Земельная реформа: от рисков к преимуществам

2 ноября, 17:55 Распечатать Выпуск №41, 3 ноября-9 ноября

В последнее время в украинском обществе активно обсуждают проблему рынка земель сельскохозяйственного назначения. 

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Некоторые силы даже прибегают к попыткам узаконить порядок, который бы помог в будущем сконцентрировать землю в руках крупных землевладельцев. Но такое решение проблемы, по нашему убеждению, приведет к обезземеливанию крестьян и окончательному запустению украинских сел.

Украинское село создает продовольственное изобилие в стране, с каждым годом увеличивает ее экспортный потенциал, но село это не просто производство, это — образ жизни около 13 миллионов граждан, та среда, в которой формируются особенности Украины как государства.

В советское время село не могло обеспечить ту большую страну продовольствием и сырьем для определенных отраслей промышленности. Поэтому еще во времена "горбачевской перестройки" началось, но не завершилось реформирование сельского хозяйства.

Уже после обретения Украиной независимости реформирование сельского хозяйства предполагало распаевание и приватизацию земли, а также создание на селе рыночных форм хозяйствования. Землю распределяли только между теми, кто на момент принятия указа работал в сельском хозяйстве, и пенсионерами, до выхода на пенсию занятыми в этой отрасли.

Для возделывания своих земельных паев большинство крестьян не имели достаточного количества сельскохозяйственной техники и из-за безденежья не могли ее приобрести, а ввиду пенсионного возраста — и работать на земле. Также не было доступа к дешевым кредитам, а надлежащей помощи от государства, даже по прогнозированию и информированию о рынках сбыта продукции, крестьяне не получили. В таких условиях вводить рынок земли сельскохозяйственного назначения было невозможно, потому что он вообще оставил бы крестьян без земли. Поэтому до 2005 года был наложен мораторий на куплю-продажу этой земли.

Большинство крестьян свои паи передали в аренду агрохолдингам и крупным арендаторам. Но их хозяйствование на земле направлено на извлечение максимальной выгоды, а не на социально-экономическое развитие украинских сел. Они обычно не ведут многоотраслевое сельское хозяйство (хотя все отрасли сельского хозяйства — растениеводство, животноводство, включая пчеловодство, — взаимосвязаны и взаимозависимы), а в основном занимаются возделыванием ограниченного числа выгодных культур. При этом агрохолдинги используют мощную технику, разрушающую структуру и плодородие почвы, перенасыщают ее минеральными удобрениями и средствами защиты растений, очень часто не соблюдают севооборот, обходятся минимальным количеством рабочей силы. Отсутствие рабочих мест привело к усилению оттока сельского населения в города и за рубеж.

В результате такого реформирования в течение последних десятилетий украинское село понесло значительные потери. За годы независимости Украины с ее карты исчезло более 400 сел и поселков, а во многих селах остались считанные жители, как правило, пенсионеры. И если этот процесс разрушения не остановить, Украина потеряет свою самобытность, большой пласт тысячелетней культуры.

Но поскольку проведенное реформирование земельных отношений потерпело неудачу, Украине необходимо не завершение провальной земельной реформы, а новая реформа как таковая. Прежде всего нужно правильно решить вопрос с отменой моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения и переходом к введению рынка земли. Ключом к решению проблемы рынка земли в Украине должно быть четкое определение владельца и пользователя земли, а также порядка установления ее научно обоснованной цены.

Введение свободного оборота земель сельскохозяйственного назначения в том виде, который предлагает власть, на сегодняшний день не принесет ожидаемых результатов.

Взятый в свое время на вооружение лозунг "Фермер нас накормит!", как показал уже прошлый опыт, положительных результатов не дал, в современных украинских реалиях курс на повсеместное создание фермерских хозяйств не приводит к фермерскому буму. Работа земледельца тяжела. Если же фермер занимается животноводством (а без него эффективное хозяйствование на земле невозможно), то он будет рабом своего хозяйства, ежедневно работая с утра до ночи, без выходных и отпусков. Поэтому желающих стать фермерами немного. Давайте признаем, что на селе сегодня желающих продать землю больше, нежели имеющих достаточно средств для приобретения даже небольшого земельного участка. Из-за этого цены на землю будут низкими, и с применением различных теневых схем украинская земля опять окажется в руках латифундистов и иностранцев.

Полностью поддерживаю позицию тех авторов, которые считают, что земли сельскохозяйственного назначения — национальный капитал, поэтому не должны находиться в руках нерезидентов хотя бы в течение ближайших десятилетий, поскольку именно владельцы земли будут определять дальнейшую судьбу нашего государства.

Проведению новой земельной реформы будет способствовать Закон Украины "О Государственном земельном кадастре", который определяет Госземкадастр как единую государственную геоинформационную систему сведений о землях, расположенных в пределах государственных границ Украины, их целевом назначении, ограничениях в использовании, а также данных о количественной и качественной характеристике земель, их оценке, о распределении земель между собственниками и пользователями. Сведения кадастра заносятся в электронную публичную кадастровую карту. Составление земельного кадастра — очень сложное, длительное и дорогостоящее, но очень нужное для рынка земли дело. Но оно еще не завершено. Кроме того, еще не полностью сформирован Реестр прав на земельные участки. К настоящему времени далеко не все земельные паи вынесены в натуре, а поэтому их владельцы пока не получили государственных актов на право собственности на земельные участки. Без завершения указанных работ не все владельцы земельных паев смогут участвовать в рынке земли.

По нашему убеждению, при указанных выше условиях новую земельную реформу в Украине следует провести с соблюдением определенных положений. В частности, начать надо с признания земли государственной собственностью, что облегчит в случае необходимости изъятие земли для государственных нужд. В государственной собственности полностью или частично земля находится во многих, даже успешных странах.

Право учета земель и распоряжения ими целесообразно передать сельским громадам в лице органов власти. Часть этих земель нужно оставлять в резерве сельской громады для использования на непредвиденные нужды (например, компенсацию изъятых у членов громады участков на государственные или местные нужды и т.д.). Эти зарезервированные земли органы местной власти могут сдавать в краткосрочную аренду.

Целесообразно ввести институт пожизненной аренды земли теми гражданами Украины, которые ее лично будут обрабатывать. Для крестьянина право пожизненного пользования землей и получения дохода от ее использования будет не слишком отличаться от права собственности на землю. Главное, что он сможет ею пользоваться и распоряжаться (передавать право пожизненной аренды по наследству или в залог кредита, дарить, продавать через Земельный банк и т.д.).

С целью ускорения процесса реформы выданные крестьянам государственные акты на право собственности на землю в законодательном порядке объявляются актами о праве пожизненной аренды этой же земли. При следующей операции с землей уже новому арендатору будет выдаваться государственный акт на право пожизненной аренды земли.

Учитывая преимущества крупных хозяйств, основной формой хозяйствования на селе должны быть кооперативы, но владельцам земельных паев, которые готовы вести фермерское хозяйство, следует предоставить такое право. Сельский кооператив лучше агрохолдингов будет заниматься проблемами своего села. Об этом свидетельствует опыт тех сел, где не разворовали колхозы, а сохранили крупные хозяйства, реформировав их в различные организационные формы (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.д.).

Договоры агрохолдингов и крупных арендаторов с владельцами паев нужно признать недействительными с определенного времени (например, через два-три года), чтобы они могли окупить понесенные ими расходы на улучшение земли, если они были. При этом ликвидировать агрохолдинги необходимо постепенно, чтобы не подорвать экспортный потенциал страны. Нецелесообразно ликвидировать агрохолдинги и крупных арендаторов, которые в селах ведут многоотраслевое хозяйство, эффективно используют землю, обеспечивают занятость крестьян и заботятся о развитии сел (таких мало, но они есть). Следует учитывать и то, есть ли в данном селе достаточно желающих хозяйствовать на земле.

За агрохолдингами имеет смысл оставить функцию зернотрейдерства с регулированием государством в течение нескольких лет минимальных закупочных цен на продукцию сельского хозяйства и максимальных внутренних розничных цен на продовольствие. Ведь это ненормально, когда, например, сейчас цены на пшено порой выше цен на импортируемый рис. В дальнейшем конкуренцию зернотрейдерам должны составить ассоциации с/х хозяйств.

Владельцы земельных паев, которые не могут или не хотят возделывать землю, свое право пожизненной аренды могут передать в качестве пая или продать сельскому кооперативу либо продать через Земельный банк любому члену сельской громады или лицу, переселяющемуся на территорию громады для ведения сельского хозяйства.

Площадь арендованной земли должна ограничиваться с учетом обеспечения региона землями сельскохозяйственного назначения, способности соблюдать фермерским крестьянским хозяйством научно обоснованные севообороты и возделывать землю самостоятельно и только с возможностью временного привлечения сторонней рабочей силы для выполнения сезонных работ.

По иску исполнительного органа громады на основании решения суда лишаются права пожизненной аренды арендаторы, которые не по-хозяйски относятся к земле, с выплатой им ее стоимости в случаях, когда они получили землю в пожизненную аренду путем обмена государственного акта на право собственности на акт передачи земли в пожизненную аренду.

Целесообразны также введение обязательного страхования арендаторами недвижимого имущества и будущего урожая, охват крестьян членством в кредитных союзах и возобновление деятельности Государственного земельного банка Украины, возложив на него функции предоставления ипотечных кредитов на приобретение земли, сельскохозяйственной техники и на строительство производственных помещений, а также проведение открытых аукционов по купле-продаже земельных участков.

Кроме того, перераспределению земель в пользу эффективного собственника должен способствовать земельный налог, величина которого должна быть фиксированной и зависеть не от фактического дохода сельхозпроизводителя, а от нормативного дохода, то есть такого, который можно получить на каждом конкретном земельном участке при условии соблюдения определенного стандарта хозяйствования.

Вряд ли предложенная нами реформа повторит земельные реформы в других странах. Но каждая страна при проведении реформ наряду с использованием опыта других государств должна учитывать свои особенности.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно