(Без)ответственные декларации

Поделиться
(Без)ответственные декларации © Андрей Товстыженко, ZN.UA
Завершился первый этап кампании электронного декларирования. Свыше 127 тыс. электронных деклараций за период с 1 января по 31 декабря 2015 г. подали чиновники, занимающие ответственное и особо ответственное положение. Общественность была шокирована миллионами наличных средств в гривне и иностранной валюте.

Какой будет реакция антикоррупционных органов на задекларированные чиновниками миллионные сбережения наличными?

Завершился первый этап кампании электронного декларирования. Свыше 127 тыс. электронных деклараций за период с 1 января по 31 декабря 2015 г. подали чиновники, занимающие ответственное и особо ответственное положение. Общественность была шокирована миллионами наличных средств в гривне и иностранной валюте. Согласно некоторым сведениям, только народные депутаты в совокупности отобразили более 12 млрд грн кэша. Гнев общественности сменился ожиданием проверок законности происхождения задекларированных средств. Но простых и быстрых решений от антикоррупционных органов ожидать не приходится.

На уровне Закона Украины "О предупреждении коррупции" предусмотрена полная проверка всех поданных на данный момент электронных деклараций в количестве 127 165 штук. Что подразумевает, в частности, выяснение достоверности задекларированных сведений, а также проверку на предмет наличия признаков незаконного обогащения.

Эти требования закона могут сыграть злую шутку с декларантами, решившими отразить несуществующие у них наличные средства "с запасом на будущее", посчитав, что такие действия упростят им доказывание источников осуществления дальнейших расходов. Действительно, антикоррупционным органам будет труднее доказывать незаконность происхождения средств, которые были заявлены в декларации как наличные сбережения, сформированные за счет доходов прошлых периодов, не охваченных электронным декларированием.

Тем не менее поскольку полная проверка предполагает, что декларант должен быть проверен на предмет незаконного обогащения, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) обязано выяснить законность происхождения задекларированных активов, в том числе и наличности. И чем больше указанная в декларации сумма, тем больше вопросов это должно вызвать у НАПК, и тем больше будет оснований для начала расследования. Более того, поскольку полная проверка предполагает выяснение правдивости задекларированных сведений, в случае, если факты реального наличия столь существенных сумм не подтвердятся, возникают основания для привлечения декларанта к административной или уголовной ответственности за отражение в декларации заведомо неправдивых сведений.

В Генпрокуратуре уже заявили о том, что будут проверять декларации, в которых значатся наличные средства на сумму свыше 100 тыс. долл. США, и даже намекнули на базовую методику определения законности происхождения таких активов. Так, ГПУ планирует обратиться в Государственную фискальную службу Украины с просьбой предоставить сведения об уплаченных налогах, а затем сопоставить эти цифры с размерами задекларированной наличности. Как утверждают в ГПУ, несовпадения будут индикатором нелегальности средств.

Естественно, декларанты будут приводить аргументы в свою защиту, которые достаточно сложно опровергнуть с точки зрения формирования доказательной базы. Например, в обоснование того, что в декларации была отражена реальная сумма наличных, они могут ссылаться на то, что эти деньги лежат в различных банковских ячейках за рубежом, ведь декларация не обязывает указывать, где именно хранятся наличные сбережения. Или же что средства существовали на конец отчетного периода (на 31 декабря 2015 г.), но в 2016-м декларант их подарил родственникам первой степени родства (что не требует от них уплаты налогов).

В обоснование законности происхождения средств чиновники могут ссылаться на получение подарков или наследства от родственников первой степени родства (что, опять же, не влечет за собой налогообложение) или, на худой конец, на то, что эти средства были получены десятки лет назад, что позволяет ставить вопрос об истечении сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Как сообщила глава НАПК Н.Корчак, первыми проверят декларации народных депутатов, судей, прокуроров. Но напомним, что полной проверке подлежат все декларации, и делать это придется сотрудникам НАПК фактически вручную, поскольку пока нет ни технических возможностей, ни программного обеспечения, ни подключения к базам других ведомств для автоматического сопоставления и проверки задекларированных сведений, ни нормативных механизмов взаимодействия НАПК с другими органами государственной власти в целях проверки деклараций. Важно также отметить, что конкретные сроки проверки на нормативном уровне не установлены.

Что касается возможной ответственности чиновников, задекларировавших миллионы, то в данном случае могут быть разные варианты.

Чиновник не может подтвердить источники происхождения задекларированных средств: уголовная ответственность по статье 368-2 Уголовного кодекса Украины (незаконное обогащение) установлена за приобретение чиновником в собственность активов в значительном размере, законность приобретения которых не подтверждена доказательствами. Это преступление наказывается лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, с конфискацией имущества. Более строгие наказания предусмотрены для лиц, занимающих ответственное и особо ответственное положение. Уголовная ответственность по этой статье наступает, только если размер (стоимость) доходов/активов с неподтвержденным источником происхождения превышает одну тысячу необлагаемых минимумов доходов граждан (примерно 700 тыс. грн).

Чиновник указал в декларации средства, которых реально нет: уголовная ответственность по ст. 366-1 УК (декларирование заведомо недостоверных сведений) - штраф от 42,5 тыс. до
51 тыс. грн, или общественные работы, или лишение свободы на срок до двух лет; также эти санкции могут сочетаться с лишением права занимать должности до трех лет. Эти санкции возможны в том случае, если недостоверные сведения отличаются от достоверных на сумму свыше 250 минимальных заработных плат (на 344,5 тыс. грн в 2016 г.). Если же такие сведения расходятся с правдивыми на сумму от 100 до 250 минимальных заработных плат (137,8–344,5 тыс. грн в 2016 г.), наступает административная ответственность по ст. 172-6 Кодекса Украины об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 17–42,5 тыс. грн. Если же расхождения составляют менее 137,8 тыс. грн, ответственность не наступает вообще.

Также по итогам полной проверки деклараций могут возбуждаться уголовные дела об уклонении от уплаты налогов, злоупотреблении властью и служебным положением, получении неправомерной выгоды (взятки) и проч.

В заключение отметим, что в силу несформированной нормативной и технической базы процесс проверки электронных деклараций может затянуться на годы. Не исключены единичные показательные процессы в отношении конкретных лиц с целью продемонстрировать общественности и МВФ факты борьбы с коррупцией.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме