Мораторий на продажу земли: временно-постоянное топтание в тупиках недоразвития

30 ноября, 20:05 Распечатать Выпуск №46, 1 декабря-7 декабря

До конца 2018 года Верховная Рада Украины должна или отменить, или продлить мораторий. 

Но за 16 лет власть так и не смогла создать необходимые условия для цивилизованного рынка сельскохозяйственной земли.

Сторонники и противники

Одной из наиболее острых и дискуссионных проблем общества является сегодня целесообразность снятия моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения, действующего уже 16 лет. Большая часть общества в принципе не отрицает целесообразность его прекращения, но в перспективе. Хотя есть и те, кто категорически против необходимости разрешить продажу земли. Однако в юридических реалиях в ближайшее время мораторий, очевидно, в который раз будет продлен еще на некоторый период, поскольку сторонники и противники никак не могут прийти к согласию.

Требование о необходимости отмены моратория на продажу сельхозземель часто звучит в настойчивых пожеланиях кредиторов и заявлениях международных партнеров. В частности, оно является важной предпосылкой сотрудничества с МВФ, от которого в современных сложных условиях трудно отказаться. В Соглашении об ассоциации Украины с ЕС нет прямых обязательств по снятию этого моратория, но в нем идет речь о равном движении товаров (то есть и земли).

Однако внутри страны пока нет единства по поводу путей решения этого вопроса. По мнению многих отечественных специалистов, мораторий не только является существенным препятствием для иностранных инвестиций, но и сдерживает развитие отечественного бизнеса. Аргументом сторонников снятия моратория является также то, что это могло бы решить и ряд социальных проблем населения, особенно в сельской местности. Интересно, что представители крупного бизнеса здесь разделились на два лагеря: одни поддерживают, а другие, скорее, против снятия моратория.

Вместе с тем ряд политиков, специалистов, да и просто рядовых граждан выступают категорически против открытия рынка земли. Недавно проведенный опрос свидетельствует, что 2/3 украинцев сейчас против продажи земли. Прежде всего это касается небольших и средних предприятий, в том числе фермеров. Их сомнения подкрепляются неединичными фактами негативного опыта проведения приватизации государственных предприятий. Известно, что большинство населения по итогам ваучерной приватизации осталось обманутым. Из общего пирога люди не получили практически ничего. При этом те, кто скупал ваучеры за бесценок, сформировав крупные пакеты, смогли перепродать их за неплохие деньги.

Кроме того, люди голосуют против, потому что понимают, что в нынешних условиях ни они, ни их дети купить землю не смогут. Если холдинги готовы приобрести все и сейчас без привлечения заемных средств, то у простых крестьян денег на это нет. В условиях постоянного обесценивания национальной валюты и динамичного роста цен на самые необходимые товары население теряет даже то, что было отложено на "черный день". Поэтому бедность подавляющей части населения является серьезным препятствием для становления справедливого рынка земельных ресурсов. Следовательно, из-за разочарования и бедности очень непросто найти среди широких слоев населения сторонников распродажи земли. Также значительная часть населения считает недопустимым торговать землей во время агрессии России в Украине.

Что касается тех, кто разбирается в вопросе более детально, то они утверждают, что сначала необходимо создать определенные предпосылки для цивилизованного рынка земли. Они считают, что в первую очередь нужно утвердить нормативную базу для осуществления этого непростого процесса, а только потом на этой базе проводить распродажу национального богатства. Ведь общеизвестно, что в Украине прекрасные плодородные земли, которые в сочетании с уникальными природными условиями могли бы обеспечить безбедную жизнь не только тем, кто работает в сельхозпроизводстве, но и всей стране. У нас 35,9 млн га сельхозугодий, в том числе высококачественных черноземов. Это больше, чем в какой-либо другой стране Европы. Бездумно разбазарить это бесценное сокровище было бы преступлением против народа, находящегося сейчас в очень затруднительном положении.

Есть также прослойка агропредпринимателей, которые отрицают необходимость снятия моратория, исходя не из патриотических соображений, а из собственных меркантильных интересов. Они построили свой бизнес, используя за относительно небольшую арендную плату земельные паи, которые сельское население получило от государства в результате процесса разгосударствления земли согласно указу президента Украины от 8 августа 1995 г. "О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям".

Однако после снятия моратория, при появлении возможности получать за свою землю большие средства, крестьяне, очевидно, будут инициировать расторжение соглашений об аренде, что крайне невыгодно арендаторам, неплохо на этом зарабатывающим. Поэтому лоббисты таких арендаторов несколько раз пытались внести законодательные поправки с целью установления минимального срока аренды 10–15 лет. Когда это не вышло сделать, прибегли к ухищрениям, спрятав в Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуляция)" поправку к Земельному кодексу Украины (ЗКУ) об установлении минимального срока аренды в семь лет, а максимального — в 50 лет (ст. 93). Поскольку далеко не все депутаты в состоянии прочитать закон, где объединяются поправки к большому числу других законов, то большинство просто не обратило внимания на подобный нюанс. Закон был проголосован 12 февраля 2015 г.

Теперь, ссылаясь на эти цифры в кодексе, некоторые арендаторы обманывают крестьян, убеждая их подписывать договоры аренды сроком даже не на 7, а на 49 лет, да еще и часто со своим первоочередным правом покупки арендованной земли. То есть практически на всю жизнь. А крестьяне в свою очередь стали отказываться от заключения договоров. Такие непродуманные партнерские отношения не только спровоцировали беззащитность их самих, но и привели к рейдерским атакам на арендаторов. Это называется "обманули сами себя".

Угроза дальнейшей монополизации

В идеале землей должны владеть именно те, кто на ней работает. Открытие цивилизованного рынка земли, создание соответствующей инфраструктуры и других необходимых условий может дать мощный толчок развитию малого и среднего предпринимательства в селе. В ином случае нынешние бедные собственники земли будут просто отдавать свое единственное богатство за бесценок. А богатые отечественные агрохолдинги и иностранные компании скупят ее в больших размерах. Что, собственно, постепенно и происходит. В высокомонополизированной стране это представляет значительную угрозу экономической безопасности.

Аграрные монстры и сейчас не всегда работают на благо страны. Из-за злоупотребления экономической и политической властью они создают серьезные проблемы мелким и средним агропроизводителям, которые, не имея выбора, вынуждены идти на разные уступки и терять свои тяжело заработанные средства при закупке у монополистов средств производства и попытках реализовать свою продукцию. По свидетельству специалистов, уже сейчас аграрный рынок теряет свыше 30% прибыли из-за злоупотреблений монополистов и картельных сговоров. Досадно, что государство не только не прекращает эти нарушения, но и поддерживает монополистов-олигархов вместо того, чтобы демонополизировать аграрные рынки. Неединичными являются факты, когда приближенные к власти агромонстры получают огромные средства при распределении государственной помощи на развитие фермерства. Очевидно, потребуются серьезные упреждающие меры, чтобы не создать монополию на рынке земли и обеспечить демонополизацию сельхозпроизводства.

Но на сегодняшний день существует большая угроза дальнейшей монополизации. Крупные агропредприниматели с достаточными средствами для приобретения сельхозугодий чрезвычайно заинтересованы в немедленном снятии моратория и создании законодательства без серьезных ограничений по площади земли в расчете на одного покупателя, как это хочет сделать правительство. В ВРУ даже подан законопроект, позволяющий одному физическому лицу владеть земельными участками сельхозназначения общей площадью до 500 га. А юридическому лицу предлагают разрешить аккумулировать до трети земли на территории определенной громады или района.

Если предположить, что аналогичные ограничения будут действовать и на большей территории, то два-три юридических лица могут официально стать владельцами почти всех сельхозугодий. Так что в этом случае останется делать мелким и средним агропроизводителям? Понятно, что этого допустить нельзя. Без ограничений концентрации земель структура рынка может быстро измениться. Агрохолдинги скупят огромные угодья и, используя технологические преимущества, не будут заинтересованы привлекать такое количество рабочей силы, которое бы обеспечило всех крестьян работой.

Для недопущения хаоса в основу правительственной концепции рынка земли закладывается ориентир на мелких и средних агропроизводителей. Предлагается ввести предельный размер владения — не более 200 га в одни руки. То есть семья из четырех человек сможет создать фермерское хозяйство с земельным банком в 800 га, чего более чем достаточно для эффективного хозяйствования.

Кроме правительства, своя позиция есть и у аграрного комитета Верховной Рады. С учетом предложений Института аграрной экономики, USAID, Всемирного банка и других специалистов он разработал проект "Концепции обращения земель сельскохозяйственного назначения", где предусмотрен максимальный размер земельных участков для физических лиц — граждан Украины до 200 га, а юридическим лицам с учетом отношений контроля можно будет владеть (иметь в собственности) не более чем 30% сельхозземель района, или 10 тыс. га в пределах одного района; или 2% сельхозземель области, или 40 тыс. га в пределах одной области; или 0,5% с/х земель Украины. При этом отмечается, что такие ограничения не распространяются на площадь земель, находящихся в аренде юридических лиц и уже ими обрабатываемых.

Трудно утверждать, что предложенные ограничения станут предохранителями создания земельных монополий. Учитывая, что эти правила отталкиваются от состояния нынешней структуры владения землей с учетом участков, уже находящихся в аренде, то можно предвидеть, что мощные латифундисты, арендующие сегодня значительные массивы сельхозугодий, смогут сохранить и даже усилить свое монопольное положение на агропромышленных товарных рынках.

Что нужно сделать

Специалисты аграрного рынка подчеркивают, что для справедливой распродажи земли необходимо провести огромную подготовительную работу. Основными предпосылками для создания цивилизованного рынка земли и эффективного, высококонкурентного сельхозпроизводства называют завершение инвентаризации сельхозугодий, устранение недостатков кадастровой оценки земли, своевременное обновление Государственного земельного кадастра и государственных реестров.

Не менее важно и создание финансово-кредитного учреждения для обеспечения возможности получить льготный ипотечный кредит на приобретение земли теми, у кого есть желание на ней работать. Специалисты считают, что кредит должен предоставляться под 1—2% на 40 лет. Понятно, что в нынешних затруднительных условиях это можно сделать только с помощью международного сообщества, которое, кстати, выражает значительную заинтересованность в открытии цивилизованного рынка земли в Украине.

Кроме проблем существенного улучшения информационных ресурсов по земле и доступному кредитованию, государство должно навести порядок в вопросах защиты прав собственности и в правоохранительной системе. Важно обеспечить малых и средних производителей техникой, минудобрениями, юридическими услугами, возможностью обучения и т.п. Но самым главным условием снятия моратория на продажу земли является принятие и дальнейшее четкое выполнение соответствующего законодательства. Внимание нужно уделить улучшению контроля над соблюдением требований конкурентного законодательства, невыполнение которого уже привело к сплошной монополизации экономики. Опыт свидетельствует, что не допустить монополизацию значительно дешевле для общества, чем потом бороться с ужасными проявлениями злоупотреблений монополистов.

Итак, дело создания цивилизованного рынка земли чрезвычайно сложное, поэтому не может осуществляться в спешке. Нужно тщательно просчитать все моменты, изучить опыт стран, имеющих успешную практику реализации этих вопросов. С другой стороны, нельзя и медлить, потому что нерешение этой сложной проблемы уже приводит к существенным негативным последствиям для сельхозпроизводства и экономики страны в целом. Некоторые специалисты утверждают, что за предыдущие три года рентабельность сельского хозяйства в Украине уменьшилась в 3–4 раза. И уже в ближайшее время прибыльность агробизнеса в Украине может снизиться еще на 5–10%. Ухудшается и ряд показателей эффективности экономики в целом.

Сложность перечисленных проблем, а с другой стороны, продолжительные дискуссии и несогласованность позиций сторонников и противников снятия моратория являются причинами того, что серьезная народнохозяйственная проблема не решается уже долгое время. Хотя справедливости ради надо подчеркнуть, что хоть и медленно, но постепенно дело движется. Значительная часть этой тяжелой работы на самом деле уже сделана.

Согласно "Методике нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов" (постановление КМУ от 23 марта 1995 г. №213) регулярно проводится денежная оценка сельхозугодий. Последнее такое постановление "О проведении общенациональной (всеукраинской) нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и внесении изменений в некоторые постановления КМУ" правительство утвердило 7 февраля 2018 г. под №105. Теперь выписку из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка граждане уже могут получить в центрах предоставления административных услуг при местных государственных администрациях и органах местного самоуправления.

Кроме того, с информацией о нормативной денежной оценке земель населенных пунктов по состоянию на 1 октября 2018 г. можно ознакомиться на сайте Госгеокадастра. 8 октября 2018 г. Госгеокадастр также презентовал в офисе Представительства Всемирного банка в Украине вторую волну мониторинга земельных отношений (2016—2017 гг.) и второй статистический ежегодник по этим вопросам. Мониторинг представляет собой платформу, на которой обобщена информация о владении, пользовании и распоряжении земельными участками. Исследование аккумулировало данные шести ведомств: Госгеокадастра, Минюста, Государственной фискальной службы, Госстата, Госводагентства, Государственной судебной администрации. Первый мониторинг земельных отношений на основе данных 2014—2015 гг. был обнародован в сентябре 2015 г. 

Некоторое движение есть и по другим направлениям. Вместе с тем следует все же подчеркнуть, что о необходимости осуществления всех этих мероприятий специалисты говорят уже 16 лет, но дело продвигается очень медленно. Особенно остро стоит вопрос ускорения разработки и принятия законодательного поля.

Проблемы законотворчества

Мораторий на продажу земли вступил в силу с 1 января 2002 г. Статьей 90 ЗКУ было установлено, что владельцы земельных участков имеют право продавать или другим путем отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство.

А в заключительных положениях ЗКУ (п. 4) Кабмину была определена задача в шестимесячный срок подготовить изменения в законодательные акты, а также разработать в частности проекты законов о землеустройстве, о государственном земельном кадастре, об оценке земель, об охране земель, о размежевании земель права государственной и коммунальной собственности, об определении правовых оснований изъятия земель права частной собственности и т.п. Должны были подготовить и ряд других нормативно-правовых актов и осуществить соответствующие организационные мероприятия по этим вопросам.

Вместе с тем в переходные положения внесли требование о том, что лица, имеющие в собственности земельные участки для ведения товарного сельхозпроизводства, а также владельцы земельных паев не имеют права до 1 января 2005 г. их продавать или другим образом отчуждать. Запретили также вносить права на земельный пай в уставные фонды хозяйственных обществ (п. 14, 15).

Таким образом, с целью создания законодательной основы планировалось установить запрет на три года. Но этого времени не хватило, поэтому Законом "О внесении изменений в Земельный кодекс Украины 06.10.2004 №2059-IV" запрет продлили до 1 января 2007 г., а потом продлевали еще многократно (в 2006, 2008, 2010, 2011, 2012, 2015, 2016, 2017 г.).

За время, прошедшее после введения в действие Земельного кодекса, был принят целый ряд законов, направленных на обеспечение земельной реформы. Это, в частности, законы "О землеустройстве", "О Государственном земельном кадастре", "Об оценке земель", "Об охране земель", "О размежевании земель государственной и коммунальной собственности", "Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости", "О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков владельцам земельных долей (паев)", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно решения вопроса коллективной собственности на землю, усовершенствования правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предупреждения рейдерства и стимулирования орошения в Украине".

В последний раз к вопросу моратория возвращались в прошлом году. По представлению группы депутатов 7 декабря 2017 г. был принят Закон "О внесении изменений в раздел Х "Переходные положения" Земельного кодекса Украины относительно продления запрета отчуждения сельскохозяйственных земель". Им срок запрета был продлен до 1 января 2019 г., а также поручено КМУ до 1 июля 2018 г. разработать и внести на рассмотрение ВРУ проект закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Здесь можно также отметить, что для рассмотрения этого вопроса было подано еще пять альтернативных депутатских законопроектов. В частности, среди них законопроект №7350-3, одним из авторов которого является Ю.Тимошенко, предлагавшая продлить мораторий до 1 января 2023 г. Она обосновывала это требование результатами опроса населения и тем, что необходимые меры по внедрению цивилизованного рынка земли так и не были завершены. Но ВР отклонила это предложение.

На данный момент правительство еще не смогло подготовить проект закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и провести надлежащую разъяснительную информационную кампанию. Поэтому правительственный законопроект пока не подан. Вместе с тем на сайте ВРУ есть два депутатских проекта, поданных еще в 2016 г. членами фракции БПП. Это законопроект №5535, авторами которого являются депутаты А.Мушак, П.Ризаненко и С.Хлань, а также №5535-1, внесенный депутатом А.Корнацким.

По мнению специалистов, принятие хотя бы одного из законопроектов, в том числе правительственного, довольно сомнительно. Голоса могут не найти из-за того, что в правительственной версии планируется установить ограничения, которые не устраивают представителей крупного аграрного бизнеса. Поэтому депутаты, лоббирующие их интересы, не будут голосовать. А вероятность того, что депутаты поддержат альтернативный документ, тоже достаточно низкая. В период предвыборной кампании вообще рискованно голосовать за идею продажи земли, которую по состоянию на 2 ноября 2018 г. не поддерживают 72% избирателей.

"Серый" рынок земли

Пока власть имущие пытаются справиться с проблемами обеспечения процессов справедливой продажи земли, реально она уже продается почти свободно. В Интернете есть множество объявлений о продаже земли сельхозназначения по всей Украине. Как утверждают юристы, запрещено продавать только земельные участки, полученные владельцами сертификатов на право на земельную долю (пай) за счет паевания земель коллективной собственности. Вместе с тем на земельные участки, полученные в соответствии с ч. 6–9 ст. 118 ЗКУ, то есть в порядке бесплатной приватизации гражданами с целевым назначением "для ведения садоводства" и "для ведения личного крестьянского хозяйства", мораторий не распространяется.

Но практика свидетельствует, что продаются и распаеванные земли. Хитрые дельцы используют различные схемы продажи. Самые распространенные из них: заключение договора аренды земли сроком на 49 лет с уплатой всей суммы наперед; оформление фиктивных договоров займа и взыскание несуществующей задолженности путем иска в суд с оплатой в счет долга земельным участком; продление через суд срока принятия наследства на земельный участок умершего лица и оформление наследниками отказа от принятия наследства в пользу покупателя. В результате применения таких схем продавцы земли не получают реальную цену. Особенно страдают старики и другие социально незащищенные люди.

А арендаторы часто страдают от рейдерских захватов земли. Здесь также существует много разных схем. Это происходит, в частности, когда предприниматели своевременно не следят за пролонгацией договоров аренды, не интересуются единым государственным реестром судебных решений относительно должников, не проводят инвентаризацию имущества, в том числе собранных урожаев и техники, своевременно не обращаются к правоохранителям и юристам в случае наименьших проявлений рейдерства. И когда за спиной этих предпринимателей рейдеры успевают оформить документы на захваченное имущество, то бывает уже слишком поздно. Вернуть утраченное оказывается невозможно. Кроме неумения своевременно ориентироваться в современных условиях нецивилизованного ведения бизнеса, причиной рейдерства часто является то, что нечетко определены границы между участками. Остается много коллизий в действующем законодательстве. Есть также существенные проблемы в организации разного рода бюрократических услуг.

Существуют также хитрые схемы использования земель для застройки, когда изменяют целевое назначение земли сельскохозяйственного назначения, например, на рекреационное, а потом продают для других целей. Все приведенные факты свидетельствуют, что для нарушения моратория на продажу земли изобретаются невероятные пути. Существуют даже специализированные юридические компании, разрабатывающие и сопровождающие такого рода схемы. Понятно, что часто это происходит не без участия органов юстиции и земельных ресурсов.Нередко злоупотребляют своим положением регистраторы и другие обслуживающие структуры. Чиновники берут взятки за выделение земли, оформление договоров, разные другие услуги. Это действительно огромная коррупционная индустрия, которая в условиях несовершенной судебной системы работает практически безнаказанно.

Негативные последствия моратория

Кроме функционирования "серых" схем отчуждения земли, среди угроз, спровоцированных мораторием на ее продажу, можно назвать потенциальную государственную угрозу необходимости огромных выплат заявителям в случае их обращений в международные суды. Если большое количество граждан Украины станет обращаться в них по поводу нарушения своих прав, то в современных затруднительных финансовых условиях государство просто не сможет заплатить необходимые средства. Поэтому продление моратория может нам дорого обойтись. Невыполнение решений этих судов повлечет за собой не только большие санкции, но и негативное отношение к стране.

Таким образом, мораторий не позволяет многим гражданам реализовать конституционные права по распоряжению своей земельной собственностью, а также лишает значительное количество украинцев возможности успешно работать на Родине.

Мораторий значительно сдерживает поступление внешних инвестиций и инвестирование средств собственного населения, которые в условиях несовершенной ситуации на рынке банковских услуг, по прогнозам финансовых экспертов, сейчас достигают огромных размеров. При благоприятных условиях эти средства могли бы не только приносить доход владельцу, но и удовлетворить потребность в кредитных ресурсах тем, кто сейчас хочет, но не может покупать сельхозугодия. Он тормозит развитие аграрного рынка, вызывая обнищание сельского населения.

Если землевладельцы при жизни не смогут продать землю, а наследники не заявят о своих правах на эту землю, то по факту смерти, в соответствии с решением суда, она бесплатно переходит в распоряжение местных органов власти. По данным Всемирного банка, в 2017 г. в Украине насчитывалось 6,5 тыс. земельных участков общей площадью 25,1 тыс. га, признанных выморочным наследством. Известно много фактов, когда земли, владельцы которых умерли, и далее обрабатываются арендаторами нелегально. Это бывает, даже когда действие договора аренды уже закончилось, поскольку по законодательству, когда срок договора истекает, он автоматически продлевается, если владелец за шесть месяцев до окончания не известил о другом. При этом часто арендная плата наследникам владельца не перечисляется.

Иски в суды

В случае снятия моратория готовы продать земельные участки 7—15% человек. По прогнозам отдельных экспертов, цена гектара земли будет колебаться от 500 до 3000 долл. США в зависимости от конкуренции в регионе, качества почв и т.п. Поэтому те, кто в принципе не хочет или просто не может обрабатывать свою землю, а также те, кто хотел бы расширить свои угодья, настаивают на скорейшем снятии моратория. Особенно это касается тех, у кого нет наследников, и они боятся умереть, не воспользовавшись своей собственностью.

Нарушение прав по распоряжению земельной собственностью стимулирует обращение в суды. Так, 17 декабря 2017 г. группа из 55 народных депутатов обратилась в Конституционный суд Украины по вопросу отмены моратория на продажу земель сельхозназначения. Через год (14 февраля 2018 г.) суд принял решение об отказе в открытии конституционного производства в деле об отмене моратория на продажу таких земель. Вскоре (6 сентября 2018 г.) 69 нардепов снова обратились в Конституционный суд с аналогичным представлением. Но Большая палата КСУ уже через два месяца на заседании 1 ноября 2018 г. приняла постановление об отказе в открытии указанного производства.

По этому поводу есть также обращение украинцев в Европейский суд по правам человека о нарушении их прав на собственность. Заявителями были С.Зеленчук (Ивано-Франковск) и В.Цицюра (Тернополь), которые проживали в городе и не хотели заниматься сельским хозяйством. В 2000-м и 2004 г. они получили по наследству небольшие участки сельхозземель, а в 2007-м и 2008 г. — свидетельства о праве собственности. Поскольку возможности продать эти участки не было, их сдали в аренду. Зеленчук получала арендную плату зерном или подсолнечным маслом, а Цицюре арендатор платил от 20 до 36 евро за гектар.

Палата из семи судей ЕСПЧ, рассматривающая это дело, 22 мая 2018 г. единогласно установила нарушение статьи 1 Протокола №1 (защита собственности) Европейской конвенции по правам человека. Суд признал, что заявители пострадали от последствий неспособности органов власти придерживаться своих собственных крайних сроков, а государство не обеспечило справедливый баланс между общими интересами громады и имущественными правами заявителей. Было отмечено, что ни в одной другой стране, входящей в Совет Европы, не было таких запретов. Суд также указал на несоответствие подхода Украины по прекращению моратория, а также на то, что дело касалось общей законодательной ситуации и не ограничивалось только заявителями.

Суд постановил, что Украина должна принять соответствующие законодательные или другие меры по обеспечению справедливого баланса между интересами владельцев сельхозземель и обществом в целом. Суд отметил, что он не требует создания рынка земельных участков сельхозназначения без ограничений, а также что государство вправе выбирать, какие меры необходимо принять.

Вместе с тем суд постановил, что выявление нарушения является достаточной справедливой сатисфакцией любого морального ущерба, и не предоставил возможности денежной компенсации заявителям. Но прозвучало предупреждение, что в случае необоснованной задержки в принятии необходимых мер денежные выплаты могут стать гарантированными. Суд присудил по 3000 евро заявителям для возмещения расходов и затрат, но заметил, что в будущих делах, как правило, не будет присуждать компенсации такого типа.

На протяжении трех месяцев после вынесения постановлений Палаты ЕСПЧ любая из сторон может требовать передачи дела на рассмотрение Большой палаты Суда. То есть у власти Украины было три месяца, чтобы исправить ситуацию, приняв соответствующие законодательные или другие меры. В ином случае она могла обжаловать это решение. Но поскольку эта возможность не была использована, то решение суда 22 августа 2018 г. вступило в силу.

А сейчас уже есть первый прецедент, когда, опираясь на это решение ЕСПЧ, были защищены имущественные права в обычном украинском суде. При этом есть и примеры, когда, несмотря на решение международного суда, заявителям отказывают в решении этих вопросов. Так, 11 сентября 2018 г. владелец и покупатель земельного участка сельхозназначения площадью 1,1 га в Львовской области обратились к частному нотариусу с целью удостоверения договора его купли-продажи. Но нотариус отказалась заверять соглашение, аргументировав отказ положениями ЗКУ о моратории на продажу земли.

Однако юридическая фирма Price Waterhouse Coopers Legal от лица этих граждан обжаловала отказ в Дрогобычском райсуде на основании того, что мораторий на продажу сельхозземель в Украине противоречит положениям международного права, что подтверждается решением ЕСПЧ. Учитывая принцип "примата международного права" над законодательством Украины, юристы считают, что таким образом можно создать прецедент, который откроет практическую возможность продажи своего участка даже в условиях действия моратория. Они планируют пройти всю судебную систему Украины и дойти до Европейского суда.

Вывод

Вопрос моратория не решается уже 16 лет из-за конфликта интересов заинтересованных сторон. Преобладающее количество граждан (73%) категорически против снятия моратория на продажу земли до создания цивилизованных условий этого процесса. А представители агромонополистов требуют немедленной его отмены для внедрения рынка земли на выгодных для них условиях. Власть под давлением обеих сторон пытается создавать законодательные и другие необходимые условия, но очень медленно и осторожно, что может продолжаться бесконечно. Это приводит к серьезным негативным последствиям. Увеличиваясь как снежный ком, они быстро разрушают страну, лишают ее возможности встать на путь эффективного развития. В этой безвыходной ситуации необходимо принимать жесткое политическое решение по поэтапному внедрению рынка земли на условиях, выгодных всей стране, а не только отдельным зажиточным и влиятельным индивидам.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно