Как известно, в конце июля Совет директоров Международного валютного фонда одобрил выделение Украине кредита стенд-бай на общую сумму 15,2 млрд. долл. Новая программа сотрудничества рассчитана на два с половиной года и предусматривает выделение средств на квартальной основе после проведения миссией МВФ регулярного мониторинга исполнения украинской стороной условий меморандума о сотрудничестве.
С заключением нового соглашения формально прекращено действие его предыдущей двухлетней программы стенд-бай на общую сумму 16,4 млрд. долл., начатой в ноябре 2008 года, но прерванной год спустя из-за неоднократного нарушения украинской стороной достигнутых договоренностей (в рамках этой программы Киев получил 10,6 млрд. долл.). Таким образом, нынешнее соглашение стало восьмым по счету в истории отношений нашей страны и МВФ начиная с октября 1994 года, когда Украина получила первый кредит от фонда под свою первую программу рыночных преобразований.
На прошлой неделе МВФ опубликовал все детали нового соглашения, включая отчет экспертов фонда о состоянии экономики Украины, макроэкономические прогнозы МВФ для нашей страны, меморандум мер экономической политики и финансового сектора, список структурных маяков и количественных критериев, которые Киеву предстоит выполнить. Таким образом, появилась возможность на основании данных «из первоисточника» проанализировать, под чем именно подписалась украинская сторона ради получения денег МВФ и какое влияние эта программа будет иметь на отечественную экономику. И, наконец, каковы шансы, что соглашение будет полностью выполнено. Отнюдь не праздный вопрос, принимая во внимание чрезвычайно непростую историю взаимоотношений Украины и МВФ.
Если говорить о плюсах для экономики страны, то они, безусловно, доминируют. Во-первых, валютно-денежных ресурсов никогда не бывает много. Но особенно они нужны сейчас. В рамках достигнутых договоренностей Украина в этом году получит 2 млрд. долл. от фонда на покрытие дефицита бюджета, что, соответственно, положительно повлияет на фискальную ситуацию.
Остальные же средства будут направлены в резервы Национального банка, что позволит ему более эффективно реагировать на ситуацию на валютном рынке. Тем более что, по оценкам экспертов МВФ, объем валовых валютных резервов НБУ все еще ниже оптимального уровня в 25% ВВП (около
35 млрд. долл.) — на конец июля текущего года он достиг отметки 31 млрд. долл.
Правы те, кто говорит, что средства, полученные по новой программе, будут использоваться для рефинансирования предыдущего кредита МВФ. В 2012—2013 годах Украине предстоит выплатить фонду 2,7 и 4,1 млрд. долл. соответственно.
Наконец, заключение соглашения с МВФ открывает путь для других заимствований от международных доноров. В первую очередь, речь идет о кредите Европейского Союза на сумму 610 млн. евро, получение которого в Киеве считают уже делом решенным. Вполне возможно, что свою финансовую лепту внесет и Всемирный банк, однако это, судя по всему, будет предметом дополнительных переговоров, в рамках которых Украине придется взять на себя дополнительные обязательства в таких сферах, как реформа финансового сектора и проведение структурных реформ.
Во-вторых, речь идет о репутации Украины, очень сильно подмоченной во время кризиса 2008—2009 годов. В то время Киев в международной финансовой прессе называли не иначе как «козлом отпущения» Европы (начиная с февраля текущего года это «почетное» звание перешло к Греции, время от времени на него также не без успеха претендуют Венгрия и Испания).
Теперь ситуация постепенно меняется к лучшему: котировки суверенных CDS Украины снизились более чем в два раза с начала года, а международные рейтинговые агентства наперегонки улучшают рейтинги страны (например, Standard&Poor’s подняло рейтинг нашей страны в текущем году на три ступени). В результате международные рынки капитала вновь открылись для Украины — несколько компаний провели удачное размещение еврооблигаций. Попыталось было и правительство, но потом решило отложить размещение до лучших времен (которые, вполне вероятно, наступят уже осенью).
Ну и, в-третьих, заключение соглашения с МВФ может дать импульс проведению необходимых реформ. Ведь далеко не факт, что эти преобразования были бы проведены при отсутствии обязательств перед фондом. Так что мы, безусловно, до конца не знаем, что было решающим мотивом для привлечения кредита МВФ — чрезвычайно высокая потребность в финансовых ресурсах, нужда во внешней легитимизации новых президента и правительства, а может, и комбинация этих факторов.
Страна и ее внешние партнеры много раз разочаровывались в реформаторских способностях трех президентов и огромной череды правительств. Примеры успешных системных реформ можно пересчитать
едва ли не по пальцам одной руки. Сейчас во власти очень мало новых лиц, тем не менее не стоит
исключать, что нынешние руководители страны действительно понимают, что так жить дальше нельзя, а долгосрочные перспективы выглядят все менее радужными. В этой связи сотрудничество с МВФ может быть удобным механизмом перекладывания значительной доли ответственности за проведение болезненных и непопулярных реформ на чужие плечи (тем более что фонду к такой роли не привыкать).
Какие же обязательства взяла на себя Украина в рамках новой программы МВФ? Как и сообщалось ранее, соглашение предусматривает выполнение четырех основных задач: снижение дефицита бюджета (до 6,5% ВВП в этом году и до 3,5 и 2,5 — в 2011-м и 2012-м соответственно), реформирование газового сектора, повышение эффективности монетарной политики и стабилизацию финансового сектора. Мы не будем подробно останавливаться на всех без исключения условиях программы, а выделим лишь наиболее важные аспекты.
Безусловным приоритетом выглядят фискальные меры (что, в принципе, не удивительно, так как резкое снижение бюджетного дефицита и обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда требуют жестких и безотлагательных решений). Соглашение, в частности, предусматривает принятие ряда чрезвычайно непопулярных (но необходимых) мер, таких как постепенное повышение пенсионного возраста для женщин, ужесточение условий для работы по упрощенной системе налогообложения, повышение еще на 50% тарифов на газ для населения в
апреле 2011 года, ограничение в 2011 году роста зарплат в бюджетной сфере темпами инфляции, введение системы штрафов за несвоевременную оплату коммунальных платежей.
Также обращают на себя внимание обязательства правительства решить проблему с возмещением НДС, ограничить объем предоставления госгарантий по кредитам (не более 15 млрд. грн. в 2010 году) и обеспечить сбалансированность в 2010 году местных бюджетов и бюджетов социальных фондов.
Условия программы в сфере монетарной политики и финансового сектора выглядят гораздо менее жесткими. В отличие от предыдущей программы стенд-бай, в нынешнем соглашении МВФ не ставит жестких условий по поводу перехода к режиму плавающего обменного курса — уверения Нацбанка о повышении гибкости курса и постепенном переходе к инфляционному таргетированию выглядят в большей степени декларативными.
Кроме того, в тексте меморандума украинская сторона заявляет о готовности проводить жесткую монетарную политику (в частности, поддерживать реальную дисконтную ставку на положительном уровне) с целью обуздания инфляции, тогда как последние действия Нацбанка свидетельствуют, скорее, об обратном. Несколько дней назад НБУ снизил учетную ставку до 7,75%, объяснив это сохранением положительных тенденций в экономике (имеется в виду прежде всего снижение инфляционного давления). В то же время будущее выглядит гораздо менее радужным, поэтому не совсем понятно, почему НБУ при принятии решений о процентных ставках руководствуется фактическими цифрами инфляции, а не прогнозными показателями.
Также не совсем ясно, как украинская сторона собирается выполнить количественный ориентир программы по показателю денежной базы (по условиям программы, ее прирост за третий квартал не должен превысить 5,04 млрд. грн., а за второе полугодие — 5,45 млрд.). Ведь только за июль монетарная база выросла на 4,3 млрд. за счет значительных валютных интервенций и перечисления НБУ своей прибыли в бюджет.
На наш взгляд, если НБУ намерен выполнить требования МВФ, ему в ближайшее время придется достаточно резко ужесточить монетарные условия, например путем повышения процентных ставок по своим операциям или сокращения объема присутствия на валютном рынке. Свою лепту также должно внести и правительство, сократив бюджетные расходы.
Что касается финансового сектора, то основной акцент в программе сделан на вопросах повышения капитализации банков, а также обеспечения нормальной рыночной деятельности госбанков. Что, на наш взгляд, может свидетельствовать о том, что МВФ провел работу над ошибками, ведь именно эти аспекты деятельности банковского сектора вызывали больше всего вопросов у экспертов и участников рынка. В частности, по нашей информации, ряд крупных банков до сих пор так и не выполнил требования об увеличении капитала по результатам стресс-теста, проведенного еще в конце 2008 года. Теперь же МВФ жестко настаивает, чтобы НБУ заставил банки обеспечить необходимую капитализацию до конца текущего года. В противном случае в не выполнившие это требование учреждения будет вводиться временная администрация.
Деятельность госбанков за последние год-полтора тоже вызывала немало вопросов. С одной стороны, Укрэксимбанк и Ощадбанк активно использовались прежним правительством для решения всевозможных экономических и политических задач (в первую очередь на ум, конечно, приходит безудержное кредитование Ощадбанком «Нафтогаза»). Кроме того, после начала финансового кризиса государство рекапитализировало за счет бюджета три системных банка, однако на данный момент они продолжают находиться в чрезвычайно бедственном финансовом положении.
Поэтому, согласно меморандуму между Украиной и МВФ, украинская сторона обязуется обеспечить прозрачную деятельность госбанков: проведение due diligence операций Укрэксимбанка и Ощадбанка, четкое определение стратегии развития трех рекапитализированных банков.
Особняком стоит вопрос о банке «Надра». МВФ и Всемирный банк продолжают настаивать на скорейшем решении этой проблемы с наименьшими потерями для бюджета — или банк будет рекапитализирован за средства частного инвестора, или он должен быть ликвидирован. Причем необходимым условием для частного инвестора является его обязательство до конца текущего года полностью рекапитализировать банк «путем внесения наличных наперед».
Безусловно, можно долго спорить о том, являются ли предложенные меры оптимальными, и есть ли другие, менее болезненные, пути реформирования экономики Украины. Однако, на наш взгляд, программа в ее нынешнем виде имеет право на жизнь, и имплементация всех мер, предусмотренных соглашением, будет однозначно способствовать улучшению долгосрочных перспектив страны.
Тем не менее на повестке дня остается вопрос, способна ли украинская сторона обеспечить своевременное выполнение всех условий. Особенно принимая во внимание жесткость и непопулярность многих мер. Опыт отношений Украины и МВФ особого оптимизма не вызывает: из семи программ сотрудничества, подписанных за последние 16 лет, лишь две были выполнены в полном объеме и без задержек. Поэтому, безусловно, риски имплементации обязательств, изложенных в письме о намерениях украинской стороны, выглядят достаточно высокими.
Единственное, что можно сказать более-менее уверенно, — украинской стороне вряд ли стоит рассчитывать на значительное смягчение позиций фонда в процессе выполнения программы. Да, в прошлом году правительству Тимошенко удавалось в течение какого-то времени получать достаточно весомые поблажки, играя на том, что Украина — слишком важная для МВФ страна, и развал программы негативно скажется на ситуации в других странах — реципиентах его средств (Венгрия, Латвия и т.д.). Теперь же ситуация изменилась, и жесткая линия МВФ по отношению к Румынии и Венгрии лишь доказывает это. В условиях, когда многие европейские страны принимают жесткие фискальные меры по сокращению бюджетного дефицита для получения финансовой помощи от МВФ и ЕС, фонд не намерен делать исключения для кого-либо.