От редакции. Этот текст адресован членам правительства, обычно очень абстрактно представляющим себе все те круги ада, которые нужно пройти бизнесу, чтобы начать экспорт. К счастью, у нас нет людей, которые в этой стране получают бюджетные зарплаты за продвижение экспорта, к сожалению, идей этим людям не хватает. Делимся. Даже добавлять ничего не надо.
В условиях стремительного падения внутренних рынков активизация на внешних должна была бы выглядеть очевидным направлением действий правительства. Но почему тогда мы не видим этих немедленных действий в предложениях правительства, фокуса и общей мобилизации вокруг секторальных экспортных программ или единой правительственной программы в этой сфере?
Самое простое объяснение — правительство видит решение проблем экспорта исключительно в ракурсе логистических решений, таких как разблокирование морских портов или транспортные коридоры в ЕС, но эти решения военно-политические, а не экономические. Фокус на проблемах малых и средних предприятий (МСП) вообще отсутствует. Их поддержка ограничена безвозвратной финпомощью, релокацией и грантами международных доноров на восстановление. А между прочим МСП составляют 90% от общего количества предприятий страны.
Программа восстановления экономики страны, предложенная в Лугано, содержит целый ряд правильных направлений трансформации экономики, в частности в ней присутствует значительно больший фокус на перерабатывающей промышленности, с повышением конкурентоспособности товаров и лучшей интеграцией в мировые цепочки добавленной стоимости (ЦДС). Вместе с тем эти меры нацелены на послевоенный период, поэтому возникает вопрос: как МСП выживать сейчас, во время войны? За пять месяцев войны бизнес не увидел эффективной программы антикризисных действий.
В июне 2022 года Аналитический центр Украинского кластерного альянса (УКА) разработал программу «Экспорт и Интернационализация промышленных МСП». Этот документ фокусируется на поиске новых рынков для отечественных промышленников и их более глубокой интеграции в международные цепочки добавленной стоимости и предлагает правительству значительно расширить программы экспортной поддержки МСП по четырем категориям:
- Buy Ukrainian.
Это программа экспорта украинских товаров и поддержки их промоции/сертификации в мире, уже предложенная ГУ «Офис развития предпринимательства и поддержки экспорта» (англ. аббревиатура — ЕЕРО). Она содержит ряд важных компонентов поддержки экспорта, таких как веб-сервисы по поиску украинских производителей и товаров, ознакомление с актуальными возможностями, каталоги предпринимателей и консультантов и т.п. Вместе с тем программе Buy Ukrainian не хватает целостности, фокуса и лучшего масштабирования сред МСП. Еще одним недостатком является отсутствие главного компонента — поддержки МСП в международных мероприятиях, в частности на выставках и в торговых миссиях, что является главным инструментом в выходе на международные рынки.
УКА предлагает максимально поддержать эту правительственную программу действий путем включения в нее всех кластеров и других бизнес-объединений промышленных МСП. Кроме этого, добавить к направлениям сотрудничества с ЕЕРО меры по поддержке торговых миссий украинских производителей и бизнес-объединений на международных мероприятиях, конференциях, выставках. Отдельно следует поддержать собственную программу «Амбассадоры Industry4Ukraine», цель которой — развитие на внешних рынках сети профессионалов, которые могут способствовать нашей интеграции в рынки ЕС, а также инновационную среду Евросоюза.
- Интеграция в европейские и международные цепочки добавленной стоимости.
Сейчас подобной целостной и детальной программы интеграции в ЦДС не существует на правительственном уровне, как нет и развитой средне- и долгосрочной стратегии из предыдущих лет. В то же время такие предложения раньше уже подавались правительству несколькими бизнес-объединениями. В частности, платформа Industry4Ukraine предлагала в 2020 году стратегию «Разумной интеграции в глобальные ЦДС», большинство положений которой актуальны и сегодня. Главная идея стратегии заключается в том, что из-за низкой конкурентоспособности и слабой позиции на международной арене большинство промышленных секторов хайтек Украины (проектировщики, системные интеграторы, промышленные стартапы, машиностроители, НИИ и т.д.) не имеют шансов конкурировать «в лоб» с такими же секторами из развитых стран. Поэтому программа Buy Ukrainian тут не сработает. Необходимо более гибко и системно входить в международные ЦДС с отдельными услугами и производственным аутсорсом. Так, как это делают сегодня украинские автопром и легкая промышленность. Но при этом ставить цели по постепенному смещению к более высоким уровням сложности конечной продукции и выходу на экспорт готовых товаров.
В отличие от правительственной программы восстановления, УКА убежден, что ряд мероприятий в рамках этой стратегии необходимо начинать уже сейчас, а не после 2025 года. В частности, речь идет о следующих направлениях:
— перезапуск индустриального диалога на уровне ведущих европейских ассоциаций;
— программа по быстрой интеграции в европейские ЦДС с первоочередным включением самых зрелых промышленных секторов хайтек, таких как автомобильная промышленность, биофарма, металлообработка, инжиниринг, машиностроение, промышленная автоматизация;
— полный пересмотр и улучшение сотрудничества в сферах Advanced manufacturing, Sustainable industry, Smart-specialization и Cluster policy.
- Интеграция в инновационную среду ЕС.
Это программа поддержки интеграции украинских промышленных разработчиков в инновационные программы Евросоюза. Речь идет о промышленных стартапах, конструкторских бюро, НИИ, университетах и других промышленных МСП. Евросоюз давно предлагает Украине как ассоциированному члену целый ряд программ финансирования инноваций. Но понятной, целостной и последовательной программы интеграции этих категорий на государственном уровне никогда не было. Соответственно, несмотря на теоретический доступ к этим евроресурсам, большинство украинских разработчиков о них ничего не знают, и в целом в Украине слабые показатели в подобной интеграции по сравнению с восточноевропейскими соседями. Сейчас рыночный кризис может привести к дальнейшей деградации инновационной среды и оттоку лучших талантов за границу, и признаки этого мы уже хорошо видим в УКА.
Соответственно, главными направлениями антикризисных действий на 2022–2023 годы должны быть:
— значительное расширение и привлечение украинских инноваторов в существующие программы поддержки инноваций ЕС. Для этого необходимы консолидация и государственная поддержка;
— полный пересмотр так называемых программ Восточного партнерства, которые не смогли показать свою эффективность для секторов промышленных хайтек, а сегодня вообще политически несовместимы из-за присутствия в них таких стран, как Беларусь и Армения;
— расширение сети украинских центров цифровых инноваций (Digital Innovation Hubs) и их ориентация на поддержку промышленных МСП;
— создание специальных программ поддержки ученых и исследователей от ЕС в промышленных секторах и других близких сферах.
- Standardization.
Это программа поддержки технического регулирования и ускоренного перехода украинских предприятий на международные технические стандарты. В этой сфере УКА еще нарабатывает собственные предложения.
Следует заметить, что большинство предложенных выше мер уже частично реализуются Украинским кластерным альянсом собственными силами и ресурсами. В частности, по направлениям интеграции в ЦДС и инновационную среду с начала войны УКА и его члены присоединились к ряду структур евроатлантического блока и начали поиск сфер сотрудничества. На уровне панъевропейских структур речь идет о Европейском кластерном альянсе, Альянсе циркулярной экономики, Европейском институте инноваций и технологий (ЕІТ). На уровне отдельных секторов — об американской Ассоциации системной интеграции CSIA, Ассоциации легкой промышленности EuraTex, аналогичных ассоциациях ЕС в морской отрасли и автопроме.
Наследуя IT-сектор, УКА разработал и предложил европейским партнерам базу свободных ресурсов по ряду инжиниринговых дисциплин, — раньше подобных баз в стране не было. С отдельными странами, в частности с Чешской Республикой и Францией, УКА уже начинает сотрудничество в сфере продвинутой промышленности (Advanced manufacturing, или Индустрия 4.0). То есть вышеприведенные предложения программы базируются не на предположениях или теории, а на собственном опыте ряда ведущих бизнес-ассоциаций и кластеров.
Предложения для правительства
При этом силы отдельных бизнес-объединений слишком малы для преодоления последствий кризиса, необходима полная мобилизация ресурсов, к тому же совместно с правительством. Отдельные предложения УКА вошли в программу восстановления Украины, в нашей программе экспорта есть 11 готовых проектных заявок, но консенсуса по временным периодам и приоритетам нет, как нет и финансирования этих проектов.
Поэтому согласно вышеприведенным направлениям есть пять главных предложений для правительства страны:
- Консолидировать предложения предложенной программы, а также другие от ведущих бизнес-объединений в единой правительственной программе действий по экспорту и интернационализации МСП с предоставлением ей статуса приоритетной в 2022 году. Соответственно, определить один конкретный орган исполнительной власти ответственным за реализацию правительственной программы экспорта и интернационализации МСП.
- Уделить особое и немедленное внимание секторам, которые находятся в кризисном состоянии и относятся к средне- и высокотехнологическим секторам промышленности. Речь идет о тысячах предприятий из отраслей инжиниринга и промышленной автоматизации, автотранспортного, машино-, судо-, приборостроения, аэрокосмической сферы, биофармы, инновационных материалов, альтернативной энергетики и т.д. Специалисты в этих отраслях являются также основой отечественного ОПК, поэтому значительное внимание правительство должно уделять тому, чтобы не допустить деградацию соответствующих секторов экономики до черты, за которой восстановление станет невозможным.
- Обратить внимание на тенденцию оттока специалистов из секторов хайтек-промышленности в IT-отрасль. Этот процесс уже привел к большим кадровым потерям секторов промышленных хайтек в 2016–2021 годах, а в условиях войны это явление может стать причиной дальнейшей деградации отечественного ОПК и значительно ограничить возможности для послевоенного восстановления экономики. Сегодня правительство вводит меры по увеличению притока специалистов в IT-отрасль, хотя должно было бы параллельно осуществлять программы по поддержке и развитию кадров для высокотехнологической промышленности.
- Уделить особое внимание поддержке бизнес-объединений кластерного типа, которые укрепляют внутренние цепочки добавленной стоимости путем консолидации МСП на региональном отраслевом уровне и фокусируются на выпуске готовых продуктов и решений. Ведь такие кластеры постоянно генерируют собственные инструменты для нейтрализации рисков в производственных ЦДС. Первоочередной поддержки требует проект программы кластерного развития Украины, представленный на рассмотрение Минэкономики еще в 2020 году, но до сих пор не получивший поддержки государства.
- Как можно быстрее реализовать программу интеграции украинских МСП, стартапов, инженерных и сервисных провайдеров в программы Евросоюза. Украинский кластерный альянс вместе с другими ведущими бизнес-объединениями предлагает правительству помощь в выработке единой государственной программы по интеграции в ЦДС и инновационное пространство Евросоюза. Сегодня окно возможностей в Европе для украинского бизнеса достаточно большое, но почти не используется.
Загрузить всю программу «Экспорт и Интернационализация промышленных МСП: предложения УКА для правительства» можно по этой ссылке.
Больше статей Александра Юрчака читайте по ссылке.