«Закон о доступном жилье»

14 июля, 2021, 13:01 Распечатать
Отправить
Отправить

Еще одна сомнительная инициатива власти стоимостью в 20 миллиардов гривен

Похоже, власти не останавливаются в своем настойчивом стремлении осчастливить бесквартирных сограждан. Их обещания все более и более масштабны. Почему же, невзирая на такое громадьё инициатив энергичных чиновников, среднестатистическому украинцу при покупке собственной крыши над головой и в дальнейшем стоит рассчитывать исключительно на собственные финансовые возможности.

Итак, с конца мая в Украине начал действовать закон №1434-IX «О внесении изменений в Государственный бюджет Украины на 2021 год». Представители власти и большинство СМИ нарекли его «законом о доступном жилье». Но так ли это, и пора ли радоваться за украинцев, не имеющих собственного жилья?

Увы. Анализ документа позволяет сделать неутешительные выводы. Закон не дает ответа на ключевые вопросы: за чей счет будет весь этот «банкет», кому предстоит возвращать деньги (ведь если деньги на «доступное жилье» и появятся, то только как заемные). И не менее важный момент: кто эти деньги будет распределять, насколько прозрачно и профессионально это будет осуществляться. Неужели нам предстоит новый поход по старым граблям по принципу «не тем, не так и не туда»?

Однако подробнее о самом законе. Вызывает удивление уже то, что далеко не все его статьи касаются финансово-кредитных механизмов обеспечения граждан жильем. Также бросается в глаза, что ряд норм закона имеют отметку «в виде исключения». «В виде исключения из норм Бюджетного кодекса» предполагается выделение из госбюджета денег на… закупку новых трамваев для Днепра и Кривого Рога (1,2 млн грн), приобретение коммунальной техники (100 тыс. грн). «Как исключение из ст. 23 Бюджетного кодекса» будут финансироваться мероприятия, связанные с борьбой с коронавирусом, празднованием 30-летия независимости Украины

Т.е. не канула в лету порочная практика фактической отмены или приостановки законами положений фундаментальных кодексов, а также «маскировки» в текстах законов совершенно несоответствующих их профилю норм.

Но что же сказано собственно о жилье? Документ изменяет объемы бюджетных доходов/расходов и увеличивает на 20 млрд грн размер гарантий государства по ценным бумагам. Минфин должен будет выпустить облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ) с последующим их приобретением в госсобственность. Эти бумаги обменяют на облигации учрежденного Минфином частного акционерного общества «Украинская финансовая жилищная компания» («Укрфинжитло», УФЖК). И вот последнее, собственно, и уполномочено законом заниматься развитием программ доступного жилья для населения.

Но пусть вас не вдохновляет цифра в 20 миллиардов. Средства, которые когда-то появятся на счетах упомянутой компании, пойдут не только на обеспечение граждан жильем, но и на урегулирование финансового положения Государственного ипотечного учреждения (ГИУ), которое присоединят к «Укрфинжитлу» со всеми долгами. А в I квартале 2021 года ГИУ было в убытках на 91 млн грн, на конец марта долгосрочные обязательства учреждения составляли 2,93 млрд грн, собственный капитал ушел в минус на 2,42 млрд грн.

ГИУ пострадало вследствие банковского кризиса 2014–2015 годов. Теперь его спасают от банкротства — за заемные деньги. Учитывая актуальные размеры процентов по гособлигациям, ресурс, который предполагается привлечь, дешевым не назовешь. Выгодна ли такая операция для государства? Вопрос риторический. Кстати, слияние двух «инстанций» тоже состоится «как исключение из частей второй и третьей ст. 104 Гражданского кодекса Украины».

О временнЫх рамках. Тут еще одно «но», ведь история эта явно не скорая. Выпуск ОВГЗ может состояться по специальному решению Кабинета министров, а такого решения пока нет. Не завтра произойдет и слияние «двух жилищных Лун»: Нацкомиссия по ценным бумагам еще должна разработать порядок присоединения ГИУ к «Укрфинжитлу». В свою очередь Кабмин в течение двух месяцев должен принять постановления для запуска механизмов обеспечения граждан жильем. Учитывая темпы работы наших госучреждений, можно предположить, что завершение всяческих согласований к глубокой осени будет для них большим успехом.

Пока сложно развеять сомнения в способности созданного лишь 24 декабря 2020 года ЧАО «Украинская финансовая жилищная компания» стать эффективным посредником между государством с его деньгами и гражданином с его потребностью в жилье. Удивительно, что выбор власти пал на детище Минфина, которое и работать не начало.

Чем же она аргументирует необходимость создания очередной институции в сфере жилищной политики вдобавок к существующему фонду «Держмолодьжитло»? Ведь программы последнего уже пользуются спросом у населения — нужно только «реанимировать» их финансирование из бюджета. Прямо сейчас, к примеру, фонд реализует совместную с Минреинтеграции программу «Жилищные помещения для ВПЛ», деньги на которую на безвозмездной основе выделило правительство Германии через банк KfW.

Откроем маленький секрет: проект (предусматривает ипотеку для внутренних переселенцев под уникально низкие для Украины 3% годовых, соответственно и очередь желающих в нем участвовать достигла 20 тысяч человек) лежал под сукном у чиновников с 2016 года. Ну не может отечественная бюрократия взять деньги просто в дар, но на условиях прозрачности механизма «освоения». И только благодаря краткосрочному появлению в кабинетах власти нескольких небезразличных активистов, ключи от программы удалось перевести в положение «на старт». Теперь она будет работать много лет, ведь средства от возврата кредитов будут направляться на новое кредитование. Почему бы и нашему государству, вместо изобретения сложных схем, не взять и просто скопировать этот полезный опыт? Тем более что здесь все прозрачно и под контролем немецкого аудитора.

С 2020 года в перечне заботящихся о жилье для «пересичного громадянина» госструктур возник и Фонд развития предпринимательства — из его средств для поддержки бизнеса по программе «5–7–9» заемщикам ни шатко ни валко компенсируют проценты по банковской ипотеке до уровня 7% (ипотека под 7%).

Тем временем «Укрфинжитло» (не запутались еще в названиях всех этих организаций?), не обзаведясь за полгода и сайтом в Интернете, зато набрав аппарат и получив 10 млн грн как взнос государства в свой уставной капитал, уже лишилась первого руководителя. Василий Шкураков, до прихода в УФЖК работавший заместителем министра финансов, в середине мая тихо покинул кресло в жилищной компании, запомнившись лишь оптимистичными статьями в СМИ о грядущем квартирном счастье для украинцев.

Сегодня о доступном жилье печется новый гендиректор УФЖК Виктор Катренич. По данным из открытых источников, до апреля сего года человек с такими ФИО работал начальником Энергетической таможни Государственной таможенной службы. Существовало и физлицо — предприниматель из Ивано-Франковска с такими же персональными данными. Его деятельность — оптовая торговля автомобильными деталями — ныне приостановлена. Ни у первого, ни у второго ни слова не удалось обнаружить что-либо об опыте в жилищной сфере…

Итак, при наличии у государства желания, деньги на жилье для украинцев, как оказалось, найти можно. Для чего же нужна новая «контора» и сложные механизмы с облигациями? Надеемся, смутные подозрения относительно допуска к (потенциальным) миллиардам только «своих», будут развеяны ее практической деятельностью, которая когда-нибудь таки начнется.

А пока рано радоваться «революции в сфере доступности жилья». Закон, должный запустить необходимые механизмы, — лишь основа для будущего принятия многочисленных постановлений и порядков, призванных сделать былью сказку о доступной квартире для обычной семьи. Пускай не даром, но на понятных и приемлемых условиях.

Что власть на этой основе построит, покажет время. У чиновников оно точно есть. А вот хватит ли времени и терпения у семей, которые лишены возможности приобрести для себя жилье на свободном рынке, и сколько еще умных голов и умелых рук покинут нашу страну, пока будут создаваться компании и выпускаться облигации?

Больше статей Олега Синельникова читайте по ссылке.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК