В Киеве 4-5 декабря проходит первый с 24 февраля 2022 года форум, где присутствуют представители более 400 громад со всей Украины. На повестке дня – обсуждение отчета Еврокомиссии об условиях вступления Украины в ЕС, в котором важная роль отведена децентрализации.
На мероприятии послов G7 представлял посол Японии в Украине Кунинори Мацуда, ЕС – посол ЕС в Украине Катарина Матернова, глава Офиса Совета Европы в Украине Мачей Янчак и другие партнеры.
Украинскую власть, помимо народных депутатов бюджетного, экономического, социального, европейской интеграции комитетов, представляла первый вице-премьер-министр, министр экономики Юлия Свириденко, а также заместители глав Минвосстановления по инфраструктуре Александр Бутенко, Минсоца Дария Марчак, Минветеранов Андрей Павловский. Профильного зама министра восстановления Александры Азархиной, а также профильного зама главы ОПУ Алексея Кулебы на важном мероприятии замечено не было. Последний по нашей информации отменил визит после заявления Виталия Кличко немецкому изданию Spiegel о том, что «Украина стоит на пути к авторитаризму», которое мэр Киева сделал накануне. Видимо по этой же политической причине не было в зале и представителей Конгресса региональных и местных властей при президенте Украины.
Очевидно, что местное самоуправление во главе с Ассоциацией городов Украины приняло решение вести диалог о будущем децентрализации в рамках поствоенного восстановления и развития Украины напрямую с международными партнерами и европейскими институциями, которые и благословили децентрализацию в 2014 году. А сейчас называют продолжение реформы одним из ключевых условий вступления Украины в Евросоюз.
Причины отсутствия внутреннего диалога между ОМС и центральной властью известны. В их числе недавно отгремевший на всю страну кейс с ПДФО военных (партнеры, кстати, все дружно говорили о необходимости сбалансировать бюджетную политику правительства с учетом интересов местного самоуправления, которое должно принимать ключевой участие в планировании восстановления. Да и АГУ предлагала объединяющее решение для обеспечения военных). Плюс раскол по линии профильного объединенного министерства восстановления, которое сделало ставку на лоббирование скандального законопроекта 5655 о градостроительной «реформе» в разрез с позицией ОМС, а также полностью провалило региональное направление, не стало площадкой для коммуникации между ОМС, парламентом, правительством и ОПУ.
В этом же черном списке – намеренно-неосторожное применение центральной властью инструмента военных администраций, необоснованно ограничивающих полномочия ОМС в громадах с действующими радами, вплоть до порочной практики судебного отстранения мэров от власти. Сюда же можно добавить затягивание решения вопроса о четком разделении полномочий центральной и местной власти, четких критериев введения военных администраций, ведь уже 254 громад не имеют законно избранных глав.
Международные партнеры неоднократно в своих документах и выступая на форуме, подчеркивали необходимость продления децентрализации, а также важности сбалансирования политики объединенного министерства, которому «стоит отказаться от лоббирования недоброчесного закона 5655», опираясь на пункты Отчета Еврокомиссии.
В числе нового в отчете Еврокомиссии – поддержка ранее отметаемого реформой статуса громад как юридического лица, что позволило бы громадам защищать свои права, в том числе и от авторитарных замашек Центра. На этой норме, кстати, изначально, еще в 2015 году, настаивал один из ключевых зарубежных экспертов децентрализации специальный посланник правительства ФРГ по вопросам децентрализации, профессор Георг Мильбранд, который также принял участие в работе форума.
По результатам форума будет принято обращение Ассоциации городов Украины к Парламенту, Президенту и Правительству Украины.
Напомним, военные и военно-гражданские администрации - это важный инструмент, которым пользуется государство для оптимизации управления в регионах и громадах в условиях войны. Однако безотчетная перед громадами «железная рука» главы военной администрации близко к линии фронта или после освобождения от оккупации - это одна история, а вот в далеких от войны городах, где полноценно действует местное самоуправление, - совсем другая.
Чем опасно злоупотребление таким инструментом и каких рисков нужно избежать в законопроекте, которым депутаты собираются урегулировать вопрос ВА/ВГА, в статье «Военные администрации: ползучая централизация или необходимый инструмент во время войны?» рассказывает аналитик Руху ЧЕСНО Михаил Загородний.
Также еще осенью 2022 года руководитель Центра конституционной демократии Университета Индианы Дэвид Уильямс в интервью Инне Ведерниковой для ZN.UA «Главное – помнить, за что вы сражаетесь» сказал, что опыт единоличного управления страной во время военного положения может соблазнять президента продолжать управлять государством в ручном режиме.