Война продолжается. Международные лидеры объявляют о поддержке Украины с больших сцен, но за закрытыми дверями идет борьба за каждый голос в пользу выделения финансирования. Объем поддержки уменьшается, риск ее дальнейшего сокращения с каждым днем становится более ощутимым. Одобрение 56-го пакета помощи Конгрессом США откладывали месяцами. Для Украины шестимесячное ожидание стоило слишком дорого. С учетом этого и размера дефицита государственного бюджета Украины, а это свыше 400 млрд грн, правительству придется прибегать к непопулярным шагам. Рассмотрим подробнее некоторые возможные источники финансирования для покрытия дефицита бюджета во время войны.
Быстрые изменения: три вероятных источника наполнения государственного бюджета
- Эмиссия денежных единиц. Вариант эмиссии, или печати денежных единиц, может показаться привлекательным из-за его скорости и доступности. Но этот подход неизбежно приведет к девальвации национальной валюты и обесценению доходов граждан и бизнеса. Украина в 2023 году избежала использования этого метода, осознавая его негативные последствия.
- Увеличение налогов. Повышение налоговой нагрузки может стать временным решением для обеспечения бюджета дополнительными ресурсами. В краткосрочной перспективе такой подход поможет обеспечить наполнение бюджета. Вместе с тем надо помнить, что это несет риски увеличения теневого сектора экономики и также негативно сказывается на условиях ведения бизнеса.
- Внутренние государственные займы. Обращение к внутренним государственным займам является одним из способов дополнительного финансирования. Украина сейчас использует этот метод на ограниченном уровне, приблизительно 4% от общих потребностей страны. Это указывает на потенциал для расширения этого источника финансирования. Важно обеспечить прозрачность и эффективное использование этих ресурсов.
Что может помочь в долгую?
В средне- и долгосрочной перспективе дефицит государственного бюджета должен финансироваться путем увеличения доходов (за счет создания новых бизнесов и новых рабочих мест) и снижения теневого сектора экономики. Министерство экономики Украины запустило разные программы поддержки бизнеса, способствующие повышению предпринимательской активности. При этом объемы схем уклонения и избежания налогообложения, по оценкам Института социально-экономических трансформаций, составляют около 460–700 млрд грн в год. Реализация этой возможности требует реального реформирования системы администрирования доходов, прозрачной работы таможни и борьбы с коррупцией.
Кроме того, доходы от замороженных активов страны-агрессора и сами активы также должны быть источником финансирования дефицита государственного бюджета Украины. Но в этом случае мы зависим от решений международных партнеров.
Правительство Украины планирует реформирование налоговой системы, включая повышение акцизов и налоговой нагрузки на отдельные товары, такие как топливо, алкоголь и табак. Меры нацелены на увеличение доходов бюджета и обеспечение финансовой стабильности в условиях войны. План потенциальных изменений зафиксирован в Национальной стратегии доходов до 2030 года, одобренной Кабмином 27 декабря 2023 года.
Военный сбор для ФЛП: быть или не быть?
Не исключается вероятность введения военного сбора для ФЛП. Сейчас военный сбор составляет 1,5%. Физические лица-предприниматели его не платят. Вместе с тем правительство разрабатывает законопроект о введении обязательной уплаты военного сбора плательщиками единого налога. Хотя такое новшество в отношении частных предпринимателей (ФЛП) противоречит самой концепции упрощенной системы налогообложения, предусматривающей минимальные налоги и отчетность, в условиях военного положения это потенциальный сценарий развития событий.
Реформирование упрощенной системы налогообложения — вопрос чувствительный. Микро- и малый бизнес — это основа предпринимательства и экономической устойчивости страны. В Украине зарегистрировано более двух миллионов ФЛП. Только за последние 12 месяцев — с 1 февраля 2023-го по 1 февраля 2024-го, украинцы создали рекордное количество ФЛП за последнее десятилетие — около 315 тысяч.
Система налогообложения ФЛП простая и понятная. Физические лица-предприниматели платят с своих доходов единый налог, ЕСВ (в период военного положения и 12 месяцев после его завершения уплата ЕСВ добровольная при условии, что стаж за этот период не будет начислен при неуплате) и НДС в случае, если плательщик единого налога находится на общей системе налогообложения.
При этом существует проблема с использованием этого статуса крупным бизнесом для налоговой оптимизации. И в этом направлении правительство определило такие шаги, как реформирование применения упрощенной системы налогообложения путем исключения юридических лиц, внедрение предохранителей для уменьшения злоупотреблений, повышение порога регистрации плательщиков НДС и увеличение эффективных ставок налогов до уровня общего режима.
Решение проблемы дефицита бюджета и усовершенствование налоговой системы требует стратегических решений. Указанные пути, такие как эмиссия денежных единиц, повышение налогов и внутренние государственные займы, — quick wins, но у них есть потенциальные недостатки, среди которых девальвация валюты и увеличение теневого сектора экономики. Стабильное финансирование дефицита бюджета должно быть направлено на увеличение доходов путем развития бизнеса и создания рабочих мест.