В последнее время возникает все больше дискуссий вокруг большой налоговой реформы, которую планирует реализовать парламент с 2023 года. Предварительно ожидается, что будет проведена комплексная реформа налогообложения доходов, предусматривающая снижение совокупной нагрузки на фонд оплаты труда до 25% (ЕСВ+НДФЛ), введение налога на выведенный капитал для предприятий с оборотом до 200 млн грн в год и налогообложение самозанятых лиц по ставке 5% без открытия ФЛП.
Не соответствует содержанию реформы
Налогообложение самозанятых лиц предусматривает специальный режим налогообложения физлиц, ведущих отдельные виды профессиональной деятельности, без необходимости специальной регистрации (такси, ремонт недвижимости, услуги по переводу, образовательная или преподавательская деятельность вне учебных заведений и прочее).
В последнее время в СМИ распространяется информация, что это новшество (налогообложение самозанятых лиц) направлено на то, чтобы принудительно собрать больше налогов с граждан. Но это не соответствует содержанию реформы, потому что этот специальный режим — исключительно добровольный, направленный на добровольную легализацию микробизнеса.
Предусмотренный налоговой реформой специальный режим налогообложения физических лиц, ведущих отдельные виды профессиональной деятельности, позволяет легально работать десяткам тысяч физических лиц, которые сейчас по тем или иным причинам не могут этого делать. Для услуг такси (а этот сектор на сегодняшний день находится в «тени» на 98%), услуг ремонта недвижимости, услуг по переводу, образовательной или преподавательской деятельности вне учебных заведений, вспомогательных услуг и прочих это благоприятная возможность для легальной работы без излишней бюрократии и рисков. Представляется целесообразным применить этот режим в большей степени, распространив его на все возможные профессии, кроме определенного перечня исключений.
Также инициативу по реформированию налогов на заработную плату и снижению налоговой нагрузки зарегистрировали депутаты фракции «Голос» — проекты законов №6548 и 6549. Главное изменение, предусмотренное проектами, — объединить единый социальный взнос, военный сбор и налог на доходы физических лиц и установить единую ставку для налогообложения заработных плат. С 2023 года планируется установить ее на уровне 29%, в 2024-м — 26%, в 2025-м — 23%, с 2026 года ставка должна составлять 20%.
Что же принесут такие налоговые новшества украинцам?
«Переобложенная налогом» зарплата
На сегодняшний день, по оценкам разных социологических служб и аналитических центров, уровень тенизации заработных плат составляет 33–50%. По расчетам специалистов аналитических центров CASE-Ukraine и ІСЕТ, масштабы уклонения от уплаты налогов и сборов при выплате заработных плат оцениваются в 220–300 млрд грн в год, а потери бюджета от них — от 110 до 150 млрд ежегодно.
Причин, по которым значительное количество работников трудится без оформления или на минимальной заработной плате, а другую часть денег получает в «конверте», по меньшей мере три:
— слишком высокая нагрузка на фонд оплаты труда в Украине (34% — эффективная ставка, 51% — отношение выплаченной зарплаты к уплаченным налогам). Украина по этому показателю является антилидером среди подобных по уровню экономического развития стран;
— в Украине трудовые отношения до сих пор регулируются устаревшим Кодексом законов о труде, принятым еще в СССР и разработанным в условиях советской административно-командной экономики, в которой единственным работодателем было государство, в частности государственные предприятия;
— работники в ряде случаев не хотят официально оформляться, в частности, из-за их желания получать субсидию на жилищно-коммунальные услуги.
Чрезмерное налогообложение содействует тенизации
Эмпирические исследования Организации экономического сотрудничества и развития доказали, что разные налоги приводят к неодинаковым последствиям для экономического роста. Результаты эконометрического анализа показали, что в наибольшей степени подавляют экономический рост прямые налоги, в меньшей — косвенные (НДС, акцизы, пошлины), а наименее вредными оказались регулярные налоги (на недвижимость).
Ученые Mertens and Olea в своем исследовании использовали данные разных стран с 1946-го по 2012 год для оценки влияния ставок налога на доходы физических лиц. Они установили, что уменьшение предельных ставок привело как к росту реального ВВП, так и к снижению безработицы. Уменьшение налоговой ставки на 1 процентный пункт увеличивает реальный ВВП в среднем на 0,78% к третьему году после изменения налога.
Специалисты Nguyen и соавторы исследовали влияние налогов на доходы физических лиц, корпораций и потребление в Великобритании в 1973−2009 годах. Они считают, что уменьшение налога на прибыль и на доходы физических лиц, определенное в их документе как совокупность индивидуальных и корпоративных доходов, оказывает значительное влияние на ВВП, частное потребление и инвестиции. Снижение средней ставки налога на прибыль/доходы физических лиц на 1 процентный пункт увеличивает ВВП на 0,78%.
Также следует отметить, что чем сильнее налоговая нагрузка, тем большими становятся стимулы для избежания налогообложения. Увеличение налогов свыше оптимального уровня уменьшает ВВП по сравнению с тем, каким он мог бы быть в ином случае. Чрезмерное налогообложение вызывает прогрессирующую тенизацию.
С другой стороны, в нашей стране чрезмерный уровень общегосударственных расходов — более 40% ВВП в 2021 году. По расчетам экономистов, для обеспечения максимального экономического роста Украина должна сократить «размер государства» до 33–35% ВВП, он должен соответствовать состоятельности государства, качеству его госуслуг.
Качество правления и эффективность, которые способно обеспечить то или иное государство, измеряются индикаторами качества государственного управления Worldwide Governance Indicators, рассчитываемыми Всемирным банком на основании обобщения многих показателей из разных источников. Благодаря этому правительствам сложнее ими манипулировать, в отличие от других международных рейтингов. По этим показателям Украина пока находится рядом с Боливией и Лесото, а развитые страны наподобие Германии и Польши имеют на порядок более качественное государственное управление.
Итак, согласно экономической теории, подтвержденной практическим опытом, Украине следует как можно быстрее сокращать общегосударственные расходы и снижать самые вредные прямые налоги, прежде всего налоги на заработную плату.
Компенсаторы бюджетных потерь
Предложения по снижению нагрузки на фонд оплаты труда до 25% выглядят очень актуальными и сбалансированными. Принципиально, чтобы компенсаторами ожидаемых недопоступлений в бюджет от новшеств стали сокращение неэффективных расходов бюджета и модификация налогов на недвижимое имущество, в частности на землю.
При этом необходимо либерализовать и дерегулировать архаическое трудовое законодательство, привести его в соответствие с современными реалиями (законопроекты №5371 и 5388), а также урегулировать вопрос субсидий и заработных плат.
Из года в год мы наблюдаем, как любые дополнительные поступления от налогов, акцизов, ренты тратятся не на сокращение самых вредных для экономики прямых налогов, не на развитие, а на «проедание». Так, ежегодно на 20% увеличиваются акцизы на табачные изделия, что приносит дополнительные миллиарды в госбюджет. Также, например, с 2021 года было введено минимальное налоговое обязательство для фермеров, детенизирующее рынок аренды сельхозземель и принесшее дополнительные 14 млрд грн за год. Эти и многие другие подобные новшества приносят в госбюджет ежегодно все новые и новые десятки миллиардов гривен, которые целесообразно было бы использовать в качестве компенсаторов к важным реформам, в частности сокращения нагрузки на фонд оплаты труда.
При этом в Украине существует немало министерств и ведомств, количество которых значительно превышает европейские показатели. Например, типичное европейское правительство состоит из 10–12 министерств, в то время как в Украине их число приближается к двадцати. Поэтому разработка оптимальной структуры правительства, пересмотр функций и сокращение штатов — один из путей снижения расходов бюджета, который, по расчетам экспертов, может способствовать экономии в несколько десятков миллиардов гривен.
Еще одно направление — в Украине все еще существует значительное количество льгот для субъектов хозяйствования: НДС, налог на землю и т.п. Все эти льготы должны быть пересмотрены и минимизированы. Также следует обратить внимание на верификацию получателей социальных выплат и льгот, а также пенсионных выплат. Эффективная верификация позволила бы выявить «мертвые души» и обеспечить экономию госбюджета.
Все статьи Олега Гетмана читайте по ссылке