Национальному университету "Львовская политехника" исполняется 170 лет. О том, чем живет его коллектив, что беспокоит преподавателей и студентов, о насущной проблеме улучшения системы, господствующей в украинской жизни на разных уровнях, - в беседе с ректором НУ "Львовская политехника", доктором технических наук, профессором Юрием Бобало.
Вместо знаний - ответы на тесты
- Юрий Ярославович, недавно вас во второй раз избрали на должность ректора. Помнится, 6 лет назад, после одного года пребывания на должности ректора Политехники, вы проронили "живописную" фразу: "Я на новой для себя должности знаю, чего хочу, знаю, чего должен достичь, и хочу, чтобы это произошло, как хочу". Итак, что вы знаете сегодня?
- Знаю, чего хочу, знаю, что могу и чего хотят работники "Львовской политехники".
- И что сделано из того, что вы хотите и можете сделать для родного коллектива?
- Практически отремонтирован весь аудиторный фонд. Начато строительство кооперативного дома. У нас нет на очереди ни одного человека, нуждающегося в жилье (имею в виду научно-педагогический - и не только - коллектив). Есть необходимость в улучшении жилищных условий.
Дальше - из того, чего мы достигли. Мы первыми в Украине получили статус исследовательского университета. Это заслуга всего коллектива. Имея такие результаты, Львовская политехника смогла практически первой в Украине пройти аккредитацию по упрощенной схеме.
- Тогда, после первого года пребывания в статусе ректора Политехники, вы почему-то были убеждены: "первый год - чувствуешь себя приятно, все неприятности начинаются со второго года".
- Самой большой неприятностью стал иск на нас в суд за инвестиционное соглашение.
- То есть?
- Мы нашли инвестора, который должен был построить один жилой дом для наших работников, спорткомплекс, надстройку над четвертым корпусом и студенческое общежитие. А себе он должен был построить два дома. Но… вмешалась одна общественная организация… И мы, таким образом, влипли, как говорится, в ситуацию…
- Недавно пришлось прочитать следующее: Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО) подвел итоги ВНО. Выяснилось, что 43% абитуриентов не справились с тестами по математике; ни один не получил максимум в 200 баллов по физике; по биологии максимальное количество баллов набрал только один выпускник из 80 тыс.; только 4 человека из 130 тыс. получили максимальное количество баллов.
Спрашивается, куда идет средняя школа? Что творится в ней?
- (Вздыхает). То, что творится в средней школе, - очень актуально и для вузов. Я бы задал вопрос по-другому: а куда идет государство?.. Это все из-за того, что не выполняется закон об образовании. Ведь что реально представляют собой десятый, одиннадцатый классы? Они - неполные. Там большинство школьников надеются и хотят поступить в вуз, а школу почти не посещают, поскольку ходят к репетиторам. А что они, репетиторы, делают? "Натаскивают" учеников на конкретные тексты. Так что дети после средней школы получают диплом не за получение определенной суммы знаний, а за то, что освоили некоторые элементы среднего образования. Разве может такой выпускник поступать в вузы? Значит, мы зачисляем того, кто получил баллы по математике, истории, украинскому языку. У него знаний нет, у него - только ответы на тесты.
Новая специальность - "атомная энергетика"
- По количеству поданных заявлений в украинские вузы в конце июля в Единой государственной электронной базе по вопросам образования Львовская политехника была на третьем месте - после ЛНУ и КНУ. Как вам это удается?
- Бывает, что и на первое место выходим. Я бы здесь акцентировал две вещи: первое - Львовская политехника известна своими направлениями, специальностями, которые впоследствии позволяют нашим выпускникам трудоустроиться. И второе: в 2014 г. в 6 часов 10 августа мы полностью выполнили госзаказы. Получили также более тысячи заявлений на коммерческую форму подготовки.
- Станислав Николаенко, экс-министр образования и науки, считает, что государство не способно единолично предоставлять качественное образование. Что нужно создать фонды школ, фонды развития среднего образования, вводить целевые образовательные налоги и сборы. Ваше мнение?
- Недавно на одном из круглых столов, в котором принимали участие, в частности, Михаил Згуровский, Лилия Гриневич, я услышал интересное мнение: МОН должно наладить обратную связь. Речь идет о том, что в министерстве должны интересоваться реакцией вузов на те или иные нововведения. Тогда действительно не будет глупостей. Там должны прислушиваться к ректорам, общественности вузов.
- Что нового в этом учебном сезоне ожидается в университете? Ходят слухи, что начнет работать кафедра конституционного права…
- Да, будет кафедра конституционного права. У нас есть новая специальность - "атомная энергетика". Открываем ее после того, как Крым был аннексирован (такая кафедра работала в Севастополе).
- А как работает факультет журналистики в техническом вузе?
- Очень большой наплыв желающих. Мы довольно серьезно относимся к подготовке журналистов. Оборудовали Центр подготовки журналистов, где работают телецентр, радиоцентр, универсальные структуры. Будущие журналисты будут приобретать навыки в этом Центре.
- Как работает Научно-учебный центр с правами Отделения целевой подготовки Национального университета "Львовская политехника" и Западного научного центра (ЗНЦ), готовящий специалистов с повышенным творческим потенциалом?
- Очень активно. Поддерживает хорошие отношения со всеми академическими институтами. Часто встречаемся с директором, корректируем эту работу. Работа будет расширяться. Учтите и это: более 50 профессоров из академических институтов ЗНЦ преподают в Политехнике.
- Среднее образование в Украине входит в пятерку самых низкооплачиваемых отраслей (по результатам 2013 г.). На него выделяется в десять раз меньше средств, чем в США, и в три раза - чем в Польше. Что делать? Как исправлять положение?
- Искать деньги… Надо все же их искать - в широком смысле этого слова.
- На становление мировоззрения молодого человека влияют политика, СМИ, церковь, семья, образование, социокультурная среда. На ваш взгляд, на каком месте образование?
- Где-то посредине. Думаю, на первых местах - СМИ и церковь…
Куда не кинь - всюду клин
- Не слишком ли много в Украине высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации? Да и во всех ли вузах высокий уровень профессионализма?
- Думаю, стоило бы уменьшить их количество. Но… что делать с работниками, куда их девать? А куда идти детям?.. Что касается школы, то я предлагал отменить в ней выпускные экзамены (6 или 8). Ну зачем они? Замените соответствующими предметами ВНО. И тогда дети старались бы учиться. И средний балл аттестата определять через ВНО. Человек, на уровне первого заместителя министра, задал мне вопрос: "Где взять деньги?" Словом, куда не кинь - всюду клин…
- Сколько в Политехнике студентов из-за рубежа?
- Четыреста.
- Много политехников стажируются за границей?
- Если говорить о долгосрочных стажировках, то студентов приблизительно 200, а преподавателей - около 50.
- Согласно новому закону о высшем образовании, студенты Политехники уже имеют право выбирать преподавателей и курсы?
- Сейчас - нет. Но думаю, что скоро смогут.
- Создание Национального агентства по обеспечению качества высшего образования - это подарок стране?
- Это хорошо. Должна быть независимая структура. Чтобы никто не мог влиять.
- Получила ли Политехника широкую автономию?
- Должна быть реальная автономия. Политехника потеряла спортивно-оздоровительный лагерь в Алуште (из-за аннексии Крыма), который был в государственной собственности. А если бы он был в собственности университета, мы могли бы его отсудить. Вузы должны быть наделены правом собственности на землю. Организация учебного процесса: курсы, предметы, методики обучения - все это должны определять университеты.
- Сколько грантов на научную работу получает Политехника от международных фондов и организаций?
- Ежегодно - до десятка.
- Много ли хоздоговоров по заказу зарубежных фирм и учреждений заключено университетом?
- Около 50-60. Зарубежные фирмы заказывают их и платят деньги за это.
- Растет ли количество студентов, принимающих участие в научно- исследовательской деятельности?
- Да. Стараемся их привлекать. При системе отбора в магистратуру нужно начислять дополнительное количество баллов - за каждую научную статью, за патент, за научную работу.
- И в завершение - что можете сказать по поводу подготовки и аттестации научно-педагогических кадров?
- Многие соискатели получают ученые звания за работы, которые сами не делали. Должны также констатировать: качество научных работ, по сравнению с 1980-1990-ми годами, существенно снизилось. Система подготовки научно-педагогических кадров крайне нуждается в совершенствовании.