Теневая экономика в Украине

Поделиться
Теневая экономика в Украине значительна - около 40% от официального ВВП. Хотя степень точности этой цифры условна, это не умаляет необходимости сокращения теневого сектора. Повысить достоверность данных о ТЭ целесообразно с помощью информации, которой располагают или могут располагать правоохранительные органы - их главной задачей является борьба с преступностью, в том числе с теневой экономикой.

Чужим добром мы тешим взоры, Когда нельзя его стащить:

А если уж по правде говорить Мы все в душе отъявленные воры.

Лафонтен

С теневой экономикой борются с давних пор. О ней ярко высказался в ХIX веке и наш Гоголь: "Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет". В наше время о теневой экономике тоже не забывают. Так, президент Украины заверил, что в стране будет продолжаться бескомпромиссное очищение органов госвласти от коррупционеров. Ниже будут рассмотрены современное состояние, причины и методы уменьшения некриминальной теневой экономики Украины.

Современное состояние

По данным Министерства экономического развития и торговли Украины, в 2010 г. уровень теневой экономики (ТЭ) составил 38% (по данным Всемирного банка - 49%), в 2011-м - 34, а в 2012-м - 40%. Другими словами, в 2010–2012 гг. тенденция изменения уровня ТЭ, согласно официальным данным, не наблюдалась. За 2013–2014 гг. данных о ее размерах обнаружить не удалось.

Следует отметить, что степень точности этих цифр весьма приблизительна и объясняется ненадежностью методик расчета. Основные методы определения размеров теневой экономики - косвенные: по расходу электроэнергии и по соотношению межу оптовым и розничным оборотами. Например, методика определения теневой экономики по расходу электроэнергии предполагает: если удельный расход электроэнергии растет, то и теневая экономика растет.

Но удельный расход электроэнергии зависит не только от динамики доли теневой экономики в производстве, но и от степени укрупнения - агрегирования отраслей, для которых он рассчитывается. Действительно, если увеличивается доля энергоемких производств, то при прочих постоянных условиях теневая экономика тоже увеличивается чисто арифметически.

Так, если в 2010 г. удельный расход электроэнергии в добывающей промышленности составлял 7,5 коп. на 1 грн выпуска, а в пищевой - 0,8 коп., то очевидно, что с ростом удельного веса последней в выпуске общий (совместный) удельный расход электроэнергии уменьшится. Но из этого, конечно, не следует, что теневая экономика тоже уменьшится.

Чтобы использовать взаимосвязь "удельный расход электроэнергии - размер теневой экономики", нужно дойти не только до конкретного предприятия, но и до конкретной продукции. Но и здесь возникает трудность оценки этой связи, так как, кроме теневой экономики, на динамику удельного расхода электроэнергии влияет степень износа оборудования - старое оно или новое.

В мировом рейтинге Украина по объему теневой экономики находится где-то посредине, что видно из табл. 1.

Причины

Каковы основные причины значительной теневой экономики в Украине? Ряд авторов считает, что к ним можно отнести высокие налоги и жесткие законы. Добавил бы еще круговую поруку "взяткодатель и взяткополучатель".

В отношении налогов можно сказать, что они у нас находятся на среднем уровне среди стран мира. Если доля налогов и сборов в ВВП составляет в Украине около 44%, то во Франции - 46.

С излишней жесткостью законов также можно согласиться лишь частично. Например, ранее у нас действовал закон о смертной казни. Но с его отменой в 2003 г. количество убийств не увеличилось, а уменьшилось, что видно из табл.2.

К примеру, такое преступление из категории коррупционных, как взяточничество: лицо, давшее взятку, при определенных условиях несет уголовную ответственность. Оправдано ли это? В силу действующего закона о взятках преступниками считаются одновременно и даватель, и получатель взятки. Возникает некая "круговая порука": рука руку моет. Интересно, что Госстат перестал публиковать данные о взяточничестве, видимо, в пылу борьбы с теневой экономикой (табл.3).

Было бы целесообразно рассмотреть вопрос, кто больше виноват во взятке, и тогда уточнить, кого следует наказывать. Думаю, что всегда виноват взяткополучатель, а взяткодатель зачастую вынужден по той или иной причине идти на преступление. В любом случае взяткополучатель должен нести полную ответственность, так как за ним "последнее слово". А взяткодатель во многих случаях может нести только моральную ответственность. В таком случае круговая порука исчезает.

Кроме привлечения правоохранителей-силовиков для устранения круговой поруки, было бы целесообразно поощрять соответствующих чиновников за сокращение теневой экономики во вверенных им областях. А именно - за рост прибыли подведомственных им хозяйств, предприятий. Ведь они в известной степени должны быть бизнесменами: что выгодно обществу, то должно быть выгодно и чиновникам.

Но прежде чем уменьшить жесткость закона, следует сначала провести ограниченный эксперимент в отдельных областях или районах, а затем уже определиться, менять ли закон. Результаты эксперимента следует представить соответствующему профильному комитету Верховной Рады, а затем на сессии парламента голосовать "за" или "против".

Выводы

Теневая экономика в Украине значительна - около 40% от официального ВВП. Хотя степень точности этой цифры условна, это не умаляет необходимости сокращения теневого сектора.

Повысить достоверность данных о ТЭ целесообразно с помощью информации, которой располагают или могут располагать правоохранительные органы - их главной задачей является борьба с преступностью, в том числе с теневой экономикой. В случае привлечения правоохранителей для определения процента (доли) теневой экономики следует провести расчет отношения теневого дохода данного проверяемого объекта ко всему его доходу. Конечно, это выборочный показатель, поэтому целесообразно рассчитывать и доверительный интервал этой цифры.

Налоги изменять не следует - они у нас на уровне мировых. Более того, их снижение повлечет за собой сокращение поступлений в госбюджет и специальные фонды (ПФ и др.), что нанесет ущерб не столько богатым, сколько бедным. И в конечном итоге может повлечь сокращение средней продолжительности жизни, как это произошло в Украине в 90-е годы, когда она упала с 71 до 68 лет.

Также следует рассмотреть возможность отмены для отдельных случаев уголовной ответственность взяткодателя, чтобы избежать круговой поруки.

Законы же необходимо менять, если целесообразность этих изменений будет доказана экспериментальным путем в нескольких областях или районах Украины. Не зная брода, не суйся в воду.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме