Доходы государственного бюджета: позитивные сдвиги на неустойчивой базе

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Доходы государственного бюджета: позитивные сдвиги на неустойчивой базе © depositphoto/Ermolenko
Налоговое и таможенное администрирование улучшилось, но этого мало.

За январь—июнь 2020 года в государственный бюджет Украины поступило 519,4 млрд грн, а в сводный бюджет — 653,8 млрд. В доходы общего фонда государственного бюджета Украины за январь—июнь 2020-го было привлечено 450,9 млрд грн, что составляет 92,2% от планового показателя, то есть план наполнения общего фонда бюджета не был выполнен на 7,8%. При этом поступления по специальному фонду бюджета были перевыполнены, в результате чего суммарные доходы государственного бюджета составили 93,8% от планового показателя.

По сравнению с первым полугодием 2019 года абсолютная сумма доходов государственного бюджета в первом полугодии 2020-го увеличилась на 2,5%, а доходов сводного бюджета Украины — на 1,7% (см. рис. 1). С учетом темпов инфляции за последний год — 2,5% — такие номинальные показатели свидетельствуют о неизменности реальной величины доходов государственного бюджета и малозаметном снижении — на 0,8% — реальных доходов сводного бюджета.

Елизавета Чижик, ZN.UA

Практически постоянная величина доходов государственного и сводного бюджетов Украины в условиях снижения реального ВВП Украины (ориентировочно на 3–4% за последний год) указывает на действенность усилий фискальных и силовых органов, связанных с ликвидацией разных схем уклонения от налогообложения, и активное привлечение неналоговых источников пополнения бюджета. Так, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, поступающие в государственный бюджет, увеличились с 89,8 млрд грн в первом полугодии 2019-го до 112,5 млрд грн в первом полугодии 2020 года. А доля налоговых поступлений в доходах государственного бюджета уменьшилась с 74,5% в первом полугодии 2019 года до 69,4% в первом полугодии 2020-го. В структуре доходов сводного бюджета также фиксировалось снижение доли налоговых источников на 3,5 п.п.

В последние месяцы повышалась эффективность работы налоговых органов в измерении выполнения помесячных планов наполнения бюджета. Так, в мае 2020 года налоговики выполнили месячный план поступлений в государственный бюджет на 109%, а в июне — на 107,7% (см. рис. 2).

Елизавета Чижик, ZN.UA

Для сравнения, в январе—апреле 2020 года процент выполнения плана доходов налоговыми органами в среднем составлял всего 92,2. Определенную роль в повышении процентов выполнения плана, безусловно, сыграли принятие в апреле новой росписи государственного бюджета и доведение нового плана сбора доходов до налоговых и таможенных органов. Но увеличение номинальной и относительной величин поступлений в бюджеты Украины в последние месяцы указывает также на положительное действие управленческих факторов.

Показатели работы таможенных органов были менее оптимистичными, но ситуация со сбором платежей, которые администрирует таможенная служба, в июне существенно улучшилась. В этом месяце Государственная таможенная служба выполнила месячный план поступлений в бюджет на 100,1%. При этом средний показатель выполнения плана в январе—апреле составлял 73,3%, а в мае 2020 года — 85,8%.

О позитивных сдвигах в сфере налогово-таможенного администрирования свидетельствуют и такие данные. 2 июля Служба безопасности Украины сообщила о проведении спецоперации по разоблачению противоправного механизма формирования сумм налоговых кредитов по НДС в Государственной налоговой службе. По версии следствия, незаконная схема в период своего существования на протяжении 2019–2020 годов наносила государству убытков на более чем 2 млрд грн в месяц. Установлено, что в схеме были задействованы должностные лица Государственной фискальной службы, ее региональные подразделения и транзитно-конвертационные группы, в целом — почти 400 субъектов хозяйствования. Незаконное формирование сумм налоговых кредитов по НДС происходило, в том числе, путем несанкционированного вмешательства в работу информационно-телекоммуникационных систем. В Службе безопасности также сообщили, что благодаря внедрению новых подходов в государственный бюджет в мае и июне 2020 года дополнительно поступило 6,4 млрд грн налоговых платежей.

По оценкам главы Государственной налоговой службы А.Любченко, сумма «скрученного» НДС, который не поступил в бюджет, по трем категориям продаж — зерна, табачных изделий и нелегального импорта — достигает 40 млрд грн. А эффективная ставка НДС (уменьшающая номинальную ставку на объемы уклонений от уплаты налога и объемы продаж по льготным ставкам 7 и 0%) сократилась с 16,6% в 2015 году до 12,7% в 2019-м. Таким образом, в 2019 году эффективная ставка НДС была даже ниже, чем в 2013-м — в период расцвета коррупционных схем режима Януковича.

В целом за первое полугодие 2020 года Государственная налоговая служба почти полностью выполнила план поступлений в государственный бюджет — на 99,4%. Вместе с тем таможенные органы обеспечили выполнение планового показателя доходов всего на 78,6% (см. рис. 2). Последний факт был связан как с объективными экономическими процессами (прежде всего с падением импорта), так и с низкой результативностью работы этих органов, которая все же росла начиная с мая.

Наиболее проблемными статьями поступлений в государственный бюджет в первом полугодии 2020 года стали:

  • НДС с импортированных в Украину товаров (недопоступления составили 33,2 млрд грн, или 22,3% от планового показателя);
  • рентная плата за пользование недрами для добычи природного газа (6,2 млрд грн, или 47%);
  • рентная плата за пользование недрами для добычи природного конденсата (0,2 млрд грн, или 18,1%);
  • рентная плата за пользование недрами для добычи нефти (0,3 млрд грн, или 13,7%);
  • ввозная пошлина (0,9 млрд грн, или 9,2%);
  • трансферты от ЕС, правительств иностранных государств, донорских учреждений (0,4 млрд грн, или 47,1%);
  • сборы на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций (0,4 млрд грн, или 8,4%).

Налога на доходы физических лиц в госбюджет поступило на 3,9% меньше, чем было запланировано. А сборы по налогу на прибыль предприятий были перевыполнены на 1,7%. При общем недополучении акцизного налога с произведенных в Украине товаров существенно увеличились доходы бюджета от налогообложения спирта и ликеро-водочных изделий (перевыполнение плана на 169,9 и 9,8%, соответственно).

Указанные выше показатели доходов бюджета формировались под влиянием ряда неблагоприятных макроэкономических тенденций в экономике Украины:

  • падения реального ВВП (в первом квартале ВВП снизился на 0,7% относительно предыдущего квартала, а прогнозные оценки падения ВВП в 2020 году колеблются от 4,8 до 8,2%);
  • резкого сокращения объемов промышленного производства (на 8,3% в первом полугодии 2020-го к первому полугодию 2019 года) и увеличения в структуре ВВП доли отраслей с низким налоговым коэффициентом;
  • снижения мировых цен на природный газ и нефть, что уменьшало суммы уплаты НДС, рентных платежей, отчислений прибыли в бюджет;
  • нисходящей траектории импорта товаров и услуг, что влияло на суммы поступлений от НДС и ввозной пошлины (в первом полугодии 2020 года объемы импорта были на 19,7% ниже, чем в первом полугодии 2019-го).

Что касается доходных источников, за счет которых активно пополнялся государственный бюджет, то в первом полугодии 2020 года было мобилизовано больше поступлений по сравнению с планом от:

  • НДС с произведенных в Украине товаров (перевыполнение плана на 6,9 млрд грн, или на 16,6%);
  • акцизного налога с ввезенных на таможенную территорию Украины товаров (на 0,5 млрд грн, или на 30,8%);
  • платежей за предоставление административных услуг (на 0,1 млрд грн, или на 16,6%);
  • средств от реализации имущества, конфискованного по решению суда (на 0,1 млрд грн, или на 605,9%).

Суммируя вышеизложенное, можем утверждать, что рост относительной величины доходов бюджетов Украины в условиях коронакризиса сигнализирует как о положительных сдвигах в системе налогового администрирования, так и о низком уровне использования правительством Украины налоговых стимулов для поддержки экономической активности во время кризиса.

Ведь с начала коронакризиса многие страны мира утвердили фискальные пакеты спасения, составляющими которых стали отсрочки по уплате корпоративного налога на прибыль, налога на личные доходы, взносов на социальное страхование; предоставление весомых налоговых льгот пострадавшим от карантинных ограничений фирмам и домохозяйствам, а также льгот в сфере производства и поставок медицинских товаров и услуг. В Украине подобные меры носили символический характер, а суммарную стоимость фискального пакета спасения мы оцениваем на уровне 4,9% ВВП, что в четыре раза ниже уровня развитых стран (19,8% ВВП) и незначительно отстает от среднего уровня в странах с формирующимися рынками (5,1%). 

Таким образом, негативное влияние макроэкономических тенденций Украины на доходы бюджета частично нивелировалось улучшением налогового и таможенного администрирования. Однакорезультативностьтакого инструментария в плоскости наращивания доходов бюджета имеет свои объективные пределы, которые диктуются падением уровня экономической активности и ухудшением социально-гуманитарной ситуации в стране.

Продолжение экономического кризиса в Украине и вероятность новых вспышек пандемии снова поднимут на поверхность проблемы с наполнением бюджета и потребуют от государства применения нетривиальных мер стимулирования экономической деятельности и управления государственными финансами. В этом контексте важная роль принадлежит как эффективной и некоррумпированной системе налогово-таможенного администрирования, так и контролируемому применению налоговых стимулов активизации экономической деятельности. При этом важно обеспечить предоставление налоговых стимулов по четко определенным критериям четко очерченному кругу субъектов экономической деятельности: тем из них, кто несет наибольшие потери от карантина или в будущем станет драйвером посткризисного восстановления и роста экономики Украины.

Все статьи Татьяны Богдан читайте здесь.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме