Еще неделю назад Министерство экономики Украины после временного введения льготного налогообложения нефтепродуктов прогнозировало весной-летом текущего года стабилизацию цен на дизтопливо и автомобильные бензины. Как тогда заявил министр экономики Сергей Тигипко, после вступления в силу закона «О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых топливно-смазочных материалов» (который на то время еще не был подписан Президентом, хотя и принят парламентом 2 марта) цены на бензин марки А-95 прогнозировались на уровне 2,3 грн. за литр, на дизельное топливо — 1,5 грн. за литр. Кроме того, до 1 июня 2000 года создан льготный период, в первую очередь, для импорта дизельного топлива.
«Таким образом, мне кажется, правительству удалось экономическими методами существенно повлиять на работу этого рынка», — заявил С.Тигипко.
По мнению министра, это должно было позволить «нормально» провести посевную кампанию. Однако, вопреки предсказаниям Минэкономики, ситуация на рынке нефтепродуктов Украины далека от стабильной.
Несмотря на данные Минэкономики о том, что за два месяца 2000 года в Украину было импортировано 362 тыс. тонн автомобильных бензинов (за тот же период 1999 года — 256 тыс. тонн) и 105 тыс. тонн дизтоплива (за тот же период 1999 года — 170 тыс. тонн), цены на топливо вот-вот взлетят. И отечественные нефтепродукты, увы, как и прежде, не смогут существенно повлиять на ценовую ситуацию нефтепродуктового рынка. Украинскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) в январе—феврале 2000 года произведено 105 тыс. тонн бензинов (за тот же период 1999 года — 471 тыс. тонн) и 234 тыс. тонн дизельного топлива (за тот же период 1999 года — 584 тыс. тонн).
И в то же время, как сообщил в ходе заседания Координационного комитета по борьбе с коррупцией и оргпреступностью при Президенте Украины Сергей Мирошниченко, начальник управления Генпрокуратуры, с начала года из Украины вывезено 135 тыс. тонн нефти и свыше 100 тыс. тонн мазута.
И сии факты пуще всех заявлений высших чиновников иллюстрирует, в частности, результат их усилий по урегулированию украинско-российских нефтяных взаимоотношений. Увы, помимо того, что Россия взимает НДС с экспортируемых в Украину нефти и нефтепродуктов (что одновременно пополняет российскую федеральную казну и на 20% увеличивает стоимость нефти, ввозимой в Украину), и. о. президента РФ В.Путин на днях санкционировал увеличение и без того весомого экспортного сбора с каждой тонны нефти, вывозимой в Украину, с 15 до 20 экю. Мало того, что само по себе это перевело сделки по экспорту российской нефти в Украину за грань минимальной рентабельности, это значит, что уже в марте украинские НПЗ получат нефти для переработки в несколько раз меньше, чем даже в январе—феврале этого года.
Впрочем, ситуация на международном рынке нефти такова, что и без нефтеэкспортных (в отношении Украины прежде всего) рогаток владельцы российской нефти всеми способами стремятся на платежеспособный Запад. Цена нефти буквально за восемь-десять месяцев на основных «нефтяных» биржах мира возросла с 15 до 32 долл. за баррель. За последние годы таких высоких цен на нефть мир не выдавал! Так что если, как говорится, смотреть правде в лицо, то россияне, вводя сборы и налоги на экспорт в Украину, просто помогают экспортерам российской нефти прилично зарабатывать. При этом, как уже говорилось, пополняется бюджет РФ и заодно «напрягается» Украина. При таком прессинге очень удобно требовать от Украины не только погашения накопившихся государственных, но и долгов коммерсантов от газа — не просто валютой (что в общем- то невозможно), но и госсобственностью.
Особенно сей шаг россиян актуален в канун времени «Ч» для Украины: весной предстоят весомые выплаты по внешним долгам; а МВФ все еще не соглашается выделить очередной транш. Так что аудит, учиненный в Нацбанке Украины, формально спровоцированный ажиотажными публикациям в западных СМИ, волей-неволей играет на руку нашим северным соседям. В том числе экспортерам российских энергоресурсов.
А украинскому правительству все сложнее, с учетом вышесказанного, даже обещать гражданам «нефтепродуктовое изобилие». Так что пока у бензоколонок нет очередей, дальновидные или просто запасливые водители запасаются горючим. Впрочем, на век не запасешься.
А как выкручиваются крестьяне — только Богу известно. По словам премьер-министра Украины В.Ющенко, на весенне-полевые работы аграриям требуется 1,2 млн. тонн светлых нефтепродуктов, в т.ч. 845 тыс. тонн дизтоплива. Уже в марте аграриям потребуется 290 тыс. тонн горючего.
При этом, заявил В.Ющенко, в случае «эффективной» оплаты в марте в Украину может поступить 60—120 тыс. тонн бензина и дизтоплива из Греции и около 50 тыс. тонн дизтоплива из Азербайджана.
В случае «эффективной оплаты»… Хотя первые поставки греческого и азербайджанского топлива правительство Украины ожидало к минувшему четвергу. А пока что, по сведениям агентства «Интерфакс-Украина», аграрии могут рассчитывать всего лишь на 124 тыс. тонн дизтоплива и бензина…