15 июня с.г. прошло сто дней с момента вступления в силу нового закона о приватизации государственного и коммунального имущества. Уже скоро у общества будет полное право спросить о первых результатах и сравнить их с многочисленными обещаниями о честной, прозрачной и конкурентной приватизации.
Для постреволюционной власти приватизация всегда была (на словах) одним из приоритетов действий правительства: перечень объектов на продажу, утвержденный в 2015 г., включал почти 350 предприятий, из которых более 300 могли быть приватизированы без внесения изменений в закон о перечне запрещенных к приватизации. Имитация активной деятельности с подготовкой этих объектов к приватизации продолжалась более трех лет: в соответствующее постановление Кабинета министров 13 раз вносились изменения, его действие продлевали на 2016-й, а потом и на 2017 г. Но по факту за три года суммарные планы по бюджетным поступлениям от приватизации были выполнены всего на 7%, проданы считанные единицы крупных объектов, в частности, только одно предприятие, имеющее стратегическое значение, да и то без привлечения частного инвестора, - покупателем 99,5% ЧАО "Ивано-Франковский локомотиворемонтный завод" стала Ивано-Франковская городская рада.
Необходимость ускорить приватизацию, несмотря на войну и низкую инвестиционную привлекательность украинских компаний, апологетами приватизации объясняется просто: государственные предприятия крайне неэффективны, пронизаны коррупцией и используются в меркантильных интересах политиков. Все это правда. Но ведь все руководители отечественных госкомпаний назначаются по решению/согласованию самого правительства, Фонда госимущества или министерств. Так кто же, как не правящая коалиция, повинен в постоянном воровстве и неэффективном управлении госсобственностью, если в других странах мира госсектор не только конкурентоспособный, но порой и эффективнее частного?
Искусственными и неискренними выглядят заявления политиков о том, что задержки с приватизацией обусловлены несовершенством законодательной базы (по которой "Криворожсталь" продали за 4,8 млрд долл.), непередачей органами управлениями-министерствами объектов в управление Фонда госимущества или затягиванием предприватизационной подготовки предприятий. Кто, как не правительство, является высшим органом в системе органов исполнительной власти и имеет все полномочия обеспечить исполнительную дисциплину. Но настоящей причиной остановки приватизации в Украине всегда было отсутствие политической воли из-за теневого распределения финансовых потоков госкомпаний и нежелания политико-олигархической команды конкурировать за объекты приватизации на открытых торгах со всемирно известными компаниями.
И в этом году властной элите придется, как эквилибристу, балансировать между требованиями международных доноров разобраться с коррумпированным госсектором и нежеланием лишиться своего нелегального дохода.
Фонд госимущества уже переутвердил перечень предприятий малой приватизации, в который вошли более 700 объектов. От их продажи через систему ProZorro, которая должна начаться уже в первой половине июля, Минэкономразвития прогнозирует поступления в сумме 3 млрд грн. Фонд госимущества надеется аккумулировать почти вдвое меньше - 1,5–1,7 млрд грн. В любом случае результат будет зависеть от спроса и конкуренции покупателей.
Официальный старт дали и большой приватизации: распоряжением правительства №358-р от 10 мая утвержден перечень из 23 таких объектов на 2018 г. Это вовсе не новые лоты, все эти объекты уже по несколько раз выставлялись или не один год готовились к продаже. До 1 июля Фонд госимущества обещает объявить конкурсы по отбору советников. Проведения аукционов можно ожидать не ранее второй половины осени (см. рис.). Характерно, что правительственные чиновники еще до начала реальных продаж скептически оценивают перспективы выполнения предусмотренных законом о госбюджете планов по аккумуляции 21,3 млрд грн от приватизации. В частности, и.о. министра финансов считает, что поступление хотя бы половины этой суммы будет значительным результатом.
Практика применения покажет уровень качества нового приватизационного законодательства, хотя уже сейчас можно указать его общие нерешенные проблемные вопросы:
1) неполный запрет на участие российского капитала, ведь зарегистрированные не в стране-агрессоре юридические лица, владельцами которых являются граждане, но не резиденты РФ, могут претендовать на участие в украинской приватизации;
2) примитивизация критерия отнесения объектов к малой/большой приватизации (стоимость имущества 250 млн грн) и неучет ни численности работающих, ни принадлежности к перечню объектов, имеющих стратегическое значение/занимающих монопольное положение;
3) неопределенность правового статуса земельных участков под объектами приватизации, потенциальный конфликт за участок после приватизации, невключение стоимости земли при определении цены объектов;
4) ограничение срока на обжалование приватизационных соглашений тремя годами вместе с возможностью перенести место решения судебных споров по требованию покупателя в иностранные юрисдикциям и т.п.
Первым кейсом большой приватизации наверняка станет ПАО "Центрэнерго" - вторая по мощности и единственная государственная энерготеплогенерирующая компания. Ее доля в энергосистеме Украины - 4–5%, а среди всей теплогенерации - 14–20%. В состав "Центрэнерго" входят три тепловые электростанции - Трипольская, Змиевская и Углегорская. Последняя ТЭС расположена в зоне вооруженного конфликта на Востоке Украины (непосредственно на линии соприкосновения в городе Светлодарске), что объективно снижает привлекательность компании для западного капитала. Негативно влияет на работу компании прекращение с февраля 2017 г. поставок угля отечественного производства и замена его импортными аналогами (в основном происхождением из США).
Кабинет министров определил советника по подготовке "Центрэнерго" к приватизации еще 21 февраля с.г. - это польский представитель компании Ernst&Young, и постановил провести оплату его услуг в объеме 3 млн долл. из госбюджета. Хотя для стимулирования лучшего финансового результата приватизации необходимо было установить вознаграждение советнику не в фиксированной сумме, а в процентах от суммы продажи. Это соответствовало бы и мировой практике, и государственным интересам по максимизации цены объекта. Но создается впечатление, что нынешнее правительство больше заинтересовано в благосклонности западных партнеров, а не собственного народа.
В целом в перечне объектов большой приватизации почти половина - это предприятия топливно-энергетического комплекса. Кроме "Центрэнерго", на продажу выставлены пять облэнерго, четыре теплоэлектроцентрали, угольная компания.
Высокий уровень государственного регулирования энергетического рынка, отсутствие конкуренции, установление НКРЭКУ тарифов на электрическую, тепловую энергию и горячую воду, а также влияние на этот процесс социально-политических факторов приводит к по сути ручному управлению доходностью всех облэнерго и ТЭЦ, что ставит в более выгодное положение отечественных претендентов на их покупку. Типичными проблемами ТЭЦ являются крайне сложное финансовое положение, изношенность оборудования и огромные долги. Поэтому трудно поверить в приход в наши энергореалии не кипрского или виргинского, а настоящего западного инвестора.
Экспортная ориентация сбыта почти 90% продукции ПАО "Объединенная горно-химическая компания" и достаточно стабильное финансовое положение являются факторами, которые могут стимулировать конкуренцию покупателей и участие в приватизации международных инвесторов. Задача советника и Фонда госимущества при подготовке ОГХК к приватизации - учет специфичности рынков титаново-циркониевых руд, цены на которые формируются не на биржевых торгах, а индивидуальными соглашениями между покупателями-продавцами. Оба основных комбината компании (Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК) выполняют важную социальную роль и являются градообразующими предприятиями. Новый закон не предусматривает какого-либо участия профсоюзов или местной власти в выработке условий приватизации, следовательно, вызовом будет надлежащее постприватизационное существование многих социальных объектов, обеспечивающих культурное и спортивное развитие работников и жителей соответствующих регионов Житомирщины и Днепропетровщины.
Выставление на продажу уже в четвертый раз Одесского припортового завода вместе с комплексом перевалки - конечной точкой магистрального аммиакопровода Тольятти-Горловка-Одесса противоречит двум законам Украины - о приватизации и о трубопроводном транспорте. Хотя наши чиновники "выкрутили" закон так, что, по их выводам, магистральным трубопроводом является исключительно "труба в земле" без конечного комплекса перегрузки аммиака из этой трубы. Но ведь не надо быть специалистом, чтобы понять простую истину: труба без крана-вентиля, регулирующего вход/выход из этой трубы, является резервуаром или металлоломом, но никак не объектом транспорта.
Нынешнее положение ОПЗ - бывшей "голубой фишки" украинской промышленности - значительно ухудшилось. В последние годы работа завода организована по давальческой схеме, а 30 апреля с.г. предприятие вновь остановлено. Многолетнее нерешение проблемы газообеспечения (газ составляет 70–90% себестоимости продукции предприятия) вместе с продолжительным спадом мировых цен на аммиак и карбамид привело к перманентным остановкам производства и накоплению огромных долгов: кредиторская задолженность и другие краткосрочные обязательства ОПЗ превышают уже почти вдвое балансовую стоимость активов и в восемь раз - годовой доход от реализации. Озвученная месяц назад новая стартовая цена предприятия (54 млн долл.) хоть и вдесятеро (!) меньше реально предложенной суммы на проведенном в 2009 г. конкурсе, но наверняка не приведет к участию в приватизации ведущие химические корпорации мира. Для их привлечения надо, во-первых, предусмотреть передачу комплекса перевалки аммиака не в частную собственность, а в управление, а также детально регламентировать условия такой передачи. Во-вторых, необходимо очистить завод от подтвержденных Стокгольмским арбитражем токсичных долгов предприятия (193 млн долл. без постоянно растущих штрафных санкций за поставленный в 2013 г. по полукриминальной схеме газ) перед Ostchem Holding Limited, входящейт в Group DF Д.Фирташа. Ведь любой уважающий себя законопослушный бизнес будет избегать деловых отношений с человеком, которого американское ФБР считает преступником. Продолжение игнорирования этих проблем гарантированно приведет к победе на аукционе какого-то отечественного олигарха по демпинговой цене.
Приватизация 51% ООО "Запорожский титано-магниевый комбинат" - единственного в Украине и Европе производителя стратегического для оборонно-промышленного комплекса металлического губчатого титана, до завершения расследования махинаций режима Януковича, по которым полностью государственное предприятие в 2012 г. было преобразовано в ООО с долей 49% структур Д.Фирташа, может быть операцией по легализации этой криминальной схемы. Тем более что аукцион по приватизации доли в ООО невозможен в принципе, ведь приоритетное право ее покупки принадлежит другим участникам общества.
Специализированная антикоррупционная прокуратура требует расторжения договора между Фондом госимущества и Tolexis Trading Limited о создании ООО "ЗТМК" и направила в суд уголовное производство против директора этого предприятия за злоупотребление служебным положением и нецелевую растрату так называемых инвестиций в сумме 110 млн долл. Эти средства не были направлены на цели, указанные в договоре о создании общества, а благодаря назначению приближенного к инвестору менеджмента в основном пошли на погашение задолженностей перед аффилированными кредиторами. Несмотря на уголовные производства за растрату полмиллиарда гривен, а также требования САП и парламентской контрольной комиссии уволить директора ООО "ЗТМК", он даже не отстранен от работы и до этого времени остается в должности. Хотя уже проводилось несколько общих собраний участников общества.
Различные стадии банкротства, плохое финансово-хозяйственное состояние, специфичность и иногда уголовный характер схем возникновения долгов на многих других объектах большой приватизации не дают оснований надеяться на успешную и эффективную их приватизацию и участие в аукционах западных инвесторов. Хотя инвестиции в модернизацию необходимы им больше всего. В частности, непокрытый убыток прошлых лет в ОАО "Ориана", НАК "Украгролизинг", ПАО "Сумыхимпром" превышает балансовую стоимость их активов, у "Орианы", "Украгролизинга" - почти вдвое. Краткосрочная задолженность превышает годовую выручку от реализации у всех ТЭЦ, "Азовмаша", "Орианы", а у угольной компании "Краснолиманская" - почти в девять раз.
ПАО "Сумыхимпром" из-за огромных долгов с августа 2017 г. производит двуокись титана по давальческой схеме и не имеет возможности нормально загрузить мощности по производству фосфатных минудобрений. В общем объеме производства доля стратегической для аэрокосмической отрасли двуокиси титана составляет 77,5%, при этом 60% было реализовано на экспорт. Предложение Фонда госимущества попытаться приватизировать предприятие по старому закону при стартовой цене 250 млн грн было проигнорировано правительством. Следовательно, затраты государства на проведение оценки были выброшены на свалку, и теперь придется вновь тратить государственные средства на оплату услуг советника.
Большинство дочерних компаний НАК "Украгролизинг", сформированных путем передачи в уставный фонд пакетов акций 27 сельскохозяйственных машинно-технологических станций во всех регионах Украины, не ведут хозяйственную деятельность и находятся на стадии ликвидации.
Аналогичная ситуация сложилась и на ОАО "Ориана", в состав которой входит Калийный завод и другие филиалы. Фактически предприятие получает только доходы от аренды недвижимого имущества.
Отсутствие адекватной реакции менеджмента на падение потребительского и промышленного спроса, проседание мировых сырьевых рынков, приближенность производственных мощностей к зоне боевых действий ООС, разрыв хозяйственных связей с Россией и Казахстаном привели к прекращению хозяйственной деятельности и на ПАО "Азовмаш", владеющем корпоративными правами группы машиностроительных предприятий Приазовья - "Азовобщемаша", Мариупольского завода тяжелого машиностроения, Мариупольского термического завода и Главного специализированного конструкторско-технологического института.
В списке большой приватизации-2018 оказались и объекты, ежегодно несущие для государства золотые яйца. Так, ПАО "Турбоатом" обеспечивает около 10% потребностей мирового рынка в турбинах для атомных электростанций, что делает предприятие четвертым по размерам производителем турбин в мире, а его продукцию - известной в более чем 45 странах мира. Из 261 корпоративного предприятия с контрольным пакетом акций (долей), принадлежащих государству, больше всего дивидендов в госбюджет в 2017 г. - 400 млн грн (или 43% всех дивидендов) - перечислил именно "Турбоатом". Конкуренцию на приватизационных аукционах можно спрогнозировать и в случае выставления на продажу "Электротяжмаша" (производит электрооборудование для железнодорожного и городского транспорта, турбо- и гидрогенераторы, успешно модернизирует оборудование ГЭС и ГАЭС, в том числе за средства ЕБРР), "Индара" (единственный в Украине завод с полным технологическим циклом производства препаратов инсулина), "Президент-отеля" (современный отель на 374 номера и 1500 кв. м конференц-залов в самом центре столицы).
Отличие в подходах к определению стартовой цены между новым и старым законом показало настоящие намерения организаторов приватизации - играть на понижение. Переходные положения нового закона обязывают государственные органы проводить меры по завершению приватизации стратегических объектов, в отношении которых действительна оценка согласно положениям предыдущей редакции закона. Но назначенный на 20 марта повторный аукцион по продаже 25% акций "Одессаоблэнерго" с начальной ценой 149 млн грн был отменен без какой-либо причины. Теперь стартовая цена этого пакета будет установлена на уровне номинальной стоимости, а это всего 38 млн грн. За бортом большой приватизации оказались и другие важные объекты, в частности, Черноморское морское пароходство, активизировавшее сейчас претенциозную работу по возврату в госсобственность незаконно отчужденных объектов, в том числе плавсредств, а также Запорожский производственный алюминиевый комбинат, возвращенный в 2016 г. в госсобственность после многолетнего уничтожения и разворовывания со стороны экс-владельца - "Российского алюминия". Непроведение приватизации 68% акций ЗАлКа в период до 31 мая, когда была действующей оценка объекта, привело к автоматическому снижению стартовой цены втрое.
* * *
К сожалению, в Украине так и не создано полноценное правовое государство со справедливым судом, оптимальным государственным вмешательством в экономику, гарантированной защитой инвестиций и собственности. Любому не только западному, но и китайскому, индийскому, бразильскому предпринимателю очень тяжело понять отечественные полулегальные деловые отношения. У нас бизнес - это гибрид предпринимательской деятельности со сверхусилиями по сохранению частной собственности от рейдерских захватов и от необходимости иметь специфические отношения с центральной, региональной и местной властью, налоговой, силовиками, владельцами общенациональных TV-медиа и судьями. Поэтому инвестиционные риски Украины остаются слишком высокими, а ожидания реальной конкуренции мировых лидеров за украинские приватизационные объекты - напрасными.