Четыре года — достаточно продолжительный срок для оценки итогов реформы корпоративного управления. До сих пор так и не были устранены ее очевидные недостатки и не учтены конструктивные предложения, о которых шла речь в предыдущем тексте. Но мы решили дополнительно проанализировать как финансово-экономические показатели госкомпаний с независимыми наблюдательными советами, так и результаты их производственной и социальной деятельности. К сожалению, в целом зафиксировать улучшение эффективности управленческих решений и положительную динамику развития оснований нет.
Так, «Нафтогаз Украины», независимый наблюдательный совет которого был создан еще даже до принятия соответствующего закона, в 2019–2020 годах уменьшил чистый доход и ухудшил уровень расчетов, существенно увеличив как дебиторскую, так и кредиторскую задолженность. Значительный рост (в 3,7 раза) чистой прибыли в 2019 году благодаря победе в Стокгольмском арбитраже не привел к высокой рентабельности активов (менее 10%). А уже в первом квартале текущего года все финансовые показатели существенно ухудшились (см. табл. 1).
Также провальными являются результаты выполнения стратегического плана по обеспечению газового суверенитета Украины. В 2019 году общий объем валовой добычи газа в Украине уменьшился на 0,2 млрд кубометров по сравнению с показателем прошлого года. Государство добывает в целом около 78% всего газа собственной добычи. Поэтому обидно, что основной вклад в негативный результат внесло именно добывающее предприятие группы «Нафтогаз» — компания «Укргаздобыча», уменьшившая добычу почти на 4%. Частные компании, добывающие газ на территории Украины, демонстрировали противоположный тренд и в 2019-м нарастили объемы добычи по сравнению с 2018 годом на 5%.
По состоянию на начало этого года «Укргаздобыча» недовыполнила ключевой для энергонезависимости согласно Концепции развития газодобывающей отрасли Украины показатель — по добыче газа — на 25%. Увеличивается разрыв между прогнозом и фактической добычей газа и в 2020 году.
Еще более плохая, а на самом деле катастрофическая ситуация во второй по размеру активов, но первой по численности трудового коллектива госкомпании страны — «Укрзалізниці». И об этом не написано в официальном отчете компании (см. табл. 2).
Огромную чистую прибыль в размере 2,9 млрд грн «Укрзалізниця» получила на самом деле лишь виртуально, ведь 89% прибыли до налогообложения — это прибыль от курсовых разниц (4,3 млрд грн). Обязательства государственного монополиста железнодорожных перевозок в иностранной валюте просто пересчитали по значительно укрепившемуся курсу гривни (23,69 грн/долл. на конец 2019-го против 27,69 на конец 2018 года) и нарисовали в презентациях грандиозную «победу». Только в первом квартале этого года — уже почти 7 млрд грн убытков, и «карета опять превратилась в тыкву».
С существующими темпами падения объемов грузовых перевозок на протяжении последних пяти лет украинская железная дорога скоро может потерять четвертое место по этому показателю на Евразийском континенте. Так, в 2019 году железнодорожным транспортом перевезено 312 млн тонн грузов, что на 10 млн тонн меньше, чем годом ранее.
Продолжает ухудшаться техническое состояние инфраструктуры и подвижного состава предприятия. Хронически увеличивается количество и длина участков с ограничением скорости движения поездов из-за изношенности и дефектности элементов пути и сооружений. Вследствие этого руководитель «Укрзалізниці» заявляет, что компания нуждается в 50 млрд грн государственной помощи ежегодно. И это, к сожалению, соответствует действительности и является результатом некачественного менеджмента.
Не улучшил созданный независимый наблюдательный совет и результаты «Укргидроэнерго» — крупнейшей гидрогенерирующей компании Украины: в 2019–2020 годах продолжилась тенденция уменьшения прибыльности и ухудшения расчетов (см. табл. 3), а производство электроэнергии в 2019-м снизилось на 37%, до 7,2 млрд кВт/ч.
Увеличение чистого дохода «Укрэнерго» в 2019 году сопровождалось ухудшением расчетов, стремительным ростом задолженности перед компанией и уменьшением прибыльности. В то же время за первое полугодие 2020-го в связи с необходимостью компенсировать необоснованные «зеленые» тарифы убытки достигли 18 млрд грн, или более 70% чистого дохода компании, что свидетельствует о крайне негативном финансовом положении (см. табл. 4).
Отсутствие значительного прогресса от работы независимого наблюдательного совета видим и в результатах работы главных воздушных ворот страны — аэропорта «Борисполь»: в 2019 году прибыль уменьшилась на 18%, а задолженность как предприятия, так и перед предприятием увеличилась. В текущем 2020-м показатели работы аэропорта «летят» в пропасть из-за коронавируса и кризиса на рынке авиаперевозок (см. табл. 5).
Без прорывных итогов работы в 2019 году остается и главный почтовый оператор Украины — «Укрпочта». Впервые за последние годы была получена прибыль, но на фоне закрытия почти 250 отделений и сокращения на 5,5 тысяч, или на 8%, количества работников угрожающе увеличилась (до 4,3 млрд грн, или на 55% годового чистого дохода) кредиторская задолженность (см. табл. 6).
После начала работы независимого наблюдательного совета изменение финансовых показателей Администрации морских портов Украины имело разные тенденции. В целом у предприятия стабильное финансовое положение. Вместе с тем после почти двукратного снижения рентабельности в 2019 году тренд в первом квартале 2020-го сменился на противоположный, а после существенного уменьшения кредиторской задолженности в прошлом году показатель, наоборот, ухудшился в 1,5 раза в начале этого года (см. табл. 7).
Аналогичная ситуация наблюдается и на Полиграфкомбинате «Украина»: улучшение расчетов в 2019–2020 годах проходило на фоне значительного уменьшения доходности и прибыльности предприятия (см. табл. 8).
В это трудно поверить, но годовое вознаграждение одного независимого члена «Магистральных газопроводов Украины» превышает стоимость активов общества. Анбандлинг, который был проведен путем передачи (продажи) газотранспортной системы в управление другой компании — ООО «Оператор ГТС» и завершение которого затянулось до начала 2020 года, конечно, является полезным процессом. Но справедливость и обоснованность вознаграждения независимых менеджеров тоже должны присутствовать в государственной политике. В Украине же, наоборот, создаются ситуации, которые можно включать в учебники в качестве негативных примеров наподобие историй о махинациях Остапа Бендера. Ведь за девять месяцев 2019 года на оплату труда — вознаграждение членам наблюдательного совета компании (а фактически из госбюджета-2019, в котором на поддержку компании было предусмотрено 70 млн грн) были потрачены 26 млн грн — сумма, в 5,3 раза превышающая все существующие активы компании (см. табл. 9).
***
Конечно же, независимость набсоветов должна быть сохранена, но мы должны дать четкий ответ на вопрос: что в украинских реалиях означает независимость наблюдательных советов? Это не может быть независимость от интересов собственника — государства в лице граждан Украины.
Поэтому норму об обязательном большинстве независимых менеджеров в наблюдательных советах надо отменить. И это не означает, что независимые обязательно должны быть в меньшинстве. Для госкомпаний должно действовать требование, аналогичное действующему для публичных акционерных обществ: независимых членов должно быть не менее трети и не менее двух человек. Как вариант можно предусмотреть обязательность привлечения в состав наблюдательного совета представителя трудового коллектива госкомпании. Мы не можем, конечно, вернуть «ручное» управление предприятиями прямо из министерства, но отчуждение государства от государственной собственности тоже недопустимо.
Вместе с запретом органу управления вмешиваться в деятельность наблюдательных советов надо предусмотреть исключительный круг вопросов, по которым правительством как коллегиальным органом могут быть выданы директивы на голосование представителям государства. Или по этим вопросам правительство может утвердить соответствующие решения наблюдательного совета постфактум.
И следует помнить, что максимизацию прибыли компании обычно лучше обеспечивает частный собственник, а не государство. Следовательно, если государственное предприятие не имеет общегосударственного значения, не является стратегическим или не выполняет специальные задачи государства, его надо приватизировать. Все государственные унитарные коммерческие предприятия давно должны были быть как минимум корпоратизированы, то есть преобразованы в акционерные общества.
К сожалению, с 2014 года не хватает политической воли на сокращение необоснованного размера государственного сектора. Регулярная демагогия о начале «честной, прозрачной» большой приватизации так и не воплощается в реальные действия, — за последние почти семь лет так и не было приватизировано ни одно (!) крупное, стратегическое или монопольное предприятие. Без изменения этого тренда об эффективности в государственном секторе можно забыть.