В последние десятилетия мировая общественность крайне озаботилась глобальными системными проблемами, охватившими нашу планету. Реакцией на них стали инициативы международных организаций, прежде всего ООН. Особое место здесь занимает установление ООН 17 целей устойчивого развития (ЦУР), предполагающих сбалансированное решение экономических, социальных и экологических проблем в интересах не только нынешнего, но и будущих поколений. В свою очередь, 17 целей дополнены 10 принципами социальной ответственности (ПСО), содержащимися в Глобальном договоре ООН.
Указанные цели и принципы - это золотая парочка, где цели устойчивого развития ООН определяют, в каком направлении обществу нужно двигаться и чего следует достигать, а принципы ООН в части социальной ответственности - какими должны быть организации и как они должны поступать в отношениях с заинтересованными сторонами, чтобы обеспечивать устойчивое развитие. По сути, это определяющие составляющие деловой культуры современного развитого общества. Для достижения как ЦУР, так и ПСО необходимы совместные усилия правительств, частного сектора и гражданского общества. При этом основную нагрузку должны взять на себя коллективы организаций (предприятий, учреждений), независимо от их формы собственности.
Украина, к своей чести, не осталась в стороне от этих глобальных процессов. В конце 2017 г. Минэкономразвития представило Национальный доклад "Цели устойчивого развития: Украина", в котором определены 17 целей в нашей стране до 2030 г.: преодоление бедности и голода, развитие сельского хозяйства, крепкое здоровье и благополучие, качественное образование, гендерное равенство, чистая вода и надлежащие санитарные условия, доступная и чистая энергия, достойный труд и экономический рост, промышленность, инновации и инфраструктура, сокращение неравенства, устойчивое развитие городов и громад, ответственное потребление и производство, смягчение последствий изменения климата, сохранение морских ресурсов, защита и возобновление экосистем суши, мир, справедливость и сильные институты, партнерство ради устойчивого развития. Для достижения ЦУР намечено выполнение 86 заданий.
Как сообщил первый вице-премьер-министр Степан Кубив, доклад является основой для будущего планирования развития. По его словам, в докладе представлено согласованное видение правительства, президента и парламента направлений развития Украины. Определено, что базовыми принципами деятельности государства по обеспечению экономического роста должны стать, в частности: "ориентация на использование прежде всего собственных ресурсов, минимизация внешних заимствований и использование их исключительно с целью развития, а не поддержания текущего существования, всестороннее содействие развитию предпринимательской деятельности".
Но как этого достичь? И что нужно сделать на уровне правительства, деловых кругов, общественности? К необходимости осмысления подталкивает также многолетний опыт применения в Украине Глобального договора ООН, свидетельствующий о преимущественно PR-подходе вместо конструктивного вовлечения в движение за деловое совершенство и социальную ответственность отечественных предприятий.
"Белое пятно" и "черная дыра" в украинской экономике
Четверть века назад Украина "прыгнула" из мира дефицитной экономики в мир экономики насыщенной так быстро, что украинское общество не успело разглядеть и адекватно оценить новую для себя среду обитания. Слишком долго оно было зациклено на реалиях социалистической системы. Особенно это касалось людей, которые заняли руководящие посты и должны были владеть знаниями, до этого в Украине не существовавшими. И даже если кто-нибудь из них прошел обучение за рубежом, это еще не значило, что он осмыслил, как превратить Украину, находящуюся в плену философии дефицитного рынка, в процветающую страну с европейским уровнем жизни. И такие руководители не смогли адекватно оценить, что Украина получила в наследство от СССР и как это нужно менять. А следовательно, возникла путаница, и управленцы, экспериментируя, во многих случаях принимали решения "на ощупь".
Ситуация усугубилась тотальным перераспределением имущества, других ресурсов и потоков, ранее принадлежавших государству. Появилась возможность быстрого обогащения, что дало толчок для развития коррупции. Для многих это оказалось намного привлекательнее, чем кропотливый труд ради процветания Украины. А после знакомства со вкусом быстрого обогащения уже сложно было вернуться к ответственному труду. Распространению философии обогащения, безразличия и небрежности способствовало отсутствие ответственности и неминуемого адекватного наказания. Поэтому со временем такие отношение и поведение широко распространились, стали модными и массовыми. Беспрецедентный дерибан в масштабах страны, начатый 25 лет назад, продолжается и сейчас, не оставляя времени и ресурсов для того, чтобы оглядеться и системно осмыслить произошедшие изменения. И украинское общество до сих пор продолжает оставаться в плену философии дефицитного рынка. Практически не изменилось его отношение и к ведению бизнеса.
Сочетание трех факторов - неумение, нежелание и безответственность - способствовало развитию безразличия относительно социально-экономического состояния в Украине и небрежного отношения к выполнению служебных обязанностей, что крайне негативно сказалось на принятии решений, важных для развития страны. А в итоге подавляющее большинство украинских предприятий по уровню совершенства и конкурентоспособности сегодня существенно уступает предприятиям развитых стран.
Известно, что состояние экономики государства в наибольшей мере зависит от качества организаций, то есть их делового совершенства. К сожалению, украинские организации в своем большинстве отличаются низкой производительностью труда, низким качеством и высокой себестоимостью продукции. Так, согласно экспертным оценкам, украинские предприятия в своей массе по уровню делового совершенства (в соответствии с 1000-балльной шкалой, принятой в мире) сегодня в разы отстают от европейских компаний. Это стало основной причиной того, что по отношению к лидерам мирового бизнеса они имеют производительность ниже до десяти раз, дефектность выше до тысячи раз и в разы выше себестоимость. В большой степени именно этим определяется и критически низкий уровень ВНД на душу населения, в Украине по отношению к странам ЕС он ниже до 30 раз. И если в ближайшее время не будет существенных изменений, то последствия ожидаются весьма печальные. На украинском рынке уже присутствует значительное количество инофирм (непосредственно либо своей продукцией), а завтра они смогут оккупировать его тотально. Отсюда вывод: для преобразования независимой Украины в процветающую страну необходимо, чтобы отечественные предприятия стали такими же совершенными, как и европейские.
Но вернемся к вопросу об устойчивом развитии. Что касается ЦУР, озвученных ООН, то это только маяки для каждой отдельной страны. Украина конкретизировала их применительно к своим особенностям и по каждой из своих 17 ЦУР определила задания, выполнение которых должно обеспечить их достижение. Эти задачи также являются только внешними установками для тех, на кого они ориентированы. Но кто-то должен их непосредственно выполнять, чтобы они не остались только на бумаге. В конечном итоге все эти установки должны быть доведены до непосредственных исполнителей - конкретных организаций (предприятий, учреждений), от которых и будет зависеть конечный результат. Чтобы достичь ощутимых реальных результатов в масштабах страны, нужно вовлечь в движение за устойчивое развитие как можно больше отечественных предприятий. И необходимо содействовать им в совершенствовании на основе современных европейских подходов и лучших практик, создать условия для имплементации ЦУР и ПСО в их системы менеджмента, чтобы они могли ориентироваться на эти цели в своей повседневной деятельности.
И здесь крайне важны понимание и поддержка со стороны высшего руководства страны. Многое зависит от того, какие решения принимаются на государственном уровне. Для осмысления происходящего проанализируем действующие стратегические документы, определяющие развитие Украины.
Прежде всего, этопрограмма "Стратегия реформ-2020". Одним из существенных недостатков реформ, предусмотренных программой, является отсутствие в них положений, предусматривающих содействие органам исполнительной власти и предприятиям в системном усовершенствовании их деятельности, овладении деловой культурой насыщенного рынка. А без этого эффективность реформ вызывает сомнения. Наличие таких положений способствовало бы и объединению разрозненных реформ в целостную комплексную программу. Анализ ряда политик отраслей и регионов, а также стратегий их развития, например, Экспортной стратегии Украины, Стратегии развития МСП в Украине и др., показал, что в этих основополагающих документах также нет даже намека на проблему низкого уровня делового совершенства и конкурентоспособности отечественных предприятий и необходимость ее решения.
В последнее время активизировалась работа депутатов и работодателей в части поддержки отечественных производителей. Однако эту поддержку они видят преимущественно как преференции при государственных закупках, не затрагивая при этом проблем совершенствования самих предприятий.
Так как же все-таки реально довести реализацию ЦУР и ПСО от скупых деклараций извне до уровня системных технологий внутри предприятий? Как имплементировать эти цели и принципы в повседневную деятельность украинских предприятий и поднять их деловую культуру? Для ответа на эти вопросы важно понять, как поступают в этом плане в развитых европейских странах.
Вопросы деловой культуры, совершенства и системного менеджмента
Обобщенная лучшая практика ведения дел, другими словами, деловая культура, накопленная в мире в условиях насыщенного рынка, отражена в сконцентрированном виде в концепциях делового совершенства, которыми руководствуются сотни тысяч компаний всех континентов. В интерпретации EFQM (модель совершенства Европейского фонда управления качеством) концепции совершенства в версии 2014 г. - это лидерство, основанное на видении, вдохновении и честности, достижение успеха благодаря талантам людей, добавление ценности для потребителей, построение устойчивого будущего, развитие организационных способностей, использование творчества и инноваций, адаптивное управление, постоянное достижение выдающихся результатов.
Для практического использования концепций применяют модели совершенства (модели идеальных организаций). Самые распространенные среди них: японская имени Деминга, американская имени Болдриджа и европейская (модель совершенства EFQM). Модель EFQM всесторонне описывает любую организацию через девять критериев: лидерство; стратегия; персонал; партнерство и ресурсы; процессы, продукты и услуги; результаты, которые относятся к потребителям, персоналу и обществу; ключевые результаты. Эти критерии представлены в виде 32 подкритериев. По своей сути они являются критериями деловой культуры организаций в современной Европе и схожи с принципами социальной ответственности, определенными ООН.
Сравнение конкретной организации с моделью позволяет определить ее сильные стороны и области для совершенствования по каждому из 32 подкритериев. Получение и анализ информации о лучшей мировой практике позволяет разработать конкретную целенаправленную инновационную программу усовершенствования на определенный период времени. После выполнения мероприятий программы организация вновь оценивается, то есть сравнивается с моделью. И опять: области для совершенствования - знания - программа… Виток за витком по спирали, все выше и выше. Как следует из модели EFQM, совершенные организации являются социально ответственными в отношении трудящихся, потребителей и общества. Проявляя заботу о социуме, бережно взаимодействуя с окружающей природной средой и достигая высоких экономических результатов, они вносят вклад в устойчивое развитие общества.
Важно осознать, что в условиях глобального насыщенного рынка уже практически нет конкуренции товаров, работ или услуг. Любая продукция может быть достаточно быстро воспроизведена конкурентами. Главным фактором устойчивой конкурентоспособности стала система менеджмента организации - ее мозг. В связи с этим несколько слов о системах менеджмента лучших компаний Европы и мира. Они, как правило, целостные и включают в себя всю совокупность ценностей, представленных соответствующими целями: качество, безопасность, экологичность, инновационность и др. Эти системы имеют ярко выраженную социальную направленность и предусматривают непрерывное совершенствование всех своих элементов.
Параллельно на протяжении уже более двух десятилетий в мире развиваются процессы совершенствования целевых систем менеджмента на основе международных стандартов. Однако при всей важности этих стандартов для предприятий сами по себе они могут обеспечить только первые шаги к тотальной конкурентоспособности, которая базируется на концепциях совершенства.
Важно также понять, что ЦУР и ПСО относятся к деловой культуре предприятий, а потому вопросы их имплементации могут быть рассмотрены в контексте концепций и модели совершенства EFQM, которые эту самую культуру отображают. Использование модели EFQM для совершенствования системы менеджмента, наряду с обеспечением ее целостности, позволяет имплементировать в эту систему ЦУР и ПСО и увеличить вклад в обеспечение устойчивого развития предприятия и экономики государства в целом. При этом нужно помнить, что времени на раскачку нет, так как Украина практически уже исчерпала, как "шагреневую кожу", свой лимит времени на изменения и превращение в процветающее европейское государство.