Некачественный бизнес

27 января, 2017, 23:01 Распечатать

Зациклившись на продукции, регламентах и стандартах, а также на дерегуляции бизнеса, украинская власть не уделяет внимания вопросам делового совершенства предприятий, от которого в конечном итоге зависит эффективность национальной экономики. 

Или доступно об одной системной проблеме  и ее последствиях для украинской экономики.

Представьте, что по какой-то причине к вам обратились с предложением заменить действующего чемпиона мира по боксу в предстоящем поединке за этот титул. При этом вам пообещали передать все атрибуты, сопутствующие успеху чемпиона в боксе, а также заоблачное вознаграждение. Если вы, соблазнившись, все-таки вышли на ринг, то предстоящий результат боя очевиден. Ведь даже самых лучших сопутствующих внешних атрибутов и мотиваций еще недостаточно для того, чтобы добиться победы на ринге; главное — это ваши личные качества. В бизнесе ситуация аналогичная: одни лишь благоприятные условия не обеспечат успех компаниям на глобальном насыщенном рынке, если они сами не обладают необходимыми для этого качествами.

В одном государственном документе написано: "Правительство Украины признает чрезвычайную сложность вызовов, стоящих перед экономикой страны и предприятиями, и стремится сделать все для развития сильного и конкурентоспособного сектора МСП в будущем". Я — за, и двумя руками! Но почему же высокопоставленные чиновники украинской власти продолжают утверждать, что их задача только "разрегулировать" бизнес, а остальное — это дело самих украинских предпринимателей: "Пусть конкурируют между собой — кто сильнее, тот и выживет". Почему они не принимают во внимание, что конкурировать украинским компаниям придется не столько между собой, сколько с более совершенными зарубежными конкурентами, защищая в частности от их "оккупации" внутренний рынок Украины? Чтобы разобраться в происходящем, попытаемся ответить на ряд вопросов.

Почему проблема конкурентоспособности стала для Украины такой актуальной именно в последнее время?

Украинская экономика более 70 лет формировалась в условиях тоталитарного режима и тотального дефицита. Это сказалось на деловой культуре всех ее звеньев, для которой характерны: низкое качество продукции при ее высокой себестоимости, низкая производительность труда, экологическая небрежность, необязательность в деловых отношениях и т.п. В то же время в развитом мире жесткая борьба за потребителей побуждает компании непрерывно и системно совершенствоваться, чтобы не быть вытесненными с рынка. В гонке за конкурентоспособность компании стремятся обойти друг друга в части удовлетворения потребителей, улучшения условий для сотрудников, социально ответственного отношения к обществу и, конечно же, создания и применения у себя совершенных систем управления (менеджмента).

После развала Союза Украина очень быстро перескочила из дефицитного в насыщенный рынок. Однако сохранение масштабного российского рынка, развивавшегося по подобию украинского, позволило ей почти четверть века игнорировать необходимость фундаментальных изменений, продиктованных новыми для нее глобальными вызовами. Это и предопределило сегодняшнее многократное отставание украинской экономики от уровня развитых стран. Смена в 2014 г. российского рынка на европейский обнажила проблему и поставила правительство Украины перед необходимостью безотлагательного принятия мер для существенного повышения конкурентоспособности экономики.

Почему экономика не станет конкурентоспособной без повышения конкурентоспособности отдельных предприятий?

Рассмотрим еще один пример из области спорта. Проводятся командные соревнования, например, по борьбе. От чего здесь зависит успех команды? Думаю, каждому понятно — исключительно от результатов ее членов, которые по очереди выходят на ковер. Одни из них выигрывают, другие проигрывают. И в конечном итоге определяются места их команд в соответствующем рейтинге. Аналогично обстоит дело и с национальными экономиками. Только здесь рабочими штыками являются предприниматели. Именно они, проигрывая или выигрывая на ринге (рынке), определяют в конечном итоге состояние и рейтинги национальных экономик.

Что же в этом плане характерно для основной массы производителей Украины? Их конкурентоспособность критично низкая: по экспертным оценкам, по отношению к мировым лидерам они имеют производительность ниже до десяти раз, дефектность выше до 1000 раз и в разы выше себестоимость продукции. А в части уровня делового совершенства (в соответствии со 1000-балльной шкалой, принятой в мире) в разы отстают от европейских компаний. И нужно признать, что украинская экономика не имеет шансов на процветание без существенного повышения конкурентоспособности большинства своих предприятий.

Почему недостаточно улучшить только бизнес-климат?

Уже столько сказано-переговорено, что на развитие бизнеса и его конкурентоспособность в Украине негативно влияют: коррупция, чрезмерное регулирование, враждебные налоговая и банковская системы и т.п. Однако в последние годы дискуссии в части улучшения бизнес-климата значительно обострились. И сегодня уже можно утверждать, что здесь начали просматриваться позитивные перспективы: принимаются законы по борьбе с коррупцией, разрегулированию бизнеса, упорядочению налоговой системы и проч. (правда, не без содействия со стороны США и ЕС).

Власть, да и общество в целом надеются, что улучшение бизнес-климата обеспечит Украине развитие бизнеса и повышение конкурентоспособности отечественных предприятий. И это логично. Однако таким путем конкурентоспособность компаний может быть поднята не выше уровня, который обеспечивается их реальным деловым совершенством. Существующий уровень которого у преобладающего большинства украинских компаний, как было замечено ранее, критически низкий.

Могут ли украинские предприниматели успешно конкурировать в условиях глобального рынка самостоятельно?

В природе живые организмы существуют в привычных для них условиях. Если эти условия изменяются, они вынуждены успеть приспособиться к изменениям либо вымирают, как динозавры или мамонты. Аналогично и в бизнесе. Украинские предприятия могут исчезнуть, уступив место инофирмам, если не успеют адаптироваться к новым условиям насыщенного рынка. А для этого они должны, прежде всего, понимать, что происходит на насыщенном рынке и что собой представляют их конкуренты.

На основе исследования успешных европейских организаций Европейский фонд менеджмента качества (EFQM) сформулировал концепции совершенства: лидерство через видение, вдохновение и честность; достижение успеха через таланты людей; добавление ценности для потребителей; построение устойчивого будущего; развитие организационных способностей; использование творчества и инноваций; адаптивное управление; устойчивое достижение выдающихся результатов. По сути это критерии деловой культуры организаций в современной Европе. Каждая концепция обеспечена хорошими деловыми практиками. На основе концепций разработана Модель совершенства (идеальной организации), позволяющая сравнить с ней любую реальную компанию и разработать программу усовершенствования на обозримый период. Использование этих концепций и модели может быть весьма полезным для украинских компаний.

В последние десятилетия также принят ряд международных стандартов на локальные целевые системы менеджмента, отражающие интересы различных заинтересованных сторон. Это ISO 9000 на системы менеджмента качества (потребители), ISO 14000 на экологический менеджмент (общество), OHSAS 18000 на менеджмент профессиональной безопасности (работники) и т.п. Осмысленное использование этих стандартов для совершенствования целостных систем менеджмента также может способствовать некоторому повышению конкурентоспособности украинских компаний.

В Украине есть позитивные примеры повышения конкурентоспособности на основе использования современных европейских подходов и практик. Так, более 50 компаний отмечены сертификатами EFQM "Признанное совершенство", 30 — являются обладателями Награды за совершенство Центральной и Восточной Европы и т.п. Однако это характерно только для незначительной части украинского бизнеса. Что же касается большинства, то существуют большие сомнения, что они успеют измениться самостоятельно, без поддержки со стороны государства — осталось слишком мало времени, а проблем накопилось весьма много.

Какие проблемы мешают украинскому бизнесу сохранить место на глобальном рынке?

Прежде всего, это неадекватное понимание современных процессов, происходящих в мире в сфере качества, делового совершенства и системного менеджмента. Руководители и специалисты компаний за весь период независимости Украины получали, как правило, неверные установки при обучении и дальнейшем освоении бизнеса. Их приучили к тому, что технические регламенты — это основа конкурентоспособности, в то время как они к ней вообще не имеют отношения. Стандарты, даже если они гармонизированы с европейскими, не гарантируют конкурентоспособность на европейском рынке, устанавливая только минимальные для него требования. А конкурентная борьба на насыщенных рынках ведется на уровне, превышающем нормы стандартов. Главное для успешной конкуренции — это продукция и ее качество; но, помимо качества, также важны и другие показатели: себестоимость, производительность и пр. А приведение системы управления качеством в соответствие со стандартом ISO 9001 — это только первые из многих необходимых шагов для обеспечения конкурентоспособности.

В результате неверного понимания сути совершенствования и стандартов на целевые системы менеджмента их внедрение в Украине проводят, как правило, формально, часто только имитируя совершенствование. Из-за чего реальная эффективность предприятий не повышается, а в обществе формируется устойчивое негативное отношение как к стандартам, так и к системам менеджмента в целом.

Все это усугубляется четвертой промышленной революцией (индустрия 4.0), в результате которой конкурировать на глобальном рынке станет еще сложнее. Также нужно понимать, что у развитых стран было достаточно времени для постепенного естественного отбора продвинутых компаний и доведения делового совершенства экономик до уровня, способного обеспечить им высокий удельный вес ВНД и достойный уровень жизни. Тогда как для Украины этот подъем нужно осуществить в сжатые сроки и в условиях заметного преимущества конкурентов. А для совершенствования компаниям необходимо овладеть принципиально новыми знаниями и кардинально измениться, что невозможно сделать достаточно быстро.

Почему у украинских топ-чиновников нет адекватного понимания происходящего?

Что говорить о топ-чиновниках в целом, если даже руководители Минэкономразвития, органа власти, по определению призванного являться главным эпицентром формирования политики развития конкурентоспособной экономики, неправильно сориентированы в этих вопросах. В их сознании до сих пор главными факторами развития экономики и бизнеса остаются: продукция, регламенты и стандарты. И они уверены, что если к этому добавить еще и дерегуляцию бизнеса, то все в национальной экономике станет хорошо. То есть они до сих пор не осознали, что сегодня конкуренция компаний и экономик в мире ведется уже на уровне систем менеджмента, а не продукции. И именно совершенствованию менеджмента нужно уделять особое внимание. Но, сформировавшись в условиях тотального дефицита, в Украине практически никогда не уделяли внимания развитию менеджмента, ориентированного на насыщенный рынок. Поэтому понять новые парадигмы бизнеса у чиновников пока не совсем получается. И они продолжают плодить неадекватные государственные решения, дезориентирующие как власть, так и бизнес. Руководители Минэкономразвития, не различая "регулирование" (в сфере безопасности) и "содействие" (в сфере развития), все поступающие обращения по вопросам содействия украинским компаниям в совершенствовании до настоящего времени продолжают направлять для принятия решений в свой департамент технического регулирования, в котором нет ни функций, ни специалистов в этой области. В результате и дезориентированные собственники, и руководители украинских компаний неправильно понимают, что происходит на глобальном рынке, как нужно изменяться, чтобы не быть застигнутыми врасплох.

Другим эпицентром, но уже в части формирования политики улучшения качества и повышения эффективности работы госорганов управления, по определению является Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы. Но, как и в Минэкономразвития, руководители этого ведомства считают, что это не их вопросы. А отсюда и низкое качество управления в большинстве центральных и местных органов власти.

Какие могут быть последствия?

Самые печальные. Украинский рынок тотально могут оккупировать инофирмы, их продукция и услуги. Но многие украинские топ-чиновники до сих пор убеждены, что содействие предприятиям в совершенствовании — это задача не государственная. В связи с этим хочется задать им несколько вопросов.

Если они убеждены, что деловое совершенство, а соответственно, и конкурентоспособность отечественного бизнеса — это проблемы только самих предпринимателей, тогда зачем же при скудном госбюджете в Украине расходуется столько средств на решение задач, направленных на частичное обеспечение все тех же совершенства и конкурентоспособности. Для чего тратятся государственные деньги на внедрение международных стандартов на целевые системы менеджмента, на разработку технических регламентов, соответствующих европейским директивам, и государственных стандартов, гармонизированных с европейскими стандартами? Ведь решение этих локальных задач все равно не спасет большинство украинских предприятий, не решит проблемы их конкурентоспособности, не защитит отечественный рынок от тотального завоевания продвинутыми зарубежными компаниями.

Также не понятно, для чего тогда нести затраты на развитие экспорта продукции? На стратегию развития МСП Украины до 2020 г.? И не являются ли бессмысленными расходы, связанные с дерегуляцией? Ведь при низком уровне совершенства большинства отечественных предприятий разрегулирование бизнеса, как и снижение уровня коррупции будут служить преимущественно продвинутым зарубежным компаниям, которые при благоприятных условиях вытеснят украинских производителей и заполнят наш рынок.

Ведь можно, не тратя украинские деньги на регламенты, стандарты и прочее, просто пригласить в Украину продвинутые зарубежные компании и сдать им отечественный рынок. И пусть они работают по своим регламентам и стандартам, удовлетворяя украинских потребителей, обеспечивая работой украинских граждан и зарабатывая прибыль своим собственникам. Зачем же транжирить государственные деньги, которых и так не хватает? А далее, по аналогии, можно вместо украинских органов управления пригласить аналогичные зарубежные институты власти, заменить украинские искусство и язык на иностранные… Только причем тогда Украина? Это уже будет просто территория, придаток развитых стран. Думаю, что украинский народ желает не такого будущего.

Украина, как и любое другое уважающее себя государство, нуждается в аутентичности, в наличии национальных культуры и языка, профессиональной проукраинской власти и совершенных производителей, способных удовлетворять потребителей и на равных конкурировать с зарубежными компаниями как на своем внутреннем, так и на внешних рынках.

Как связаны деловое совершенство компаний и бизнес-среда их функционирования, и что из этого следует?

В развитых государствах благоприятная конкурентная среда формировалась изначально при поддержке властей, которые понимали, что от эффективности бизнеса зависят и процветание страны, и отношение общества к власти. Одновременно в условиях насыщенного рынка и конкуренции постоянно совершенствовались и сами компании.

В Украине же после обретения независимости, с одной стороны, не было опыта создания благоприятной бизнес-среды и соответствующих специалистов, а с другой — решения принимались в духе "эры перераспределения ресурсов". Поэтому в стране был сформирован агрессивный бизнес-климат. А преобладающее большинство компаний так и остались несовершенными. Реального их совершенствования, достаточного для сохранения на глобальном рынке, не было предусмотрено ни одной из сторон.

В 2014 г., приняв европейский путь развития, Украина (особенно в условиях войны с Россией) стала остро нуждаться во внешней политической и финансовой поддержке, прежде всего, со стороны ЕС и США. Но в чем могли быть заинтересованы наши внешние партнеры? В том, чтобы вырастить для себя конкурентов? Конечно, нет — это было бы неестественно. Их интересы, прежде всего: распространение своего влияния, получение во владение земли, расширение рынка сбыта, приобретение сырья, использование относительно недорогой квалифицированной рабочей силы и т.п. На что зарубежные партнеры выделяли и продолжают выделять Украине деньги? На совершенствование и повышение конкурентоспособности украинских предприятий? Нет. В первую очередь, на проведение реформ и приведение бизнес-среды в соответствие с принятой у них практикой. Ведь в Украине уже работают филиалы и дочерние предприятия инофирм, на наш рынок готовы прийти еще многие другие зарубежные компании. Но существующие здесь неблагоприятные условия им, увы, не подходят. В таких условиях может функционировать только приспособленный отечественный бизнес — ему деться некуда. В части улучшения бизнес-климата интересы украинского и иноземного бизнесов совпали: ведь украинские предприниматели тоже хотят работать в нормальных условиях. Однако нужно понимать, что, создав в Украине благоприятный бизнес-климат и не обеспечив при этом рост делового совершенства здешних предприятий, мы рискуем, что инофирмы без особого труда вытеснят украинских конкурентов с их собственного рынка.

Что нужно сделать?

Вопросы содействия развитию в Украине массового движения за деловое совершенство и качество должны найти отражение в государственной стратегии развития. А одной из главных должна стать реформа, направленная на изменение нашего сознания и повышение уровня делового совершенства отечественных предприятий, организаций и учреждений.

Готова ли к этому Украина?

Да, вполне. В стране уже накоплен опыт организации совершенствования отечественных компаний. Получены полномочия от EFQM на проведение оценивания компаний и подтверждение их уровней совершенства, вплоть до выдачи сертификата EFQM "Признанное совершенство". Подготовлены эксперты, получившие европейское признание. Отработаны технологии сопровождения предприятий в целях их совершенствования и оценивания. И подготовлены предприятия, способные быть образцами для подражания. Для широкомасштабного распространения этого опыта нужны только понимание и политическая воля первых лиц государства.

Резюме

Зациклившись на продукции, регламентах и стандартах, а также на дерегуляции бизнеса, украинская власть не уделяет внимания вопросам делового совершенства предприятий, от которого в конечном итоге зависит эффективность национальной экономики. Чтобы Украина сохранила независимость, она должна стать сильной страной, изменив свою деловую культуру, сконцентрировавшись на совершенстве, как в свое время это сделали Япония, Германия и ряд других развитых государств. И хочется верить: то, что происходит в экономике Украины, — это результат только некомпетентности, а не преднамеренного умысла, договоренностей и расчета.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 53
  • Larisa  Antonyuk Larisa Antonyuk 8 лютого, 02:53 Актуальність статті Калити П.Я.обумовлена такими обставинами.По–перше, інтеграція України у світове господарство відбувається з негативними наслідками та величезними ризиками. Якісні зміни у конкурентному середовищі зумовлюють необхідність пошуку ефективних шляхів досягнення національними товаровиробниками високого конкурентного статусу.По–друге, практика свідчить про те, що більшість вітчизняних суб’єктів господарювання виявились неконкурентоспроможними на світових ринках, а також можуть втратити конкурентні позиції і на внутрішньому ринку. Конкурентоспроможність стала універсальною вимогою,що пред’являється відкритою економікою будь-якому економічному суб’єктові. У Київському національному економічному університеті спільно з Асоціацією якості впроваджено дисципліну "Управління діловою досконалістю" на магістерській програмі "Управління міжнародною конкурентоспроможністю" з метою надати випускникам практичних компетенцій щодо питань, які системно розглянуті в цій статті. Дякуємо! согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно