Детали налоговой реформы сейчас неизвестны, но уже объявлено, что она состоит в увеличении налога на добавленную стоимость и военного сбора.
В ближайшее время Украину, скорее всего, ждет скоординированное решение власти увеличить налоги с целью привлечь дополнительные финансовые ресурсы в бюджет. Речь идет о дополнительных сборах в размере 300–400 млрд грн, или до 10 млрд долл. в эквиваленте.
На что пойдут средства
Давайте считать. Приблизительный годовой бюджет ВСУ, заложенный в госбюджет (расходы Минобороны), на 2024 год составляет 1 триллион 164 миллиарда 49 миллионов гривен.
Из них:
- 862 млрд грн (74%) — на содержание военнослужащих ВСУ: выплату денежного обеспечения и заработной платы, питание, приобретение формы, амуниции и средств индивидуальной защиты;
- 265 млрд грн (23%) — на закупку оружия, техники, БПЛА и боеприпасов, а также ремонт техники;
- 36 млрд грн (3%) — на эксплуатационные расходы и восстановление инфраструктуры ВСУ;
- 663,7 млн грн (менее 1%) — на поддержание работы аппарата МОУ.
Если взять численность ВСУ в один миллион человек, получается, что на одного бойца приходится в среднем около 862 тыс. грн в год, или эквивалент 22 тыс. долл.
Возьмем 400 млрд грн дополнительных поступлений (максимальная цифра) вследствие поднятия налогов и пропустим их через базовую матрицу расходов.
На содержание личного состава пойдет 75%, или 300 млрд грн. Это позволит содержать дополнительно до 350 тысяч воинов. Это приблизительно 100 новых бригад, но, очевидно, мобилизованных планируют направить на пополнение действующих частей и только часть — на формирование новых подразделений.
Из открытых источников известно о намерениях Генштаба сформировать десять новых бригад в составе Сухопутных войск ВСУ.
На техническое обеспечение (не индивидуальное) из увеличенной суммы налогов пойдет 25%, или 100 млрд грн (эквивалент 2,5 млрд долл.). Если предположить, что все эти средства пойдут на вооружение новых бригад, получается, что на одну бригаду придется 250 млн долл.
На одну отдельную механизированную бригаду по штату нужно приобрести в среднем 31 танк, более 100 БМП, полсотни единиц другой бронетехники (МТ-ЛБ, БТР), 36 единиц крупнокалиберной артиллерии (САУ и прицепной), 18 комплексов ПВО ближнего действия, 18 противотанковых средств, инженерные, разведывательные, санитарные, ремонтные единицы техники, а еще ПЗРК, минометы, БПЛА и до 1000 разных единиц автотранспорта.
Танки — это до 100 млн долл., БМП — еще сотня, до 30 млн — другие транспортные средства. В целом, учитывая, что не все придется покупать, сметы в 250 млн долл. на одну новую бригаду может хватить.
Таким образом, дополнительные налоги в размере 400 млрд грн позволят:
- профинансировать привлечение 300 тыс. человек в действующие бригады (пополнение);
- сформировать десять новых бригад (свыше 30 тыс. человек со штатной техникой и вооружением).
За счет каких доходов будут сформированы расходы?
Минфин работает над законопроектом, согласно которому планируется повысить НДС (до 22–23% с нынешних — 20%, то есть на 2–3%) и военный сбор — здесь увеличение более масштабное: с нынешних 1,5 до 5%, то есть в абсолютных показателях расходы налогоплательщиков вырастут более чем в три раза.
Как дополнительная опция рассматривается распространение военного сбора в 5% на доходы физических лиц-предпринимателей (ФЛП сейчас платят максимум единый налог в размере 5% от объема поступлений и 1,5% военного сбора при выплате заработных плат наемным работникам или с минимальной зарплаты, если таких нет).
Министр финансов Сергей Марченко оценивает дополнительный дефицит бюджета в 5 млрд долл., или 200 млрд грн.
Однако собрать планируют вдвое больше, во всяком случае такие прогнозы звучат.
Динамика выполнения сводного и государственного бюджетов Украины за январь—декабрь 2022–2023 годов (по данным месячного отчета Государственной казначейской службы Украины от 25.01.2024) свидетельствует, что в целом бюджет наращивает сборы во время войны (см. табл.)
В сводном бюджете поступления доходов в 2023 году по сравнению с 2022-м выросли на 908 млрд грн, или на 141%: с 2,2 трлн до 3,1 трлн грн с одновременным расширением бюджетного дефицита на 483 млрд грн (с 845 млрд до 1,33 трлн грн).
Это объясняется быстрой динамикой расходов по сравнению с динамикой роста доходов: 146 против 141%, разница 5%, которые пошли в дополнительный дефицит.
С одной стороны, это свидетельствует о высокой мобилизации правительством всех существующих источников средств, учитывая и международную грантовую поддержку (которая входит в структуру бюджетных доходов).
С другой стороны, наблюдается крайне низкий показатель удельного веса налоговых поступлений, которые в структуре общего объема поступлений в сводный бюджет составляли до 53%, что является абсолютным историческим антирекордом.
При этом 33% — это неналоговые поступления (из них 27% — собственные поступления бюджетных учреждений), а также официальные трансферты от ЕС, США и других стран — 14%.
Кстати, собственные поступления бюджетных учреждений (медицина, образование) нужно также считать изъятиями из экономики — эти средства, кроме налогов, платятся бизнесом и населением.
Можно сказать, что из 10 грн поступлений в сводный государственный бюджет 5–6 грн платятся населением и бизнесом в виде налогов и еще 3 грн — в виде оплаты услуг бюджетных организаций. Совокупно до 9 грн. Только где-то полторы гривни — за счет грантов стран-доноров.
Налог на добавленную стоимость приносит в казну около 580 млрд грн в год, чаще всего это НДС, начисленный на импортные товары. Повышение ставки на 3% увеличит этот показатель на 30 млрд грн (с учетом динамики экономики и инфляции в 2024 году).
Единый налог в 2023 году принес в местные бюджеты 56 млрд грн, то есть с учетом инфляции введение для ФЛП специального военного сбора в размере 5% (учитывая динамику и инфляцию в 2024 году и разные виды взимания единого налога) приведет к получению дополнительных поступлений в размере 60–70 млрд грн в год.
Более 100 млрд грн ежегодно может принести увеличение военного сбора.
Совокупно это дает приблизительно те же 200 млрд грн, о которых говорил Сергей Марченко, но с учетом необходимости привлечь 400 млрд грн невыясненными остаются источники для еще приблизительно такой же суммы.
По уровню фискальной нагрузки 50% приходится на наемных работников, 35% — на предпринимателей и 15% — на конечных потребителей, то есть тоже на население.
Реален ли этот план?
Приведенные показатели рассчитаны сугубо теоретически и не учитывают один ключевой фактор — реакцию экономики на увеличение налогов.
Такой реакцией закономерно будет тенизация, особенно на рынке труда, где указанные процессы усилены мобилизацией персонала. То есть в случае кратного увеличения налогов бизнес может кратно сократить официальные показатели и в реальности заплатить одну и ту же сумму налогов, что и до «реформы» (а может, и меньше).
Кроме того, налоговые иммобилизационные ресурсы экономики для наполнения бюджета уже и так на максимуме — увеличивать их по основным направлениям налогообложения (налоги на труд, предпринимательство, потребление) невозможно.
Все это напоминает фискальную модель ХІХ века, когда войны велись «за налоги» и затягивание войны приводило к затягиванию поясов и увеличению налогообложения обычных людей.
В ХХІ веке ключевым двигателем роста экономики является потребление, не исключение в этом смысле и Украина.
Следовательно, во время кризиса (пандемия, война) государство должно стимулировать увеличение потребления через рост платежеспособности населения и инвестиционной активности бизнеса.
Стимулирование процесса потребления и платежеспособного спроса населения (конечного потребителя) приводит к естественному, а не механическому увеличению налоговых поступлений в бюджет.
В этой модели налоги на труд необходимо, наоборот, уменьшать, особенно для населения с минимальным уровнем доходов (частично эту задачу выполняет введение прогрессивной ставки «на большие доходы»).
То есть вместо увеличения ставки военного сбора можно было ввести прогрессивную ставку на доходы свыше 100 тыс. грн в месяц. Это позволило бы собрать дополнительно 20–30 млрд грн в год.
Также необходимо стимулировать потребление с помощью снижения ставки НДС на социальные товары (конечное потребление): хлеб, молоко, яйца, овощи и т.д. А еще путем отмены НДС на коммунальные услуги. Льготная ставка НДС по таким социальным товарам и услугам могла бы колебаться от 0 до 10% при базовой ставке в 20%.
Вместе с тем на товары лакшери, новые автомобили, приобретение дорогой недвижимости, драгоценные украшения можно было бы ввести увеличенную ставку НДС в размере 25–35%.
Кроме того, Украина почти не использует такой инструмент формирования бюджета и национального резервного фонда (которого у нас вообще нет), как экспортные пошлины (хотя Украина является сырьевой страной).
Этот вид налога приносит в бюджет жалкие 500 млн грн в год (преимущественно пошлины на металлолом и остаточные пошлины на семена подсолнечника).
Хотя введение ставки экспортных пошлин в размере 5–10% могло бы принести до 50 млрд грн дополнительных поступлений в бюджет (сейчас эти средства оседают на счетах зернотрейдеров в виде сверхприбылей).
Еще одно направление — это увеличение ренты за добычу природных ресурсов и постепенная отмена нулевой ставки НДС при экспорте сырья (оставить нулевую ставку с НДС только по экспорту товаров с высоким уровнем добавленной стоимости). Сейчас государство возмещает в год приблизительно 130 млрд грн НДС, в основном бизнесу при экспорте сырье. Введение ненулевой ставки НДС по сырьевым операциям при экспорте позволит накопить в бюджете до 100 млрд грн в год.
То есть до 170 млрд грн можно найти, введя налогообложение сырьевого бизнеса, работающего на экспорт, а также за счет дополнительного налога на приобретение ценных активов и на большие доходы.
Условно говоря, оплата сырьевым бизнесом и элитами формирования десяти новых бригад, тем более что служить в них придется обычным людям.
Остальные 200 млрд грн можно найти за счет покупки НБУ военных облигаций в размере 50 млрд грн в квартал. Это увеличит инфляцию с нынешних 4–5% до 10–15%, но позволит избежать драконовских налогов на труд и предпринимательство.
Не самая страшная цена.