Менеджмент "по-украински"

18 января, 18:10 Распечатать Выпуск №2, 19 января-25 января

Без кардинального изменения деловой культуры Украина не сможет стать развитой европейской страной.

Украина катастрофически отстает от развитых европейских стран по такому интегральному показателю, как валовой национальный доход на душу населения, и преобладающее большинство ее граждан не удовлетворено качеством своей жизни. 

И здесь, на наш взгляд, одной из ключевых причин является то, что Украина, образно говоря, строится на зыбком фундаменте: ее деловая культура, являющаяся основой достижения комплексного успеха, в целом не соответствует условиям глобальной насыщенной экономики, в которую мы "перескочили" более четверти века назад. А управление государством все еще базируется на несовершенных системах менеджмента, сформированных при дефицитной экономике. И для коренного изменения ситуации к лучшему эта проблема не может находиться вне поля зрения тех, кого мы избираем для формирования общей политики развития Украины и общего руководства страной.

Если сказать совсем коротко, то современная деловая культура, характерная для развитых стран мира и свойственная Европейскому континенту, в самом общем виде отображена в 17 глобальных целях устойчивого развития ООН (уже адаптированных для Украины), 10 принципах социальной ответственности ООН и 8 фундаментальных концепциях совершенства EFQM (Европейского фонда менеджмента качества). При этом если 17 целей и 10 принципов являются общими установками извне, то восемь концепций — это ориентиры или подсказки, как организациям сформировать современную эффективную систему менеджмента изнутри, имплементировав в нее и цели устойчивого развития, и принципы социальной ответственности. Это крайне необходимо для обеспечения ориентации на цели и принципы не эпизодически, а систематически, в процессе ежедневной работы.

Фундаментальные концепции для их практического применения представлены в виде модели совершенства EFQM (модели идеальной организации), состоящей из 9 критериев и 32 подкритериев и позволяющей конкретным организациям, сравнивая себя с этой моделью, определять свое реальное состояние и формировать программы целенаправленного системного совершенствования, ориентированные на принципы и цели. В основе модели EFQM лежит системный менеджмент, включающий в себя современную систему управления. Совместно с моделью EFQM и в Европе, и во всем мире используются также международные стандарты на целевые системы управления, ориентированные на качество, экологию, энергопотребление и пр. Одновременно для широкого распространения в публичной сфере, прежде всего среди органов исполнительной власти (ОИВ) в процессе их реформирования, модель EFQM упрощена и представлена в виде модели CAF (Common Assessment Framework), которую успешно используют уже более 4 тыс. европейских организаций.

И без осмысления и принятия на вооружение этих новых для нас философии и технологий, увы, нельзя построить свое будущее, подобное тому, которое имеет место в развитых государствах. Без кардинального изменения деловой культуры Украина не сможет стать развитой европейской страной.

Кто же должен организовать реальное изменение деловой культуры в Украине и приведение ее в соответствие с той, которая свойственна развитой Европе с ее насыщенной экономикой? Безусловно, это украинская власть, которая в соответствии с Законом Украины "О государственной службе" должна формировать государственные политики развития различных сфер. И отображать в этих политиках необходимость изменения деловой культуры, совершенствования и повышения эффективности управления на всех уровнях.

Однако общественная экспертиза деятельности по менеджменту в ряде органов исполнительной власти, а также мониторинг применения ОИВ методов и инструментов менеджмента показали, что, несмотря на некоторые положительные тенденции, подавляющее большинство руководителей и специалистов этих ОИВ еще не понимают, что происходит в мире в сфере системного менеджмента и совершенства, зачем им надо совершенствоваться самим и содействовать усовершенствованию организаций в сфере их управления, а также как для этого использовать Резолюцию 10-го Всеукраинского съезда качества (Киев, 26 мая 2017 г.), ориентирующую общество на обеспечение конкурентоспособности экономики и улучшение жизни граждан.

От кого же в первую очередь зависит распространение философии системного менеджмента в Украине? Во-первых, от Нацгосслужбы, которая в государственной политике развития государственной службы должна предусмотреть совершенствование отечественных ОИВ и их содействие совершенствованию организаций в своих сферах управления. Во-вторых, от Минэкономразвития, которое в государственные политики развития промышленности и МСП, повышения конкурентоспособности и т.д. должно включить положения о содействии движению за деловое совершенство в отечественной экономике. И в-третьих, от Минобразования, которое должно отразить в государственной политике развития образования положения о существенном улучшении подготовки по специальности "менеджмент", что необходимо для обеспечения ОИВ и бизнеса специалистами, разбирающимися в особенностях построения и применения современных систем менеджмента. Именно от этих трех органов исполнительной власти в наибольшей степени зависит то, какое отношение к совершенству и системному менеджменту формируется в Украине, в частности, у ОИВ и субъектов экономической деятельности. Но общая политика в этой части должна находиться в поле зрения первых лиц государства и законодательной власти и формироваться при их непосредственном участии.

Уместно привести пример эмирата Дубай (ОАЭ), Программа совершенства его правительства разработана еще в 1997 г. по инициативе Его Высочества шейха Мухаммед Бен Рашид Аль Мактум, вице-президента ОАЭ, премьер-министра, правителя Дубая. Цель этой программы — выступать в качестве инструмента для развития и усовершенствования государственного сектора в Дубае путем реализации концепции общего управления качеством. Миссия — продвижение, оценка и поощрение совершенства в работе органов государственной власти, учреждений и ведомств Дубая. Видение — для достижения совершенства мирового класса в работе государственных органов, учреждений и ведомств Дубая. Достигнутые здесь результаты широко известны и не нуждаются в комментариях. И это то, чего критически не хватает Украине.

Поддержка правительством и парламентом 10-го Всеукраинского съезда качества породила надежду, что его рекомендации будут учтены ОИВ Украины, бизнесом и обществом для улучшения социально-экономической ситуации в государстве. И действительно, хоть и медленно, но уже начались некоторые положительные изменения в отношении к указанной проблеме со стороны научно-технической общественности, отдельных ОИВ и субъектов бизнеса. Вместе с тем, несмотря на то, что со времени принятия Резолюции съезда прошло свыше 18 месяцев, а после подписания поручения первого вице-премьер-министра Украины в поддержку этой Резолюции — более 15 месяцев, преобладающее большинство центральных и местных ОИВ еще так и не приступило к соответствующим изменениям. И это весьма дорого обходится Украине и ее гражданам.

Одна из ключевых причин критической ситуации — практическое отсутствие в Украине специалистов, владеющих современными знаниями о деловом совершенстве и системном менеджменте. А без них сложно и даже невозможно своевременно и комплексно принимать наиболее эффективные согласованные решения. Это стало следствием того, что в 2002 г. в стране была принята ошибочная Концепция государственной политики в сфере управления качеством продукции, процессов и услуг, и высшая школа была дезориентирована в части подготовки специалистов по системному менеджменту.

Сегодня, правда, уже начались определенные позитивные процессы в системе высшего образования, направленные на исправление ошибок и повышение эффективности подготовки менеджеров. По поручению Минобразования его Институт модернизации содержания образования (ИМСО) рассмотрел Решение семинара-совещания руководителей и специалистов по менеджменту, а также качеству, стандартизации и сертификации заведений высшего образования (ЗВО) Украины (Киев, 30 апреля 2018 г.) и рекомендовал ЗВО усилить внимание к усовершенствованию своих систем менеджмента на принципах европейских подходов и лучших практик. 

При наличии специальности "менеджмент" включить в образовательную программу все составляющие системного менеджмента, в частности, целевые системы на базе международных стандартов, концепции и модели совершенства и инженерию построения целостной системы менеджмента организаций. 

При наличии специальностей по экологии, энергетике и т.п. предусмотреть изучение соответствующих целевых систем менеджмента, на которые приняты международные стандарты. А по специальности "качество, стандартизация и сертификация" изучать только целевые системы менеджмента, непосредственно касающиеся качества продукции и услуг.

В соответствии с Решением упомянутого семинара-совещания при Украинской ассоциации совершенства и качества (УАСК) создан Совет по вопросам системного менеджмента и делового совершенства. Советом сформулированы проблемы, требующие оперативного решения. Необходимо прежде всего научиться органично соединять в целостную систему менеджмента организации такие ее разрозненные компоненты, как система финансового менеджмента, целевые системы менеджмента на базе стандартов, системы проектного и кризисного менеджмента, модель совершенства EFQM и др. И при этом обеспечить их информационное единство. Без этого сложно добиться заметного повышения эффективности управления.

Однако, учитывая критическую ситуацию в Украине, изменения в образовании происходят слишком медленно и при недостаточной поддержке со стороны МОН.

В последнее время выполнение Резолюции съезда и поручения первого вице-премьер-министра были обсуждены профессиональной общественностью в ходе публичных мероприятий: заседаний общественных советов при Нацгосслужбе и Минэкономразвития, Всеукраинского круглого стола по вопросам защиты прав потребителей и др. Решения участников этих мероприятий сводятся к следующему.

Принимая во внимание фундаментальность и масштабность проблемы усовершенствования ОИВ и субъектов отечественного бизнеса, являющегося основой для реформирования украинской деловой культуры дефицитной экономики и превращения ее в деловую культуру экономики насыщенной, целесообразно прежде всего, чтобы Минэкономразвития вместе с Нацгосслужбой создали компетентную рабочую группу, пригласив войти в ее состав полномочных представителей Кабинета министров, Верховной Рады и администрации президента Украины, а также представителей от Гослекслужбы (как более продвинутого ОИВ), КНЭУ и УАСК. Поручить рабочей группе системно и комплексно проработать рекомендации, изложенные в Резолюции съезда, и результаты мониторинга их применения (с учетом поручения Кабинета министров от 28 августа 2017 г.) органами исполнительной власти Украины. На этой основе подготовить и подать правительству предложения об идеологических, функциональных и структурных изменениях в стране, необходимых для обеспечения ее конкурентоспособности на глобальном насыщенном рынке, устойчивого развития и улучшения качества жизни граждан Украины и, как следствие, улучшения отношения к власти со стороны общества. Подготовить и провести соответствующие слушания в Верховной Раде и обеспечить широкое профессиональное обсуждение указанной проблемы в кругах научно-технической общественности.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №19, 25 мая-31 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно