 2021 год.
Из всех норм упомянутого закона выполнена пока лишь одна: выделены миллиарды гривен на празднование 30-летия Дня Независимости. Министерство финансов с весны еще так и не получило отмашку правительства выпустить облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ) на 20 млрд грн, которые должны обменять на облигации частного акционерного общества «Украинская финансовая жилищная компания» («Укрфинжитло»), учрежденного Минфином в срочном порядке к концу 2020 года. Вот из этих денег и обещают финансировать жилищные программы.
Тут нужно заметить, что уже появилось решение Кабмина о выпуске ОВГЗ. Но решение еще не деньги и тем более не квартиры.
Описанный механизм, по задумке Минфина, осчастливит 20 тысяч семей тех, кто «получает зарплату из государственного и местного бюджетов». При всем уважении к бюджетникам и их нелегкому труду, можно ли в таком случае вести речь о социальной программе? У нас точно нет более нуждающихся в поддержке государства людей — многодетных семей, участников АТО, внутренне перемещенных лиц (ВПЛ)?..
Взяв в долг 20 млрд грн, власти обещают за какое-то время выдать 8 тысяч ипотечных кредитов и предоставить 12 тысяч квартир на условиях финансового лизинга. Последняя схема, кстати, может привести к тому, что госбюджет заплатит за одну квартиру дважды: вначале купит ее на рынке, а потом, вероятно, будет компенсировать семье часть процентов по лизингу. Возвращаемся к вопросу экономической целесообразности таких предложений для государства.
Впрочем, не исключено, мы беспокоимся раньше времени. Во-первых, «Укрфинжитло» существует на бумаге уже девять месяцев, исправно получает средства из бюджета на свое существование, но до сих пор не начало работу с населением. Разве что зарплату там получают да руководителя сменить успели на человека, ни дня не проработавшего в финансовой или жилищной сфере.
Во-вторых, весомую часть заемных 20 млрд грн направят на погашение миллиардных долгов Государственного ипотечного учреждения (ГИУ), которое сливают с «Укрфинжитлом». То есть копим новые долги, чтобы отдавать старые. Тем временем в первом полугодии 2021-го Минфин выплатил по обязательствам ГИУ 1,75 млрд грн, которых не дождались бесквартирные переселенцы и молодые семьи, зато они нашлись в бюджете и без выпуска гособлигаций.
При этом на программы работающего на этом же рынке почти 30 лет фонда «Держмолодьжитло», признанные украинцами в ходе социологических опросов нужными, удобными и прозрачными для потребителя, денег у государства нет. Приходится в буквальном смысле идти по миру с протянутой рукой: зарубежные доноры щедрее родного государства. Именно благодаря их средствам в мае Минреинтеграции и «Держмолодьжитло» начали выполнять программу «Жилищные помещения для внутренне перемещенных лиц», 25,5 млн евро на которую безвозмездно выделило правительство Германии через банк KfW.
Денег нет, но вы держитесь
Если в этом году с жилищной политикой у власти не срослось, то, может, бюджет года следующего дает основания для оптимизма? Краткий ответ — нет. В проекте госсметы-2022 финансирование жилищных программ практически отсутствует. Чиновники озабочены иным: закрывают долги одних контор и на их месте плодят другие.
В переданном правительством в Верховную Раду проекте бюджета-2022 не предусмотрены расходы на программу «Доступное жилье», молодежные жилищные кредиты и льготное государственное кредитование под 3% для ВПЛ и участников АТО. На не знавшую финансирования с 2015-го госпрограмму обеспечения жильем молодежи «Держмолодьжитло» просило 5 млрд грн, а у государства на следующий год нашлось для молодых украинцев «целых» 28 млн грн.
Один на один с проблемой поиска жилья по-прежнему власти оставляют переселенцев, что повышает вероятность возвращения части из них на оккупированные территории. Не от нелюбви, от безысходности. «Дальновидность» власти в жилищной сфере, да и не только, не перестает поражать. Это верно не только применительно к действующей команде, но и в отношении «попередников», так что впору говорить о нехорошей тенденции.
От предложений профинансировать жилищные потребности украинцев в Минфине вновь привычно отмахнулись: мол, денег нет в казне. Может, и есть, но направят их по более «важному» адресу. К примеру, нашлась же возможность в проекте бюджета повысить расходы на органы власти, в том числе на ведомственные жилищные программы: Минобороны — 1,230 млрд грн, Национальной академии наук — 100 млн, Нацгвардии — 240 млн, Управления госохраны — 80 млн грн… Нет, речь не о том, чтобы у кого-то забрать, а о том, что некрасиво делить народ на «людей государевых» и «простых», причем последних ставить в позицию вечно и без надежды просящего.
Не обделили, кстати, и народных избранников: на компенсацию аренды жилья или найма гостиничного номера для иногороднего члена парламента в бюджете страны заложено 237 тыс. грн. Депутатов без своего угла в столице в нынешнем созыве Рады насчитывается 138, соответственно, в следующем году на то, чтобы скрасить их бесквартирную неприкаянность, выделят почти 33 млн грн. Только в августе 2021-го таким нардепам из бюджета выделено более 3 млн грн.
Стоит ли после этого задаваться вопросом о косвенных причинах демографической ямы, в которую сползает Украина? Нет, конечно, не жильем единым, но и работа, и медицина, и образование, и общий климат в стране. Хотя и отсутствие перспективы свить свое гнездышко на доступных условиях — тоже один из поводов и причин кризиса.
Итак, красивые слова власти о том, что вот-вот жилищный вопрос в Украине для категорий, нуждающихся в поддержке государства, будет решен, словами и остаются. Достаточные средства для доказавших эффективность жилищных программ отсутствуют в очередном бюджете страны. Зато на организацию-новодел и весьма неоднозначные проекты нашли 20 млрд грн. Пока тут не закипела работа, не будем строить не подкрепленные фактами версии, но каждый волен думать и делать свои выводы.
Стоит ли после этого удивляться, что время от времени в недрах нынешних властителей и генераторов дум — социальных сетях — как бы из ниоткуда возникает вопрос: «А зачем нам такое государство, способное заботиться только о себе и работать только на собственное сохранение?». Есть сомнения, что наши власть имущие знают на него ответ.
Все статьи Олега Синельникова читайте здесь.