Для победы нужны более масштабные санкции против РФ и полное возмещение убытков

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Для победы нужны более масштабные санкции против РФ и полное возмещение убытков © Мусиенко Владислав / УНИАН
Полумеры и дипломатические уговоры не помогут

По самым приблизительным подсчетам убытки, причиненные Украине вторжением оккупантов из РФ, уже составили примерно 300–600 млрд долл. США. С учетом потерь, понесенных нами за 2014–2022 годы, РФ должна возместить Украине по меньшей мере 900–1200 млрд долл. Украинские политико-дипломатические институты должны ориентироваться не только на возврат территориальной целостности, но и учесть эти средства как ориентир для компенсации за нанесенные убытки.

Скорее всего, добровольного возмещения средств Россией не будет, поэтому наши евроатлантические партнеры должны продолжать усиливать санкции, с одной стороны, а с другой — активы РФ должны поступать в госбюджет Украины как репарация за нанесенные убытки. Кроме того, в дальнейшем для полной компенсации необходимо вместе с евроатлантическими партнерами внедрить простой и эффективный механизм — доходы от всего, что РФ продает на внешних рынках (нефти, газа, золота, металлов и т.п.), должны поступать на спецсчет, с которого 50% перечисляется Украине, а 50% — на закупку товаров для РФ невоенного и недвойного назначения (обмен ресурсов на продовольствие и лекарства).

К сожалению, не все наши партнеры в ЕС понимают цивилизационную войну между силами демократического мира, свободы, человеческих ценностей и темного, гнетущего, ордынского, диктаторского зла, которое возглавляет В.Путин и его марионетки. Настоящими союзниками Украины в этой войне являются США, Великобритания, Польша, Канада, страны Балтии, Швеция, Чехия, Словакия. Другие европейские страны занимают недостаточно активную, а иногда и выжидательную позицию.

Крупный зарубежный бизнес без стимулов политико-дипломатических институтов своих стран недостаточно активно выходит из РФ. Так, 220 наибольших компаний мира либо уже ушли с российского рынка, либо начали этот процесс, но еще примерно 350 колеблются или отказываются. Поэтому украинским политико-дипломатическим институтам необходимо активно влиять на руководство и владельцев этих компаний (писать письма, инициировать акции и протесты, присылать видео преступлений РФ сотрудникам этих компаний), чтобы ускорить выход всего западного бизнеса из России. В Украине в отношении этих компаний также должны налагаться публичные санкции и проводиться протесты за поддержку агрессии РФ против Украины.

Запрет экспорта авто стоимостью более 50 тыс. евро в РФ или наложенные аресты на активы друзей и сподвижников Путина — это точечные неэффективные санкции. Только полный запрет расчетов SWIFT с Россией, приостановка экспорта и импорта, арест всех активов государства-агрессора и его бизнес-структур за рубежом быстро ударят по ее политическому режиму и социально-экономическому положению. Именно такого уровня санкций надо добиваться от евроатлантических партнеров политико-дипломатическим институтам Украины.

Отечественный ВВП может упасть на 35–50%, что является серьезным вызовом для Украины. Появились долгосрочные значительные риски блокирования отечественных морских портов, и это в целом приостановит традиционный украинский экспорт и существенно усложнит критически важный для социально-экономической сферы Украины импорт. Нужны новые логистические маршруты, льготы для бизнес-структур и компенсационные механизмы от потерь из бюджета.

С началом войны намного повысились риски выполнения государственного бюджета и защищенных программ. Условия военного положения требуют перераспределения средств бюджета в пользу в первую очередь военно-оборонных расходов, поддержания критически важной инфраструктуры и выполнения социальных платежей государством. Нам необходима и существенная внешнеэкономическая поддержка партнеров (США и ЕС) по предоставлению ликвидности в экономику Украины, обеспечению критическим импортом, поддержанию стабильности золотовалютных резервов и контролируемости инфляционно-девальвационных процессов в нашем государстве. По моему мнению, во время активного конфликта ежемесячно минимальная помощь украинскому бюджету от стран-союзников должна составлять примерно 5–7 млрд долл. США, из которых половина должна идти на поддержку армии, оборонной промышленности и критически важной инфраструктуры.

Отечественные бизнес-структуры столкнулись с колоссальными проблемами для своего функционирования, даже при стремлении продолжать свою деятельность они имеют дело со значительной разбалансировкой цепей поставок сырья и материалов, также есть проблемы со сбытом продукции на территории страны.

Спрос на абсолютное большинство продукции упал и, наоборот, вырос дефицит определенных продуктов самого необходимого потребления (хлеба, круп, воды, лекарств, бензина и т.п.). Уровень оборотных средств значительно уменьшился. По данным Федерации работодателей Украины, почти половина отечественных бизнес-структур закрылись. А в городах и поселках, где продолжаются активные боевые действия, экономическая активность снизилась на 75%.

На остальной территорий Украины работает лишь каждый второй бизнес. Это потеря 50% экономической активности в государстве. Поэтому необходимо сделать все, чтобы сохранить коллективы, рабочие места, бизнес-процессы, логистические сети. Актуальна и проблема релокации и перезапуска под новые требования времени производств (со спецификой в военно-промышленной сфере, экспортных поставках, обрабатывающей отрасли и т.п.).

В связи с этим нужно срочно создать благоприятные условия для оперативной реанимации бизнес-активности в регионах Украины, где военных действий нет. Целесообразно перейти к модели экономики, которая заключается в отказе от продолжительных и сложных процедур, в частности налоговых, таможенных, тендерных, и в оперативном управлении, макроменеджменте, решении таким образом многих важных для экономики и бизнеса вопросов. Учитывая колоссальный уровень поддержки Украины почти всеми странами мира, необходимо активировать торгово-дипломатические каналы поставок украинской продукции для новых и традиционных партнеров на внешних рынках, особенно это актуально для перемещенных предприятий, новообразованных фирм, а также компаний, которые в значительной мере привлекают к своему производству перемещенных лиц.

Во время войны нужно осмыслить и будущее Украины, а значит, сконструировать новую актуальную целостную, комплексную программу стратегического уровня по восстановлению социально-экономического потенциала Украины и возврату населения на места постоянного проживания. На мой взгляд, это одна из наиболее значимых для перспективы долгосрочного развития проблем — возможная потеря Украиной значительной части наиболее продуктивного человеческого капитала. Потоки беженцев из Украины за рубеж только за три недели войны составили уже примерно 3 миллиона человек, внутренне перемещенными являются еще около 12 миллионов. Чем быстрее закончится война, тем скорее можно будет нормализовать социально-экономическую среду и вернуть человеческий капитал. Если же военные действия продолжатся значительный период времени, то существует угроза потерять людей навсегда. Поэтому нужно усиливать дипломатическое и санкционно-экономическое давление, а также одновременно проводить эффективные и болезненные военные операции против РФ.

Комплексно эти меры могут помочь быстро одержать победу и закончить войну в Украине. Кроме того, оперативно запущенная программа восстановления жилья и инфраструктуры будет способствовать возвращению человеческого капитала в Украину. Для этого требуются консенсус с международными партнерами, все более активное вовлечение их в сферу безопасности, к дипломатическим и социально-экономическим вопросам в этом конфликте, а также сплоченность государственных служащих, бизнес-сообщества и населения Украины вокруг четких прагматичных мер и быстрого их осуществления.

Президент Украины правильно расширяет фокус медийной активности в евроатлантическом сообществе и обращается уже не столько к конкретным высоким должностным лицам-политикам Запада (они показали себя в значительной степени пассивными, а иногда и трусами или циниками), а к парламентам, депутатам, народам демократических стран. Такой подход раскручивает маховик помощи Украине, он действует и заставляет помогать более активно даже западных политиков-скептиков и политиков-трусов, а на перспективу следующие избранные политики Запада будут еще более проукраинскими. Нам также понадобится серьезная поддержка сплоченного евроатлантического сообщества и после окончания войны, при восстановлении Украины и получении репараций от агрессора.

Влияние войны в Украине на ее население, имущество, инфраструктуру, социально-экономическую среду и финансы носит значительный и разрушительный характер.

На сегодняшний день наблюдается недостаточный уровень задействованных против России санкций, — это грозит дальнейшей эскалацией, перерастанием международного военного конфликта в более масштабный, что почти однозначно приведет к миграционному кризису в Европе, экологическим катастрофам, дестабилизации мировой экономики и даже к голоду в некоторых странах мира.

Война в Украине — это вызов мирового масштаба, который должен решаться масштабными военными, санкционными и дипломатическими мерами. Полумеры с давлением и дипломатическими уговорами не влияют на политическое руководство РФ и ее экономику, санкционные меры от 2014 года — подтверждение этого. Политико-дипломатические институты Украины должны системно подчеркивать это и побуждать партнеров усиливать международное давление на страну-агрессора и желающих вести бизнес с ней. В ином случае точечные санкции могут вывести этот конфликт на новый более непредсказуемый уровень со значительными рисками для всей человеческой цивилизации.

Больше статей Евгения Редзюка читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме