Налог на доходы военнослужащих стал почти такой же острой темой программ и дискуссий в СМИ и социальных сетях, как и размер их денежного обеспечения. Правда, вопрос этого налога перевел направление дискуссии с Центра на громады, — те якобы не помогают или недостаточно помогают ВСУ.
Надо отдать должное чиновникам, у которых есть реальные цифры и которые не принимают участия в публичных дискуссиях. Ведь те, кто знает бюджетное законодательство и владеет конкретными цифрами, обосновать изъятие налога на доходы физических лиц (НДФЛ) из местных бюджетов не смогут.
Так, Минфин издал разъяснение от 15.06.2023 года №05130-14-5/16317, которым приобретение помощи для подразделений Объединенных сил ВСУ из местных бюджетов называет незаконным. Да и Государственная аудиторская служба Украины дает негативные заключения об использовании средств громад на оборону. Хотя только сейчас зарегистрированы законопроекты №9559-д и 9560-1, которые должны легализировать расходы муниципалитетов на оборону и позволить без уголовной ответственности помогать военным.
Почему помощь громад силам обороны необходимо легализировать и для чего в громады должно продолжать поступать 64% НДФЛ, включая налог с денежного обеспечения военнослужащих, обоснуем цифрами и законом.
Ассоциация городов Украины получила подробные данные от 754 громад из 1470, — выборка более 50%, включающая все областные центры, которые находятся сейчас под контролем Украины.
Военный НДФЛ этих громад по факту 2022 года и плану 2023-го суммарно составит 116,72 млрд грн (по данным официального государственного портала Open budget по всем громадам, суммарный объем военного НДФЛ за 2022–2023 годы составит 128 млрд грн).
При этом города, села и поселки за этот период приобщились к приближению Победы Украины путем помощи Объединенным силам ВСУ, непосредственно выделив только по состоянию на сегодняшний день 28,7 млрд грн, в том числе перечислили прямую финансовую помощь в размере 14,8 млрд, купили оборудования и техники на 7,04 млрд, вложили средства сельских, поселковых, городских бюджетов в покупку военных ОВГЗ на 6,15 млрд, выделили на обустройство военных линий защиты 0,71 млрд грн.
Это средства, перечисленные органами местного самоуправления без обновленного для этого законодательства, вопреки правоохранителям, которые по всем случаям открывают производства за нецелевое использование средств.
Кроме этого, из-за военных действий, для безопасности жителей, на создание и ремонт укрытий израсходованы 8,99 млрд грн, на срочный ремонт разрушенных обстрелами инфраструктурных объектов — 10,76 млрд, на обеспечение проживания внутренне перемещенных лиц — 3,83 млрд грн. Итак, суммарно расходы из бюджетов громад, связанные с безопасностью и обороной, составляют 52,28 млрд грн. И это только прямые перечисления из местных бюджетов, без найденных благотворительных, спонсорских и донорских средств на топливо, дрова, запчасти и дроны.
Кстати, по данным Минэкономики, органы местного самоуправления купили дронов только через Prozorro более чем на 1 млрд грн.
Итак, первый вывод
Муниципалитеты даже без законодательного обеспечения, вопреки позиции контролеров и правоохранителей, уже перечислили на безопасность и оборону более 45% от военного НДФЛ, полученного в местные бюджеты.
Все эти расходы прозрачные, с запросами военных и их подтверждениями. Они под постоянным контролем ряда государственных органов, их может найти каждый журналист или активный член громады. И они проходят постоянный контроль казначейства еще до проплаты.
А где же средства другой части НДФЛ, зачисляемой в государственный бюджет?
Как известно, бюджеты всех громад, кроме Киева, получают 64% НДФЛ и за каждую гривню отчитываются на всех этапах.
Где 36% НДФЛ граждан со всей Украины, кроме Киева? И где 60% НДФЛ, уплаченного жителями Киева?
К сожалению, даже временные следственные комиссии Верховной Рады Украины не дают ответа на эти вопросы, потому что государственные средства на оборону — это тайна. И это правильно.
Но появляются основания для второго вывода.
Второй вывод
Средства сел, поселков и городов более открыты для контроля как граждан, так и контролирующих подразделений, а значит, менее коррупционные.
Когда на оборону Украина может давать только средства из собственных налогов, а их всего 31 копейка с гривни, то направлять ресурсы необходимо через те органы, где самые большие прозрачность и отчетность, а это органы местного самоуправления.
Есть, правда, и расходы, которых муниципалитеты отдельно не учитывают, но проводят.
Это лечение раненых, особенно в прифронтовых громадах, где специализированные больницы есть только в областных центрах и где цифры никто не предоставит.
Это текущая помощь военнослужащим, которые переезжают или расквартированы в громадах.
Это реабилитация ветеранов, их социализация и возвращение к жизни.
Это семьи военных, живущих душой на фронте, а физически нуждающихся в садике, школе, работе, помощи…
К примеру, постановлением от 01.06.2023 года №547 правительство установило бесплатное питание 1 миллиона 640 тысяч детей, пострадавших вследствие военных действий, но привычно не выделило на это 28,7 млрд грн, которые будут обеспечены из местных бюджетов на протяжении двух лет.
Перестанут ли громады делать все это без военного НДФЛ? Конечно, нет!
Будет ли делать это государство, забрав у людей их налог? К сожалению, нет.
Поэтому третий вывод
НДФЛ это не целевой взнос, это налог с физического лица на обеспечение необходимых ему услуг от власти.
Военнослужащие, правоохранители, спасатели службы по чрезвычайным ситуациям защищают нас своими жизнями, но не перестают быть людьми.
Все люди, даже самые сильные, должны быть уверены, что их семьи защищены и получают необходимые услуги и помощь. НДФЛ с обеспечения военнослужащих должен обеспечивать надлежащие условия жизни их родным, родителям и детям. Тыл военным должны обеспечить власть, местное самоуправление.
И муниципалитеты делают все, чтобы жители получали все необходимые услуги. Даже если это обязательство государства и оно их не финансирует.
За 2022–2023 годы на обеспечение делегированных полномочий органы местного самоуправления 754 громад, без компенсации из государственного бюджета, израсходовали 27,2 млрд грн, в том числе на оплату труда медицинских работников — 5,23 млрд, на погашение дефицита образовательной субвенции — 4,51 млрд, на льготные перевозки — 9,59 млрд, на содержание ПТУ — 7,87 млрд грн.
Отдельно органы местного самоуправления израсходовали 62,4 млрд грн собственных ресурсов на поддержку предприятий критической инфраструктуры и сдерживание тарифов на тепло и воду для граждан. Если бы не военный НДФЛ, зиму могли бы не пройти, ведь громады профинансировали сохранение предприятий тепло- и водоснабжения и готовят их сейчас к новому отопительному сезону.
Вывод четвертый
Государство не выполняет перед гражданами свои обязательства, определенные законами. Это делает местное самоуправление из средств, поступающих с налогов. Изъятие средств из бюджетов громад не предусматривает со стороны государства определения каких-либо источников для финансирования предусмотренных законом расходов, следовательно, приведет к коллапсу жизненно необходимых систем оказания услуг жителям всех территорий.
Даже больше, государство законом №3050-ІХ от 11.04.2023 года изъяло за прошлый 2022 год у деоккупированных и расположенных в зоне боевых действий громад средства в размере 13,26 млрд грн.
Прямые расходы на безопасность и оборону, расходы из-за военной агрессии, оплаченные из местных бюджетов делегированные полномочия и сдерживание тарифов, а также остатки средств на счетах 754 громад по состоянию на 31.12.2022 года составляют вместе уже сегодня 207,66 млрд грн. Хотя военного НДФЛ за два года запланировано 116,72 млрд грн.
Остатки на счетах громад по состоянию на 31.12.2022 года составляли 65,78 млрд грн. Это средства, полученные от налогов (в том числе и от военного НДФЛ), но не использованные из-за отсутствия возможности направлять средства на оборону (ждем принятия законопроектов №9559-д и 9560-1) и из-за ограничений в использовании средств, введенных постановлением КМУ №590 с 24 февраля 2022 года. Ни одна платежка от местного самоуправления с начала полномасштабного вторжения не прошла без предварительного контроля Госказначейства!
Средства были, из-за неиспользования остались у государства, покрыли дефицит государственного счета, «сгорели».
Именно так может «сгореть», «свернуться», «схлопнуться» и военный НДФЛ, если будет изъят из местных бюджетов.
Ведь налог этот фактически платят не военнослужащие, а государственный бюджет согласно Порядку выплаты ежемесячной денежной компенсации сумм налога с доходов физических лиц, которые удерживаются с денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, полученных военнослужащими, полицейскими и лицами рядового и начальственного состава, утвержденному постановлением КМУ от 15.01.2004 №44.
Если бы военный НДФЛ не поступал в бюджеты громад в 2022–2023 годах, никто бы не знал об использовании этих средств, как не знает никто об остальном НДФЛ с обеспечения военнослужащих. А это 116,72 млрд грн, которые в полном объеме направлены муниципалитетами на помощь силам безопасности и обороны и на обеспечение услугами семей военнослужащих.
Вывод пятый
Изъятие военного НДФЛ ослабит громады, лишит их возможности помогать силам обороны и оказывать качественные услуги жителям, но никаких плюсов для Объединенных сил Вооруженных сил Украины не создаст, потому что средства растворятся в госбюджете, как и 36% (60% с Киева) нынешнего НДФЛ, которым распоряжается Минфин.
Когда Минфин пишет, что военный НДФЛ увеличился после 24 февраля 2022-го, то не отмечает, что с этого дня количество воинов выросло на 700 тысяч за счет гражданских. Все, кто сейчас платит военный НДФЛ, до мобилизации платили в громады НДФЛ с зарплат учителей, продавцов, рабочих, служащих, налог на недвижимость, единый налог от предпринимательской деятельности. Сегодня этих налогов нет, но есть люди. Людей в Украине, к сожалению, больше не стало, они временно изменили специальность, взяв в руки оружие для защиты Украины. И они вернутся после нашей Победы с войны в громады, которые сегодня помогают своим защитникам всем, чем могут, и абсолютно открыто.
Прежде чем делать общий вывод, посмотрим убытки 754 громад от действий агрессора в размере 815,61 млрд грн и помощь, полученную муниципалитетами из государственного бюджета, в сумме 6,83 млрд грн для восстановления этих объектов.
Достаточно ли у государства средств? Нет.
Станет ли их больше, если заберут военный НДФЛ у местного самоуправления? Нет.
Нужно помогать тем, кто работает, кто финансирует оборону и защиту с первого дня войны, у кого 64% НДФЛ используются прозрачно, — делать все, чтобы средств для сил безопасности и обороны и местного самоуправления становилось больше.