Национальное агентство по предотвращению коррупции хочет в обход установленной процедуры попытаться зарегистрировать в Верховной Раде проект закона о системе государственного урегулирования лоббирования в Украине, пишет в Facebook заместитель председателя Общественного совета при НАПК Сергей Миткалик.
Он напомнил, что Государственная антикоррупционная программа предусматривает необходимость урегулирования вопроса лоббирования, поэтому НАПК в последние месяцы активно разрабатывало законопроект под названием «О добровольном лоббировании». Однако НАПК не проводило общественных обсуждений и не выносило вопрос в целом.
«По процедуре, после подготовки законопроекта, НАПК должно провести общественные обсуждения и подать подготовленный проект в Кабмин. Но НАПК решило снять весь негатив с себя и предложить зарегистрировать текст законопроекта и вынести его на голосование через народных депутатов. Депутаты очень хотят принять этот проект, потому что в первую очередь он дает возможности ограничить деятельность общественных организаций и оказывать на них давление в будущем», - отметил Миткалик.
В частности, разработанный НАПК законопроект не разграничивает адвокационную и лоббистскую деятельность. Таким образом, сообщения в социальных сетях и публичная поддержка петиции с требованием наложить вето президента на тот или иной законопроект будут подпадать под признаки лоббизма. Для этого гражданам придется зарегистрироваться в реестре «лоббистов» НАПК.
«Если мы этого не сделаем или нарушим процедуру, НАПК сможет наложить штраф в размере более 80 тыс. гривен», - отметил юрист и добавил, что оговорки о чрезмерном наказании отмечают даже GR-организации и ассоциации, которым в целом выгоден этот закон.
Он добавил, что несмотря на то, что инициаторы законопроекта апеллируют к наличию регулирования лоббизма в европейских странах, в ЕС в своих выводах дали понять, что вопрос урегулирования лоббизма пока не является приоритетным и есть более важные реформы, которые могут предотвратить коррупцию.
«Наши мониторинги лоббирования табачных компаний в украинских реалиях демонстрируют, что компании используют наличные деньги, а основными лоббистами являются, например, помощники народных депутатов, которые являются субъектами обеспечения правотворческой деятельности, и соответственно не подпадают под регулирование лоббизма», – указал Миткалик на одну из существенных пробелов в законопроекте.
Каким образом внедрение в Украине института лоббирования может внести в правовой круг новое поле для злоупотреблений и лишить общественность любого шанса приобщаться к законотворческому процессу, анализировал в своем материале «Лобирование в Украине: to be or not to be?» председатель правления StateWatch Александр Леменов.
В то же время о том, что ликвидация «феодальной раздробленности» когда-то коллегиального НАПК не гарантировала защиту института от «царька», и замены целей и задач института на лояльность к власти, и как председатель НАПК Новиков перевел институт в замкнутое на себя ручное управление читайте в материале отдела политики ZN.UA Инны Ведерниковой в материале «Итоги внешнего аудита НАПК: стратегический провал институции или Новикова?».