Слово "реформы", очевидно, самое популярное в украинском политико-чиновничьем словообращении. О реформах говорят везде: на пресс-конференциях, круглых столах, конференциях и т.д. Каждый политик или чиновник высокого ранга обязательно должен рассказать, что "он будет делать реформы".
Но вал выступлений и обсуждений этой темы не трансформируется в конкретные решения. Крайне мало из сказанного воплощается в жизнь. Почти ничего. Из-за этого не только снижается уровень доверия к политикам, но и девальвируется само понятие "реформы".
В нашем случае, после 23 лет имитации реформ, нужны не разговоры, а реализованные проекты, которые стали бы сигналом, что пути назад, к коррупции и беззаконию, нет.
Как это сделать? Для начала надо поставить диагноз, почему реформ нет. А потом - предложить лекарство, которое вылечило бы тяжелобольного пациента под названием "Украина".
Почему реформы не идут?
В действительности причин две.
Первая - их некому проводить. У власти на ключевых постах нет критической массы людей, заинтересованных в качественных изменениях. Риторика риторикой, но большинство министров, их заместителей, руководителей служб и т.п. рассматривают свою должность как ресурс, с помощью которого можно обеспечить себе безбедное будущее. Способов "заработать", занимая ту или иную должность, множество. Тендеры. Создание "родственных" структур, предоставляющих административные услуги, отказаться от которых невозможно. Банальная кража. Давление на бизнес с помощью целого ряда проверок.
Работая в Совете предпринимателей при Кабинете министров Украины, возглавляя Всеукраинское объединение малого и среднего бизнеса "Фортеця", я много работала с разными правительствами. И каждый Кабмин, несмотря на партийные флаги, которые держали в руках министры, пытался сохранить болото, из которого можно было бы тянуть и тянуть. Вы не представляете, сколько норм двойного значения, которые можно трактовать так, как это выгодно чиновникам, пытаются протолкнуть министры. Не говоря уже о карманных фирмах и других ноу-хау. До сих пор помню, как на одной из встреч высокий чин из ГАИ защищал "схемы", которые они хотели внедрить в очередном ведомственном акте. Делал он это так, словно у него отбирали последнюю гривню.
Изменилось ли что-нибудь за последнее время? Кто-то очень метко сказал: раньше коррупция была системной, а теперь она бессистемная, каждый пытается "решать" вопрос на своем уровне. Сигналы о коррупции есть. Они идут из "Укрзалізниці", налоговой, таможни и других "ресурсных" организаций. Немногое изменилось с проверками. По данным Федерации работодателей Украины, в первом полугодии при сниженном количестве проверок с бизнеса в виде финансовых санкций собрали 2,4 млрд грн, что вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Министерства и многие политики рассматривают реформы как процесс, а не как результат. Очевидно, поэтому отчитываются не о результатах реформ, а об этапах и шагах их проведения.
Кроме отсутствия кадров, есть еще одна причина блокирования реформ. Это - дисбаланс власти. У нас огромное количество структур, чьи функции дублируются. И много людей в системе власти, работа которых заключается только в присутствии на рабочем месте.
В Украине 433 тыс. госслужащих (по состоянию на 1 января 2014 г.), 357 тыс. работников милиции (данные ноября 2013 г.), 71 тыс. работников таможенной и налоговой служб и т.д. У нас огромная армия чиновников центральных органов власти и местного самоуправления, цели и задачи которых непонятны, а уровень заработной платы не разрешает поддерживать даже средний уровень жизни. При этом за результаты своей работы они не несут никакой ответственности, как и за нарушение ими прав людей и прямых норм закона.
Государственная машина напоминает полуразвалившийся "Запорожец" 1960-х годов выпуска, который ремонтируют с надеждой залить в него 95-й бензин и поехать. Но 95-й сжигает двигатель "Запорожца"!
Что нужно делать: стратегия и тактика
Реформы проводят люди. Поэтому, чем больше патриотов-профессионалов будет на каждом уровне власти, тем выше шансы на изменения в стране.
Чтобы лицо власти изменилось, нужны другие правила игры. Необходимы прозрачные процедуры, конкретные обязанности и персональная ответственность не только чиновников, но и всех исполнителей государственных функций.
Это два параллельных процесса. Запущены они будут только при условии, что каждый из нас будет требовать от власти выполнять свою работу и сам на своем месте начнет делать то, что требует от политиков. Нельзя преодолеть коррупцию в обществе, где каждый четвертый считает взятку нормой жизни, а каждый третий использует ее для того, чтобы решать свои проблемы. Это же касается и выборов. Продав свой голос за 100–200 грн или продуктовый набор, рассчитывать, что депутат будет защищать права людей и принимать хорошие законы, не стоит.
Считаю, что уже сейчас необходимо не ждать результатов очередных выборов, не писать новые программы, а вместе в формате "законодательная власть - исполнительная власть - экспертная среда" готовить решения, которые начнут формировать в Украине новую систему, с равными возможностями и верховенством права.
К таким решениям относятся, я уверена, уже готовые законопроекты, внесенные в Верховную Раду Украины, которые предусматривают следующее:
1. Изменение системы регулирования экономики.
Сегодня выдачу лицензий и разрешительных документов регулируют 87 (!) законов. Не один и не два, а восемьдесят семь. Система крайне сложная. Ее реальная цель - запутать бизнес, разрешить чиновнику предъявлять претензии предпринимателям и зарабатывать на своей власти. Провести реальные изменения в рамках действующей системы невозможно. Чтобы это сделать, необходимо создать новые нормы.
Процедура изменения системы регулирования экономики заложена в законопроекте №4334-а. Его ключевая идея - через год после принятия документа надо принять абсолютно новые регуляторные нормы и прекратить действие старых норм в 87 законах. Это будет сделано под страхом потери работы чиновниками министерств и ведомств. Иного выхода, как избавиться от коррупции в системе выдачи разрешений, я не вижу.
2. Снижение ставки единого социального взноса до 18,1% и проведение налоговой реформы.
Налоговая реформа нужна Украине, как воздух. Не меньше, чем снижение фискального давления на фонд заработной платы. Если мы этого не сделаем, бизнес будет продолжать скрываться в тени, а поток инвестиций неуклонно сокращаться. Платить официальную зарплату при действующей ставке ЕСВ в 34,7–49,7% нерентабельно для украинского производства, ведь цена товара формируется рынком с импортными товарами. Начать реформу можно с законопроекта №1182, который предусматривает снижение ЕСВ до 18,1%. К сожалению, правительство пока категорически не хочет идти на это и подменяет снижение фискального давления на зарплаты перераспределением ставок между ЕСВ и налогом на доходы физических лиц. Так же и в сфере налогообложения правительственный законопроект №5079 не реформирует, а усиливает действующую коррупционную налоговую систему. И это не только моя оценка, но и оценка бизнеса и многих уважаемых независимых экспертов.
3. Введение персональной финансовой ответственности чиновников.
До тех пор, пока чиновник будет священной коровой, у которого есть права, но нет практически никаких обязанностей, бюрократическая машина не будет выполнять свою работу. Были внесены два законопроекта №3215-1 и 3216-1, которые вводят персональную финансовую ответственность госслужащих за деятельность или бездеятельность, наносящую ущерб налогоплательщикам. Один из них недавно проголосован с моей поправкой к другому проекту, вторым законопроектом будет введена ответственность и работников налоговых и таможенных органов.
Таким образом, будет изменена философия взаимоотношений власти и тех, кто нанимает бюрократов на работу. Начинать нужно именно с таких законов.
Это не весь перечень документов, которые необходимо принять в ближайшее время, только часть. Но чтобы изменить коррупционную систему, ее надо атаковать со всех сторон. Одного удара недостаточно. Требуется некоторое количество решений, критическая масса правильно мотивированных людей и определенное нами время, чтобы вместо коррупционной была построена европейская модель экономики и государства.