Введение в Украине института лоббирования, которое готовят к рассмотрению Верховной Радой, может внести в правовой круг новое поле для злоупотреблений, особенно на фоне выявления ряда проблем в Национальном агентстве по предотвращению коррупции, которое планируют наделить полномочиями регулирования лоббирования, и лишить общественность любого шанса присоединяться к законотворческому процессу, пишет в своем материале «Лоббирование в Украине: to be or not to be?» председатель правления StateWatch Александр Леменов.
«Без полноценного обсуждения, понимания, как именно НАПК сможет справиться с имплементацией указанных новелл и станет способным привлечь к ответственности лиц, нарушающих в этом аспекте законодательство, нечего и лезть в соответствующую отрасль. Тем более в ситуации, когда после международного аудита деятельности НАПК стал очевидным ряд проблем с прозрачностью и лояльностью к власти этого института во главе с Новиковым», - отмечает эксперт.
Он напоминает, что, по словам руководителя Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина, руководителю НАПК Александру Новикову на Банковой предложили должность генпрокурора в случае наличия соответствующего количества голосов за законопроект.
«Люди, где Новиков, а где сбор голосов под законопроект? Учитывая этот критерий, у Давида Арахамии шансов стать генпрокурором гораздо больше. …Только, по последней информации, Новиков вряд ли займет кресло на Резницкой: его кандидатуры Ермак не рассматривает. А вот окончательно испортить свою репутацию сможет», - пишет Леменов, отмечая, что сбор голосов депутатов за законопроект не в компетенции главы НАПК, а в самом законопроекте достаточно поводов, чтобы разрушить карьеру Новикова.
«Следовательно, руководитель ЦПК Виталий Шабунин уверен, что введение соответствующих норм — это не о благих намерениях, а об элементарной мести гражданскому сектору за открытие е-деклараций. … Однако законопроектом об урегулировании лоббирования, по мнению главы ГПК, (не)элиты попытаются закрыть для экспертов извне мира политики доступ к законотворческому процессу», - додает автор.
Так, если сегодня фактическим автором норм любого законопроекта может быть эксперт или общественный деятель, работающий в соответствующей сфере, то по нормам законопроекта «О добродетельном лоббировании» за каждое добавленное слово или часть определенной статьи какого-либо проекта того или иного специалиста, который не является субъектом законодательной инициативы, придется зарегистрироваться в «базе лоббистов», администрируемой НАПК. Это значительно усложнит доступ к формированию повестки реформ.
Тем не менее создать закон «О лоббизме» придется, поскольку это предусмотрено в принятом в августе 2023 года законе «О правотворческой деятельности» и Государственной антикоррупционной программе.
«Если власть пойдет на отрезание возможностей для представителей гражданского общества по формированию повестки дня реформ, будет отвергнута не только общественность. Но и международные организации, ключевые геополитические партнеры и ведомства, которые годами предлагали вестернизировать законодательство по разным отраслям, сделав процедуры и институты лучше и прозрачнее в их деятельности», - указывает Леменов.
Таким образом, всех экспертов, отслеживающих возможные вредные поправки к законопроектам, нужно будет внести в реестр лоббистов.
«К сожалению, в украинских реалиях крупные финансово-промышленные группы все равно найдут теневые пути обхода ограничений закона «О добропорядочном лоббировании», как бы его ни назвали. А вот на влияниях общественных организаций, которые последние почти десять лет являются основой реформирования государства, можно будет ставить крест. Всех авторов любых поправок – в реестр. Со всем перечнем персональных данных и в случае «неприятных» изменений в законодательство — под риск разного вида ответственности», - отмечает аналитик.
Он додает, что закон о лоббизме — неплохая идея, но она не ко времени. При этом в лучшем случае норма не заработает, а в худшем - станет карательным механизмом.
«В наших реалиях нет сомнений, что депутаты сделают все возможное, лишь бы отсечь активистов от любого влияния на формирование новых законов. …Трудно прогнозировать, в какую сторону и кто извлечет уроки правления Новикова и проблем институции. А представим, что вместо него придут очередные венедиктовые-сухачевы… Искусственным образом будут ограничивать доступ, исключать из реестра, а подал поправку без включения – ответственность», - резюмирует Леменов.