В ЕС не рады украинскому зерну, и это не сугубо рыночный вопрос

Инфографика Опрос читателей
Поделиться
В ЕС не рады украинскому зерну, и это не сугубо рыночный вопрос © Getty Images

«Лишь вопрос времени, когда зерновые «коридоры солидарности» сузятся до щелей», — написали мы в феврале, надеясь, что члены нашего правительства, наконец, осознают, что дешевое украинское зерно является не только нашей проблемой.

Вот и имеем: Словакия, Польша и Венгрия в одностороннем порядке приостановили импорт украинских зерновых, а Болгария объявила об аналогичных намерениях. Конечно, мгновенно отреагировала Еврокомиссия, заметив, что страны — члены Евросоюза не могут в одностороннем порядке решать такие вопросы. А украинская сторона бросилась договариваться с соседями, чтобы исправить ситуацию. Но удастся ли? Градус напряжения поднимался еще с осени прошлого года, местные производители буквально собой останавливали фуры с украинским зерном (см. рис. 1), блокируя трассы. Местные правительства обещали производителям, что отыщут решение проблемы и в итоге не нашли ничего лучшего, чем заблокировать импорт из Украины. Мы привыкли к тому, что коррупция — это только наша внутренняя проблема, но вот она привела к вполне реальным «внешним» последствиям. Страну буквально обвиняют в нерыночном поведении ее бизнеса и частично правы.

Рис. 1
Рис. 1
Tygodnik CRY

В чем проблема?

Еще в прошлом году было понятно, что, несмотря на мировой рост цен на пшеницу и продовольственные риски для ряда стран, половина украинского зерна, которое так сложно вывозить из страны, экспортируется с неадекватным дисконтом. Супердешевое украинское зерно, оказываясь на европейском рынке, существенно снизило прибыли местных производителей, они просто не в состоянии конкурировать ни по цене, ни по количеству с украинским зерном. При средней цене пшеницы на глобальном рынке в 362 долл./тонна в Польше нашу пшеницу продавали по 222 долл., в Венгрии — по 233, в Болгарии — по 200 долл. (см. рис. 2). И хотя с самого начала речь шла о транзите через страны ЕС, разница в цене оказалась слишком уж привлекательной, чтобы вокруг этого не выстроились схемы. Впрочем, они были бы невозможны, если бы схемы вывоза из Украины подозрительно дешевого зерна своевременно перекрывались, а договоренность о транзите выполнялась.

По данным Rzeczpospolita, польская прокуратура уже расследует нанесение убытков крупнейшим польским мельницам, которым по поддельным документам вместо зерна польского производства поставляли украинское самого низкого качества. Предварительно заработав на такой подмене 1,5 млн злотых. К сожалению, это не единственное такое расследование.

В поиске дополнительных аргументов в защиту собственного рынка были подняты и вопросы качества нашего товара. Якобы украинское зерно выращивают на «химии», которая в ЕС давно под запретом. Что ж, могут быть и такие случаи. А регулярное упоминание в заголовках западных медиа «украинского зерна с запрещенными пестицидами» точно не идет на пользу внешней торговле.

Но не только к пестицидам есть вопросы. В материалах польской прокуратуры украинское зерно называется «техническим» с примечанием «используется для сжигания и производства пеллет». Что-то новое на этом свете, не твердая или мягкая пшеница, не полба, не каких-то сортов, даже не фураж, — техническая. По версии следствия, эту классификацию придумали украинские поставщики с одной целью — избежать проверки качества, потому что даже фураж проходит ветеринарную инспекцию, не говоря уж о потребительском зерне, а техническое не подлежит какому-либо контролю. Интересная деталь хотя бы потому, что мы, анализируя наши пшеничные поставки, не видели там никакого «технического» зерна, его в кодификации нет. Значит, из Украины едет товар с как минимум двумя пакетами документов — на выезд и на въезд. Уверена, в польской прокураторе это тоже поняли. Последствия не заставят себя долго ждать.

Собственно, мы все их ощутим, когда в очередной раз возникнет вопрос о целесообразности «поддержки коррумпированной Украины за счет европейских налогоплательщиков».

Как эта проблема решается?

Увидев неадекватно низкие цены на наше зерно, мы обратились с запросом в профильное аграрное министерство, попросив объяснить ситуацию. Конечно, волновала нас не судьба польского фермера, нас беспокоило, что украинский земледелец, у которого подорожали и производство, и логистика, получает за зерно мизер, часто даже стоимость сбора урожая не покрывающий.

Ответ министерства поразил вопиющей экономической безграмотностью и равнодушием к проблеме. Точечно это можно объяснить тем, что действующий министр АПК Николай Сольский — один из соучредителей Украинского аграрного холдинга, который, кроме прочего, занимается и зернотрейдингом. А значит, министр вполне может лоббировать интересы трейдеров, несмотря на проблемы каких-то там мелких производителей. Глобально же проблема заключается в том, что экспортная стоимость как таковая мало интересует государство. Это же не импорт, с которого можно собрать пошлину, а эти еще и возмещения НДС хотят. И поскольку выведение прибылей в другие юрисдикции с целью недоплатить здесь налоги почему-то до сих пор мало кого в Украине интересует, максимум, на что власть вообще обращала внимание, — возврат валютной выручки. Не особенно при этом беспокоясь, что вообще-то даже этой выручки может быть больше, если зерно не будут продавать с дисконтом. Мы подсчитали, что если бы объем пшеницы, проданный во втором полугодии 2022-го по цене в 50–150 долл./тонна, экспортировали по средней рыночной цене, только валютной выручки в стране было бы на 750 млн долл. больше (см. рис. 3).

Но бог с ней, с упущенной выгодой, тут хотя бы прямых убытков избежать. Однако правительство не торопится до сих пор.

Недопустимая история о «черном зерне», с откровенным криминалом, закончилась буквально ничем. Напомним, что налоговая предупреждала таможенников о сотнях подозрительных компаний, вывозивших зерно, но таможенники, как и Бюро экономической безопасности, не реагировали и выпускали партии из страны. В результате откровенный схематоз назвали «подозрительной небрежностью». Таможенникам и БЭБовцам пригрозили увольнением, ну и всех участников призвали в рабочие группы и к плодотворному сотрудничеству.

О целебных референтных ценах просто никто не вспоминает. И даже инициатива правительства ввести минимальную экспортную цену на зерновые, привязанную к биржевой цене на глобальном рынке, тоже заглохла. Ровно месяц назад мы писали, что КМУ над этим работает, что ж, статус не изменился. Какой-то у нас избирательный «турборежим» и включается исключительно для какой-то ахинеи. Даже объяснение есть, почему, — потому что к инициативе подключили участников рынка. Нет, не фермеров, у которых скупают зерно за бесценок, а трейдеров, и создавших нынешнюю проблему. Ну, конечно, как же без всестороннего обсуждения с игроками.

И вот наш министр агрополитики с друзьями трейдерами сейчас «ищет консенсус, на основании каких источников информации и как именно будет определяться минимальная цена». Если простые вещи (вот биржа, вот цена) сознательно усложняют, жди беды. Известные нам предложения прекрасны, например, брать среднюю рыночную цену с условием CIF-порт без НДС по курсу НБУ минус 40%. Видите, дисконтик в 40% сразу закладывают в формулу. И, вероятно, не это даже главное, а то, что привязка к условию поставки CIF вообще не о транспортировке зерна по суше, автотранспортные поставки в основном проходят на условиях CPT. То есть решение проблемы со странами-соседями, в которые мы поставляем зерно по железной дороге и автомобилями, где-то потерялось в процессе обсуждений. Они, кстати продолжаются, вскоре представители агроассоциаций подадут предложения и… конкретные редакции норм закона, а затем уже Минагрополитики, налоговая, Минэкономики и Нацбанк возьмутся их обрабатывать в поиске оптимального решения. Так что где-то к лету будет.

Как  раз закончится действие временного упрощенного доступа наших товаров на рынки ЕС. О продлении временных торговых преференций мы, в том числе устами министра АПК, начали просить еще в начале этого года. Именно в тот момент, когда должны были бы активно останавливать наш зерновые схемы и следить за «транзитностью» экспортных поставок, чтобы сохранить реноме надежного партнера. Получим ли мы это продление, принимая во внимание качество и скорость текущей реакции на проблемы? Скажу лишь, что статья 4 Регламента 2022/870, открывшего нам европейский рынок, допускает возможность расследования в том случае, если из Украины будут отправлять товары, которые создают серьезные трудности для отдельных рынков ЕС. По его итогам вполне могут возобновить и пошлины, и квоты. Не только для агроэкспорта, кстати.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме