Европейская комиссия, которая сегодня рекомендовала Совету Европы начать переговоры о вступлении Украины в Европейский Союз, в своем Отчете по выполнению Украиной условий для начала переговоров о вступлении в Европейский Союз подчеркнула, что государству следует продолжить реформирование избирательной законодательной базы с целью выполнения невыполненных рекомендаций Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и продолжать борьбу с коррупцией.
«Украина имеет определенный уровень подготовки в сфере реформы государственного управления, но в течение отчетного периода достигнут незначительный прогресс. Несмотря на то, что украинская государственная администрация доказала свою устойчивость при полномасштабном вторжении, реформа замедлилась или остановилась в ряде секторов», - говорится в заключении.
Отмечается, что достижения реформы децентрализации продолжаются, а муниципалитеты выступают опорой устойчивости Украины, однако есть необходимость в завершении реформы, а местное самоуправление на освободившихся и прифронтовых территориях должно быть постепенно восстановлено там, где это позволяет ситуация безопасности.
Что касается функционирования судебной системы, то в ЕК похвалили реформу отбора судей, однако указали на необходимость усовершенствования законодательной базы в этом направлении и введение более прозрачной процедуры отбора прокуроров руководящего уровня.
Также указывается, что после ликвидации Киевского окружного административного суда необходимо создать новый административный суд для рассмотрения дел, связанных с центральными государственными органами, укомплектованный надлежащим образом проверенными судьями.
Необходимо также принять системные меры для продвижения реформы выполнения судебных решений и продолжить реформу юридического образования.
Подчеркивается также, что для повышения эффективности расследования международных преступлений и сотрудничества с Международным уголовным судом Украина должна гармонизировать свою правовую базу с соответствующими международными стандартами.
Что касается борьбы с коррупцией, то отмечается, что в течение отчетного периода был достигнут определенный прогресс, однако для обеспечения результативности и постоянства антикоррупционных усилий Украина должна продолжать накапливать надежную историю расследований, судебных преследований и окончательных судебных решений по делам о коррупции на высоком уровне, включая арест и арест и конфискацию преступных активов.
"Чтобы справиться с возрастающей нагрузкой, необходимо увеличить штат НАБУ, прокуроров САП и судей Высшего антикоррупционного суда. Кроме того, следует дополнительно оградить САП от возможного ненадлежащего вмешательства путем усовершенствования процедур отбора главы САП и его ключевых должностных лиц, повышения ее организационной и процедурной автономии и усовершенствования системы подотчетности", - отмечается в документе.
Также отмечается, что слабым местом законодательная база и оперативный потенциал борьбы с организованной преступностью. Препятствием в этом направлении являются процессуальные пробелы, дублирование юрисдикций, распространенная коррупция и недостаточно развитая ИТ-инфраструктура. В частности, отмечается, что в Бюро экономической безопасности следует ввести прозрачный и основанный на заслугах отбор руководства и персонала вместе с сильной системой подотчетности.
Что касается основополагающих прав, то в ЕК отметили уменьшение численности зарегистрированных случаев дискриминации меньшинств, в том числе в отношении ЛГБТИК, а также антисемитских действий. В то же время отмечается, что Украине необходимо выполнить оставшиеся рекомендации Заключения Венецианской комиссии по защите прав национальных меньшинств и обеспечить людям с инвалидностью возможность пользоваться своими правами.
Также отмечается, что достигнут лишь ограниченный прогресс в сфере предотвращения пыток и жестокого обращения в тюрьмах и других формах заключения, где необходимо материализовать культурные изменения и принять дополнительные меры для предотвращения и обеспечения ответственности за такие действия.
В ЕК также раскритиковали деятельность телемарафона, отметив, что это уменьшило доступ людей к плюралистическим СМИ в Украине. Отмечается, что положение журналистов остается опасным как экономически, так и физически, и «Украине необходимо предусмотреть новые пути обеспечения послевоенной структуры плюралистических и независимых неонлайн-СМИ (в том числе телевидения), включая долгосрочную перспективу общественного вещателя и независимость национального регулятора».
В то же время указано, что из-за последствий полномасштабного вторжения России, а также существующих структурных экономических проблем, Украина находится на ранней стадии подготовки о своей способности справиться с конкурентным давлением и рыночными силами внутри ЕС.
Война серьезно повредила инфраструктуру Украины и спровоцировала массовый отток людей, что повлияло на экономику. В частности, структура украинской экономики оставалась сосредоточенной в секторах с низкой добавленной стоимостью.
Отмечается, что кластер внутреннего рынка является ключевым для подготовки Украины к требованиям внутреннего рынка ЕС и имеет большое значение для внедрения углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Так, значительный прогресс был достигнут в сфере свободного движения капитала и права интеллектуальной собственности; определенный прогресс был достигнут в финансовых услугах, свободном движении товаров, праве основания и свободы предоставления услуг, а также в праве компаний; однако, ограниченный прогресс фиксируется в сфере конкурентной политики, а также защиты потребителей и здоровья.
Что касается кластера конкурентоспособности и инклюзивного роста, указано на значительный прогресс в цифровой трансформации и СМИ, а также в Таможенном союзе, и определенный прогресс в налогообложении, образовании и культуре. Незначительный прогресс был достигнут в социальной политике и занятости, предпринимательской и промышленной политике, а также в науке и исследованиях.
"Из-за полномасштабного вторжения России, требовавшего чрезвычайных мер экономической политики, прогресса в экономической и монетарной политике достичь не удалось", - отмечается в документе.
Отмечается, что война России против Украины нанесла большой вред транспортной инфраструктуре, окружающей среде и климату, поэтому «зеленая» повестка дня и кластер устойчивой связи имели ограниченное развитие.
В кластере ресурсов, сельского хозяйства и сплоченности определенный прогресс отмечен в сельском хозяйстве и развитии сельских территорий, безопасности пищевых продуктов и ветеринарии (SPS) и фитосанитарной политике.
«В кластере внешних отношений у Украины хороший уровень подготовки. Что касается внешней политики, политики безопасности и обороны, Украина достигла значительного прогресса, поскольку увеличила согласованность с соответствующими решениями ЕС и декларациями общей внешней политики и политики безопасности ЕС до 93% (2022). Прогресс был ограничен в соответствии с торговой политикой ЕС», - резюмируется в документе.
Еврокомиссия подчеркивает, что будет следить за прогрессом и соблюдением требований во всех областях, связанных с открытием переговоров, и будет отчитываться о прогрессе Европейскому Совету в марте 2024 года.
Об ожиданиях Украины на евроинтеграционном пути — в интервью « От решений по Украине зависит весь процесс расширения ЕС » с вице-премьер-министром по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольгой Стефанишиной редактора международного отдела ZN.UA Татьяны Силиной.