На днях Кабинет министров утвердил условия приватизации 78,2% акций ПАО "Центрэнерго".
Правительственное распоряжение было принято "с доработкой", и окончательная его редакция еще не опубликована. Не позднее десяти дней после вступления его в действие будет обнародовано информационное сообщение, еще через 30–60 дней состоится аукцион, и первый после Революции достоинства объект большой приватизации сможет наконец получить нового собственника. Теоретически средства от приватизации этой компании могут поступить даже в госбюджет-2018, но, более вероятно, все же пойдут в казну в следующем году, ведь у нового владельца есть на оплату 30 дней со дня заключения договора купли-продажи.
"Центрэнерго" является вторым по мощности производителем тепловой энергии и последней государственной тепловой энергогенерирующей компанией с долей в энергосистеме Украины 4–5%, а среди всей теплогенерации - 14–20%. В ее состав входят ремонтное предприятие "Ремэнерго" и три тепловые электростанции - Углегорская (Донецкая обл.), Змиевская (Харьковская) и Трипольская (Киевская обл.). Суммарная проектная мощность "Центрэнерго" составляет 7660 МВт, из которых 4660 МВт обеспечивают 18 пылеугольных энергоблоков, и только четверть этих мощностей переведена на сжигание угля газовой группы. Еще 3000 МВт дают пять газомазутных энергоблоков, но из-за высокой стоимости топлива их включают в работу только по исключительной необходимости ОЭС Украины для погашения пиковых нагрузок (как правило, во время холодов).
Свыше 99% произведенной и реализованной продукции "Центрэнерго" составляет электроэнергия. Все три ТЭС компании обеспечивают отопление и горячее водоснабжение потребителей городов Светлодарска, Украинки и пгт Слобожанского.
Анализ обязательств будущего собственника "Центрэнерго"
Конкурсные условия продажи "Центрэнерго" не содержат никаких дискриминационных положений для установления заранее определенного победителя, что имело место при предыдущей приватизации энергоактивов. Важно, что предусмотрены отчисление дивидендов по результатам работы 2018-го (ведь за прошлый год компания перечислила в бюджет рекордные 1,1 млрд грн), сохранение имеющихся мощностей каждой ТЭС, выполнение мероприятий по возможности работы в энергосистеме ЕС (ENTSO-E), учет заключения экологического аудита (текст которого не обнародован), выполнение требований Национального плана сокращения выбросов от крупных сжигательных установок.
Другие обязательства носят общий характер и касаются выполнения требований действующего законодательства, лицензионных условий, технических регламентов, государственных стандартов, своевременности уплаты налогов, сборов, социальных взносов и зарплат, расчетов с контрагентами и т.п. Вместе с тем переоснащение определенных производственных узлов, модернизация отдельных установок или внедрение конкретных прогрессивных технологий не предполагается. Нет также реального содержательного наполнения в обязательстве будущего покупателя обеспечить развитие общества с целью повышения экономических, социальных, финансовых, технологических и экологических показателей деятельности согласно бизнес-плану, формально поданному самим покупателем уже после приватизации. Так же, как нет смысла в разработке новым собственником плана мероприятий по охране окружающей природной среды, ведь этот план не будет подлежать согласованию с каким-либо государственным органом.
Сравнение условий конкурса "Центрэнерго" с условиями приватизационных конкурсов подобных энергогенерирующих компаний свидетельствует, что для приватизированных в 2011–2012 годах компаний-конкурентов предполагались намного более весомые инвестиционные, инновационные и природоохранные задачи. Как следствие, договоры купли-продажи "Западэнерго" и "Днепрэнерго" содержали конкретные меры по реконструкции, техническому переоснащению и модернизации оборудования энергоблоков, обязывали привести экологическую политику в соответствие с международным стандартом ISO 14001:2004, установить приборы автоматического контроля выбросов в воздух, модернизировать пылегазоочистное оборудование согласно Договору об основании Энергетического сообщества и Директиве 2001/80/ЕС об ограничении выбросов.
"Центрэнерго" является одним из наибольших в стране загрязнителей атмосферного воздуха с суммарным объемом выбросов свыше 272 тыс. тонн в год, а Углегорская, Трипольская и Змиевская ТЭС заняли соответственно 5-е, 12-е и 17-е места в перечне ТОП-загрязнителей по количеству вредных выбросов в атмосферу. Следовательно, экологические требования к покупателю должны были быть самыми весомыми. Но они не содержат четкого перечня природоохранных мероприятий с конкретными сроками их выполнения в разрезе каждого энергоблока или хотя бы ТЭС, что безответственно по отношению к здоровью жителей окружающих районов.
Нельзя также сравнивать условия объявленного конкурса по продаже "Центрэнерго" с условиями приватизации "Криворожстали", являющимися наилучшим в истории Украины примером максимальной защиты интересов государства, местной громады и трудового коллектива. При приватизации "Криворожстали" инвестиционные обязательства будущего покупателя не ограничивались пятилетним сроком с момента приватизации (как в случае с "Центрэнерго"), а главное, детально расписывали действия будущего владельца по внедрению современных технологий на каждом важном производственно-технологическом узле с установлением технических параметров реконструкции, сроков реализации, сумм инвестиций и т.п. Это не оттолкнуло ведущих игроков отрасли, а наоборот, обеспечило жесткую конкуренцию покупателей, что позволило продать "Криворожсталь" за беспрецедентно высокую цену в 4,8 млрд долл., что в то время в 1,7 раза превышало все поступления от приватизации в 1992–2005 годах до продажи этого объекта.
Кроме того, в условиях приватизации "Центрэнерго" отсутствуют какие-либо требования по обязательной доле использования украинского угля на пылеугольных энергоблоках (а такое требование имело место для "Западэнерго" и "Днепрэнерго" - в объеме не менее 70%). Логичным выглядело бы также переведение угольных мощностей компании на использование угля газовой группы, добываемого на контролируемой Украиной территории. Ведь без реализации этих мероприятий компания вынуждена будет использовать дорогой импортный антрацитовый уголь.
Вместе с тем уменьшение квалификационных требований и инвестиционных обязательств будущего победителя фактически расширяет круг потенциальных участников конкурса и может содействовать повшению конкуренции при проведении аукциона по приватизации "Центрэнерго".
О стартовой цене
Стартовая цена аукциона по продаже 78,2% акций "Центрэнерго" установлена в 5,98 млрд грн (213 млн долл.). Это немного, если сравнить ее с фактически уплаченными ДТЭК без какой-либо конкуренции покупателей 242 млн долл. (в эквиваленте) за 45% "Западэнерго" или 148 млн долл. за 25% "Днепрэнерго" в 2011–2012 годах. И это мало, если учесть 1,1 млрд грн (18% стартовой цены) дивидендов, выплаченных на государственную долю с прибыли компании за 2017 год. Но, во-первых, это начальная цена, которая (будем надеяться) вырастет в ходе аукциона, а во-вторых, не менее важен, чем максимизация фискального эффекта от приватизации, приход на энергетический рынок Украины мощного международного инвестора, способного повысить эффективность и обеспечить развитие предприятия. Следует учитывать, что генерирующие мощности "Центрэнерго" построены в 1960–1970 годах, и хотя находятся сейчас в надлежащем состоянии, объективно устарели и нуждаются в серьезной модернизации, на которую как у компании, так и у государства не хватает собственных средств.
О рисках
Помешать успешной приватизации могут несколько факторов, среди которых:
- расположение самой крупной ТЭС компании - Углегорской в зоне вооруженного конфликта на Востоке Украины
(в 20 км от линии столкновения в городе Светлодарск), что объективно снижает привлекательность компании для западного капитала;
- работа почти ¾ пылеугольных мощностей компании на угле антрацитовой и постной групп, поставки которого осуществлялись с оккупированных территорий Донбасса, но с февраля 2017-го стали невозможными вследствие прекращения товарооборота с "ДНР"/"ЛНР". Замена угольной продукции отечественного происхождения импортной (в основном происхождением из США), цена которой на треть выше, снизила конкурентоспособность компании;
- доминирование на рынке тепловой генерации страны компании ДТЭК ("Западэнерго", "Днепрэнерго", "Востокэнерго") с долей около 70%, что приводит к необходимости вынужденной корректировки ценовых предложений на заявленные рабочие мощности другими производителями электроэнергии;
- грядущая глубокая перестройка энергорынка Украины и имплементация положений нового Закона "О рынке электрической энергии" (который предусматривает структурные изменения в электроэнергетике, внедрение конкурентных рыночных механизмов, свободный выбор контрагентов, в том числе право потребителя выбирать поставщика электроэнергии), неопределенность и непрогнозируемость действий украинской власти при практической трансформации модели работы энергорынка;
- продолжительные судебные споры (с 2004-го по 2018 год) в рамках дела о банкротстве компании;
- рост мировой конкуренции за инвесторов вследствие подготовки приватизационных программ Китаем, Индией и другими странами.
Но больше всего отталкивает иностранных инвесторов отсутствие в Украине эффективной судебной и правоохранительной систем, а также декларативность намерений властной верхушки преодолеть коррупцию.
Об инвестиционных советниках
Подготовка "Центрэнерго" к приватизации польским представительством компании Ernst&Young обойдется в 3 млн долл. государственных средств. За эти деньги советник должен провести аудит и независимую оценку, предложить план реструктуризации долгов, обновления маркетинговой политики и финансовой модели, повысить инвестиционную привлекательность и, наконец, найти потенциальных инвесторов. Качество работы советника окажет серьезное влияние на результат, следовательно, целесообразно было привязать его вознаграждение к цене продажи и успешному завершению приватизации.
Хорошо, что советником по приватизации "Центрэнерго" является представитель "большой четверки" аудиторов, к отбору которого претензий нет, ведь проведение конкурсов по определению советников для последующих объектов большой приватизации завершилось большим скандалом. Так, один из участников конкурса - украинское представительство известной в мире Grant Thornton International - после поражения обвинил конкурсную комиссию в нарушении законодательства при отборе советников для подготовки к приватизации ЧАО "Индар", ПАО "Объединенная горно-химическая компания", ПАО "Одесский припортовый завод", ГП "Завод "Электротяжмаш", ГП "Угольная компания "Краснолиманская" и требует в судебном порядке признать результаты конкурса недействительными. Иски против Фонда госимущества подал и другой проигравший участник конкурсов - ООО "Маршаллер и партнеры". Определением суда от 8 октября запрещено проводить какие-либо действия по принятию решений правительства об определении советников по приватизации всех этих 5 предприятий.
Суть обвинений состоит в проведении заседаний конкурсной комиссии в закрытом режиме, а также в сознательном занижении выставленных оценок: по одним и тем же критериям разные компании-претенденты, входящие в сеть Grant Thornton, получили разные баллы, хотя предметом оценки в разных заявках были одинаковые вещи.
Обвинение стало крайне чувствительным для правительства, ведь членами конкурсной комиссии являются и.о. председателя Фонда госимущества, его заместитель, а также заместители министров экономики и финансов. Неудивительно, что Фонд госимущества подал иск против ООО "Грант Торнтон" о защите деловой репутации с требованием опровергнуть недостоверную информацию и взыскать с ответчика 10 млн грн морального ущерба. Действительно, такой публичный конфликт может иметь значительные негативные последствия для страны, ведь он ухудшает инвестиционный климат, репутацию организаторов приватизации и конечные результаты продажи.
Но если разобраться, то определение советников проходит в Украине без полного соблюдения требований статьи 19 Закона Украины "О приватизации государственного и коммунального имущества", которая устанавливает: проводить конкурсный отбор советников с соблюдением принципов конкурентности, равноправия, общедоступности, гласности и прозрачности, независимости членов конкурсной комиссии.
Утвержденный правительством порядок привлечения советников имеет нечеткие формулировки и оставляет поле для двойной трактовки отдельных его положений, а именно: что работа конкурсной комиссии и выбор победителя должны проходить в присутствии участников конкурса. Фонд госимущества считает, что выполнение этого требования ограничивается открытием конвертов с предложением каждого участника в присутствии только одного этого участника, и категорически отрицает необходимость допускать всех желающих участников к основной работе комиссии по анализу и оцениванию претендентов по каждому из 17 квалификационных критериев, подсчету результатов и выбору победителя.
Отсутствие в законодательстве о приватизации запрета относить хотя бы отдельные важнейшие показатели конкурсных предложений претендентов к конфиденциальной информации полностью лишает общественность возможности проконтролировать объективность членов конкурсной комиссии и правомерность их действий.
Поэтому естественно возникают риторические вопросы: в чем же тогда заключается "гласность и прозрачность" отбора советников, если даже после завершения конкурсов налогоплательщики лишены доступа к информации о предложенных размерах вознаграждения претендентов и победителей конкурса (которые будут выплачены из государственного бюджета), о стратегии и сроках подготовки объекта к приватизации, ожидаемых результатах и других существенных условиях привлечения этих советников? Есть ли смысл в коллегиальности определения победителя конкурса, если три из пяти членов комиссии представляют один орган - Фонд госимущества, главой комиссии является руководитель Фонда, а другими "независимыми" членами являются его подчиненные? Или все же такой подход только размывает ответственность за принятие стратегически важного решения?.. При этом по такой процедуре уже отобраны инвестиционные советники для 11 из 23 объектов большой приватизации.
Для повышения общественного доверия, устранения дальнейших конфликтов и улучшения будущих результатов приватизации порядок привлечения советников в процессе приватизации должен быть срочно усовершенствован.
* * *
Перечисленные выше проблемы хотя и оказывают влияние на инвестиционный климат в целом, но не должны существенным образом сказаться на проведении удачной приватизации "Центрэнерго". У компании приемлемое финансовое положение, гарантированный рынок сбыта и в целом хорошие перспективы стать успешным приватизационным кейсом для всей страны, крайне нуждающейся в иностранных инвестициях.